Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 31 марта 2016 г. N 2579/04
Резолютивная часть решения оглашена "28" марта 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено "31" марта 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Коренченко К.А. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Пахальян А.И. - заместитель начальника
отдела контроля органов власти;
Ратникова О.С. - главный специалист-эксперт
отдела контроля органов власти;
Мамедов А.А. - специалист 3 разряда отдела контроля органов власти,
рассматривая дело N 2579/04 по признакам нарушения Администрацией Милютинского района Ростовской области (347120, Ростовская область, Милютинский р-н, Милютинская ст-ца, ул. Павших Героев, 50; далее Администрация) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
в отсутствии представителей Администрации, Муниципальноого унитарного пассажирского автотранспортного предприятия Милютинского района Ростовской области, Прокуратуры Милютинского района Ростовской области, установила:
11.12.2015 г. (вх. N 20307) в Ростовское УФАС России Прокуратура Милютинского района Ростовской области (далее - Прокуратура) представила информацию о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях должностных лиц Администрации.
Также, 18.02.2016 г. (вх. N 2546) в Ростовское УФАС России из Морозовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный отдел) поступили материалы проверки деятельности Администрации по факту реализации спорного имущества, путем дачи согласия муниципальному унитарному пассажирскому автотранспортному предприятию Милютинского района Ростовской области (далее - МУП АТП) на реализацию муниципального имущества в обход публичных процедур, а именно, автомобиля ГАЗ - 3102 регистрационный N У777МТ61/RUS, год выпуска 1999 г; идентификационный номер (VIN) XTH310200X0879075; модель N двигателя *40200-М*Ч3348190*; шасси (рама) N879075; кузов (прицеп) N 310200X0097228; ПТС 52ЕН 830830; цвет кузова (кабины) Белый; мощность двигателя л.с. (кВт) 100 (73,5) обременение не установлено (далее - спорное имущество, автомобиль).
Названные обстоятельства послужили поводом для возбуждения 29.12.2015 г. в отношении Администрации дела N 2579/04.
Определением от 29.12.2015 г. (исх. N 22919/04) дело N 2579/04 было назначено к рассмотрению на 29.02.2016 г.
Однако, в связи со вступлением в силу 05.01.2016 г. Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно ч. 1 ст. 48.1 ФЗ "О защите конкуренции" перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.
02.03.2016 г. (исх. N 3275/04) Комиссией Ростовского УФАС России было принято заключение об обстоятельствах дела N 2579/04
В соответствии с ч. 3 ст. 48.1 ФЗ "О защите конкуренции" в случае принятия заключения об обстоятельствах дела, дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.
Определением от 02.03.2016 г. (исх. N 3274/04) дело N 2579/04 было отложено и назначено к рассмотрению на 28.03.2016 г.
В соответствии с ч. 5 ст. 48.1 лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.
Вместе с тем, письменные пояснения от лиц, участвующих в деле, до окончания рассмотрения настоящего дела, в Ростовское УФАС России не поступили
Комиссия, изучив материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам:
Согласно Постановлению Главы Администрации от 13.07.2015 г. N 218 Администрация обязана обеспечить приватизацию автомобиля в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации муниципального имущества, утвержденным решением Милютинского районного Собрания депутатов от 17.11.2014 г. N 468.
17.07.2015 г. Администрацией, на официальном сайте torgi.gov.ru в сети Интернет размещено извещение N170715/0277463/02 о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи (приватизация) автомобиля.
С момента размещения вышеуказанного извещения в сети Интернет, в Администрацию поступило 4 заявки на участие в аукционе, в том числе от Королева А.А.
Таким образом, Администрация располагала сведениями, что на спорное имущество, выставленное на торги, имеется определенный круг претендентов, готовых приобрести данное имущество.
При этом, 06.08.2015 г. в Администрацию поступило заявление от МУП АТП о передаче автомобиля в хозяйственное ведение для нужд предприятия.
Постановлением Главы Администрации от 07.08.2015 г. N 278 проведение аукциона было отменено, в связи с чем, на официальном сайте torgi.gov.ru в сети Интернет размещено извещение об отмене торгов.
Согласно письменным пояснениям Администрации от 02.02.2016 г. (вх. N 1669) данный аукцион был отменен по причине поступления заявления от МУП АТП о передаче автомобиля в хозяйственное ведение для нужд предприятия, в связи с выходом из строя транспортных средств, осуществляющих внутрирайонные перевозки пассажиров, а приобретение запасных деталей для МУП АТП является затратным.
В этой связи, Администрацией было принято решение об отмене аукциона, для того, чтобы снять запасные детали с автомобиля и поставить их на транспортные средства, осуществляющие перевозку в МУП АТП.
Вместе с тем, согласно представленным Следственным отделом в материалы дела объяснениям главы Администрации Королева А.Н. спорное имущество, на момент принятия решения об отмене торгов, не было исключено из состава имущества, подлежащего приватизации на 2015 год.
В соответствии с договором от 13.08.2015 г. N 1 "О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП АТП" автомобиль закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП АТП.
Согласно представленным Следственным отделом в материалы дела объяснениям директора МУП АТП Стрельченко С.В., при нахождении автомобиля в ведении МУП АТП, с него были сняты детали, которые в дальнейшем были использованы для других автомобилей МУП АТП.
В последующем содержание спорного имущества для МУП АТП стало затруднительным в силу финансового положения предприятия, его ремонт требовал больших расходов, в связи с чем, рассматривался вопрос об утилизации спорного имущества в пункт приема металлолома.
При этом, в августе 2015 года. в МУП АТП от Королева А.А. поступило предложение покупки автомобиля за 6000 рублей.
Согласно письменным пояснениям от 01.02.2016 г. (вх. N 1498), представленным в материалы дела МУП АТП, в соответствии с ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Согласно ч. 2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
В этой связи, письмом от 28.08.2015 г. N 57 МУП АТП просит Администрацию разрешить продажу спорного имущества в связи с невозможностью эксплуатации.
Распоряжением Администрации от 28.08.2015 г. N 109 МУП АТП было разрешено осуществить продажу спорного имущества.
28.08.2015 г. Решением Собрания депутатов Милютинского района от 28.08.2015 г. N 48 автомобиль был исключен из перечня муниципального имущества Милютинского района, подлежащего приватизации в 2015 году.
На основании договора купли-продажи от 04.09.2015 г. спорное имущество продано Королеву А.А.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что спорное имущество фактически не эксплуатировалось МУП АТП, а подлежало перепродаже другому лицу в кратчайшие сроки с момента его приобретения.
При этом, Администрация, обладая информацией о наличии заинтересованности в приобретении автомобиля определенным кругом лиц, дала согласие на осуществление продажи спорного имущества, в обход публичных процедур, тем самым предоставила преимущественные условия в приобретении данного имущества Королеву А.А.
Следовательно, в данном случае, спорное имущество было передано Администрацией в хозяйственное ведение МУП АТП с целью его реализации в обход публичных процедур.
Согласно Письму Федеральной антимонопольной службы от 20.03.2009 г. N АЦ/7391 дача собственником имущества согласия (задания) на отчуждение государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов является нарушением статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
При этом, передача муниципального имущества конкретному лицу без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного лица преимущественные условия в получении указанного имущества и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеназванные права в отношении муниципального имущества.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.11.2011 по делу N А66-7056/2010 указал, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Таким образом, Комиссия Ростовского УФАС России считает что, в действиях Администрации, выразившихся в принятии Распоряжения от 28.08.2015 г. N 109 о даче согласия МУП АТП на реализацию спорного имущества в обход публичных процедур, содержится нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно ч. 1 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, в силу того, что в материалах дела имеется договор купли-продажи спорного имущества от 04.09.2015 г., заключенный между МУП АТП и Королевым А.А., основания для выдачи предписания по настоящему делу отсутствуют.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, ст. 50 ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать Администрацию муниципального образования "Милютинский район" нарушившей ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Администрации муниципального образования "Милютинский район" предписание не выдавать, в связи с отсутствием оснований.
Председатель Комиссии
К.А. Коренченко
Члены Комиссии:
А.И. Пахальян
О.С. Ратникова
А.А. Мамедов
Решение и предписание могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня их принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 31 марта 2016 г. N 2579/04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016