Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 29 марта 2016 г. N 03-10.1/55-2016
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
Шевченко А.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "ИнтерАвто" (далее - Заявитель, Общество) на действия департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его единой комиссии (далее - уполномоченный орган, единая комиссия) при осуществлении закупки "Поставка запасных частей для грузовых автомобилей марки КамАЗ" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0152300011916000089) (далее - электронный аукцион),
в присутствии <_> установила:
1. В Омское УФАС России (вх. N 2009 от 23.03.2016) поступила жалоба Заявителя, согласно которой единой комиссией уполномоченного органа были нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) при отказе в допуске Обществу к участию в аукционе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-1793 от 24.03.2016) уполномоченным органом были представлены материалы электронного аукциона (вх. N 2115 от 28.03.2016), из которых следует, что 25.02.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 5435855 рублей.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 18.03.2016 следует, что на участие в электронном аукционе поступило две заявки, Заявителю было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника от 18.03.2016 заявка ООО "Торопин" признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей сторон, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Данные требования были установлены в разделе II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Указанные требования к содержанию первой части заявки закреплены уполномоченным органом в подпункте 4.1 пункта 4 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению, порядок подачи" раздела I "Сведения об электронном аукционе" документации об аукционе.
При этом в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержится пояснение:
"Понятие страны происхождения товара регламентируется положениями части 1 статьи 58 Таможенного кодекса таможенного союза; рекомендуется указать страну происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (постановление Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира")".
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок от 18.03.2016 следует, что Заявителю (порядковый номер 001) отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию:
"Отказать в допуске участника закупки к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 ФЗ N 44-ФЗ: предоставление недостоверной информации, заявка участника содержит недостоверные сведения о стране происхождения товара по позициям NN 14, 164, 165 - "США" (общероссийский классификатор стран мира, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 14.12.2001 г. N 529-ст, не содержит в себе вышеуказанное наименование страны)".
Изучив заявки на участие в аукционе всех участников закупки, Комиссия установила, что по позициям 14, 164, 165 указано наименование страны происхождения товара "США".
В жалобе Заявителя указано:
"Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок, в том числе частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, не установлено, что ОКСМ должен применяться при указании страны происхождения товара в заявках участников закупок.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской
Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Считаем, что указание нами в первой части заявки на сокращение - США, позволяло единой комиссии Уполномоченного органа в полной мере сделать вывод о том, что страной происхождения товара является именно Соединенные Штаты Америки".
При этом Заявитель ссылается на Решение Омского УФАС России N 03-10.1/105-2015 от 14.04.2015 года, вынесенного по аналогичной жалобе.
Не соглашаясь с доводами Заявителя, представители уполномоченного органа дали следующие пояснения:
"Заявитель в жалобе указывает, что исполнил требования Закона "О контактной системе", указав в заявке наименование страны происхождения товара по позициям N 14, 164,165 - США. Полагает, что ОКСМ не должен применяться при указании страны происхождения товара в заявках участников закупок.
Понятие "страна происхождения товара" определено в Таможенном кодексе Таможенного союза. Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Для идентификации наименования страны происхождения товара, единая комиссия руководствовалась положениями Общероссийского классификатора стран мира (постановление Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира"), которыми не предусмотрено такое наименование страны как США.
Согласно инструкции по заполнению заявки, содержащейся в подпункте 4.2.4. пункта 4.2 документации, было рекомендовано при описании конкретных показателей товара указывать страну происхождения в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.
Указание данных рекомендаций в документации преследовало цель установления формального единообразного объективного подхода к заявкам участников аукциона, исключающих субъективный фактор.
Таким образом, заявитель по позициям N 14, 164, 165 указал недостоверную информацию о наименовании страны происхождения товара - США.
Кроме того, указанная заявителем ссылка на решение Омского УФАС N 03-10.1/105-2015 от 14.04.2015 по аналогичному делу о признании жалобы обоснованной является несостоятельной, так как данное решение Омского УФАС было обжаловано в Арбитражный суд Омской области (дело N А46-5647/2015) и было признано незаконным. Решение Арбитражного суда Омской области было оставлено в силе судами апелляционной и кассационных инстанций".
Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В жалобе Заявителя указано, что в Федеральном законе о контрактной системе отсутствуют положения об обязательности применения ОКСМ при указании страны происхождения товара в заявках участников закупок.
Комиссия, не опровергая данный довод, отмечает, что судебная практика Омского УФАС России свидетельствует о том, что фактически при рассмотрении данной категории жалоб Комиссия должна исходить из нижеследующих дополнительных обстоятельств.
Во-первых, ОКСМ входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в Российской Федерации.
ОКСМ гармонизирован с Международным стандартом ИСО 3166-97 "Коды для представления наименований стран", разработанным Международной организацией по стандартизации (ИСО), и Межгосударственным классификатором стран мира МК (ИСО 3166) 004-97 и предназначен для идентификации стран мира и используется в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных, спортивных связей и т.д.
Объектами классификации ОКСМ являются страны мира, под которыми понимаются суверенные государства и территории, имеющие политические, экономические, географические, исторические особенности и представляющие интерес с точки зрения внешнеторговых операций, транспортных перевозок и т.д.
Приложение "А" ОКСМ включает краткие и полные наименования стран мира, расположенные в алфавитном порядке кратких наименований, а также их буквенные и цифровые коды, в том числе, под цифровым кодом 840 указана страна - Соединенные Штаты (сокращенное наименование), Соединенные Штаты Америки (полное наименование), US, USA (буквенные коды).
Согласно пункту 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677, применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Во-вторых, в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается путем внесения в проект контракта из заявки участника закупки, ставшего победителем, сведений о товаре, в том числе сведений о стране происхождения товара.
Частью 1 статьи 103 Федерального закона о контрактной системе установлена обязанность заказчиков вести реестр контрактов, заключенных заказчиками, в который в соответствии с частью 2 указанной статьи вносится информация об объекте закупки, в том числе о наименовании страны происхождения товара.
Пунктом 20 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2014 N 136н, предусмотрено, что при формировании информации об объекте закупки, наименовании страны происхождения или информации о производителе товара в отношении исполненного контракта наименование и код страны происхождения товара, а также наименование и код страны регистрации производителя товара указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.
В-третьих, при исполнении контракта поставщик обязан представить заказчику счет-фактуру, который заполняется в строгом соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", устанавливающего в том числе правило об указании страны происхождения товара в соответствии с ОКСМ.
На основании изложенного следует, что заявителем в качестве наименования страны происхождения товара указано - США. Данное обозначение не является ни полным, ни сокращенным наименованием стран, перечисленных в ОКСМ, также не является ни буквенным, ни цифровым кодом, указывающим на страну.
В общем случае произвольное применение участником закупки подобных обозначений может ввести в заблуждение единую комиссию Заказчика и привести к указанию в заключенных контрактах неверного наименования страны происхождения товара.
Как следует из возражений уполномоченного органа, именно в этих целях в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе участникам закупки было рекомендовано при описании конкретных показателей товара указывать страну происхождения в соответствии с ОКСМ.
У участников закупки, в свою очередь, не было никаких препятствий для исполнения указанного требования.
Учитывая, что заявителем не было представлено иных доказательств, подтверждающих доводы жалобы, Комиссия считает действия единой комиссии правомерными, а жалобу необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия решила:
Признать необоснованной жалобу ООО "ИнтерАвто" на действия департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его единой комиссии при осуществлении закупки "Поставка запасных частей для грузовых автомобилей марки КамАЗ" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0152300011916000089).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 марта 2016 г. N 03-10.1/55-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016