Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
N 05-03/1481 (опубликовано 31 марта 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Архангельское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
Председатель |
- |
Бугаев Д.В. |
Руководитель Архангельского УФАС России |
Член комиссии |
- |
Нестеренко Е.В. |
Начальник отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России |
Член комиссии |
- |
Красильникова Е.И. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России |
Член комиссии |
- |
Емельянова Г.С. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России |
рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобу АО "АрхоблЭнерго", в присутствии представителей заявителя - <> (по доверенности), <> (по доверенности), представителя от ООО "АльянсТеплоЭнерго" - <> (по доверенности), без участия представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации МО "Пинежский муниципальный район", установила:
11 марта 2016 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба АО "АрхоблЭнерго" (далее по тексту - Заявитель) на действия организатора конкурса - комитет по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации МО "Пинежский муниципальный район" при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты централизованной системы теплоснабжения и иного имущества, расположенные на территории муниципального образования "Карпогорское" Пинежского района Архангельской области) по извещению N 171215/0137554/01.
Содержание жалобы:
1) В пункте I "Предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения" приложения N 3 "Критерии Конкурса и предельные (максимальные) значения критериев Конкурса" разбивка сумм по годам противоречит приложению N 10 "Перечень мероприятий и основные характеристики для выполнения задач в системе теплоснабжения на период концессии". По приложению N 10 сумма в размере 138, 925 млн.руб. (80%) должна быть внесена уже до конца 2019 года, а согласно приложению N 3 за этот же период предусматривается инвестирование в размере 16,827 млн.руб. (9,7%).
В конкурсной документации существуют противоречия, которые не позволяют однозначно определить, в каком именно объеме и в какие сроки необходимо осуществить инвестиции.
2) Согласно пункту 4 приложения N 10 в 2019 году последние котельные, указанные в приложении N 2, должны быть закрыты и теплоснабжение потребителей должно осуществляться от новой котельной СХТ, т. е. С 2019 года основным (единственным) видом топлива становится щепа, при этом пункт 4.3.1 приложения N 3 щепа, топливо для новой котельной СХТ, отражается только с 2023 года. В разных приложениях строительство котельной 10 МВт отнесено на разные сроки.
Информация, изложенная в различных разделах конкурсной документации, противоречит друг-другу.
3) Пункт 4.4. приложения N 3 величина технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям с 2016 по 2035 годы постепенно растет с 2811,43 до 6989,43, что противоречит целям концессионного соглашения и определению реконструкции объекта, при котором происходит улучшение характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
4) В приложении N 4 конкурсной документации установлены минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера, тем самым организатором конкурса установлен такой параметр, как начальное условие в виде числового значения для критерия конкурса "плановые значения показателей деятельности концессионера", что противоречит части 4 статьи 24 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Жалоба АО "АрхоблЭнерго" рассмотрена с учетом следующего.
17.12.2015 на сайте www.torgi.gov.ru было размещено сообщение N 171215/0137554/01 о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты централизованной системы теплоснабжения и иного имущества, расположенных на территории муниципального образования "Карпогорское" Пинежского района Архангельской области).
Организатор торгов - комитет по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации МО "Пинежский муниципальный район".
Предмет торгов: лот N 1 - Объекты централизованной системы теплоснабжения и иное имущество, расположенные на территории муниципального образования "Карпогорское" Пинежского района Архангельской области и находящееся в собственности муниципального образования "Пинежский муниципальный район".
Заявки на участие в открытом конкурсе по лоту N 1 подали: ОАО "АрхоблЭнерго", ООО "АльянсТеплоЭнерго", которые согласно протоколу проведения предварительного отбора участников по открытому конкурсу от 18.02.2016 N 2 были допущены к участию в торгах.
Как следует из материалов дела и пояснений, представленных Администрацией МО "Пинежский муниципальный район" письмами от 18.03.2016 N 523/01-15 и 24 марта 2016 года N 584/01-15, конкурсная документация сформирована согласно данным, представленным в адрес администрации МО "Пинежский муниципальный район" Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (письмо от 23.11.2015 N 313/4272) и Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (письмо от 05.11.2015 N 203/01-13/8231).
В частности, Агентство представило данные, оформленные в таблицу "Сведения о ценах, значениях и параметрах, используемых для расчета дисконтируемой выручки и подготовки конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования "Пинежский муниципальный район".
Комиссия отмечает, что показатели из указанной таблицы нашли свое отражение в приложении N 3 конкурсной документации.
В свою очередь, Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области рекомендовало включить в планируемое к заключению концессионное соглашение следующие мероприятия с учетом сроков, обеспечвающих скорое сокращение бюджетных расходов на эксплуатацию объектов теплоснабжения с. Карпогоры, замещения привозного углольного топлива, а также с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" о развитии систем централизованного теплоснабжения о следующие:
1. Строительство, с учетом проектирования, тепловой сети для объединения систем теплоснабжения котельных "СХТ" (N 14), "Родничок" (N7), Баня (N 2) и "РСУ" на базе котельных "СХТ" (N 14) с установкой двух котлов на котельной "СХТ" (N 14), и одного котла Квр-0,93 на котельной "Больница" (N 8) в 2016 году на сумму 8925 тыс.руб.
2. Строительство тепловых сетей от котельной "СХТ" (N 14) с целью подключения потребителей котельных "ЛПХ" ("ГИБДД", N 11), "Администрации" (N1), "Гаража" (N 5), "Очистные сооружения" (N 4) и "Школы" (N 3) к котельной "СХТ" (N 14) в 2017-2018 году на сумму 10 000 тыс.руб.
3. Реконструкция, с учетом проектирования, котельной "СХТ" (N 14) в части увеличения ее установленной мощности до 10 МВт для покрытия тепловых нагрузок всех потребителей с. Карпогоры, которым оказываются услуги централизованного теплоснабжения, а также с учетом перспективы подключения новых потребителей, расположенных вблизи вновь прокладываемых тепловых сетей, в 2020-2022 году на сумму 100 000 тыс. руб.
4. Строительство, с учетом проектирования, участков тепловых сетей для подключения потребителей котельных "Больница" (N 8), "Жилфонд" (N 6), "Аэропорт" (N 10) к новой модернизированной котельной "СХТ" (N 14) в 2023-2024 году на общую сумму 20 000 тыс. руб.
5. Реконструкция тепловых сетей с. Карпогоры протяженностью 6250 п.м. в 2025-2035 годах на сумму 33 981 тыс. руб.
Рекомендуемые Министерством мероприятия должны были найти свое отражение в приложении N 10 к конкурсной документации.
Однако, Комиссией установлено, что организатором торгов при формировании приложения N 10 "Перечень мероприятий и основные характеристики для выполнения задач в системе" конкурсной документации были внесены изменения в показатели по срокам исполнения мероприятий, рекомендованные Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области:
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения, рекомендуемый Министерством |
Срок исполнения, установленный в приложении N 10 |
Ориентировочные затраты тыс.руб. |
1. |
Строительство, с учетом проектирования, тепловой сети для объединения систем теплоснабжения котельных "СХТ" (N 14), "Родничок" (N7), Баня (N 2) и "РСУ" на базе котельных "СХТ" (N 14) с установкой двух котлов на котельной "СХТ" (N 14), и одного котла Квр-0,93 на котельной "Больница" (N 8) |
2016 год |
До 01.05.2016 |
8 925,00 |
2. |
Строительство тепловых сетей от котельной "СХТ" (N 14) с целью подключения потребителей котельных "ЛПХ" ("ГИБДД", N 11), "Администрации" (N1), "Гаража" (N 5), "Очистные сооружения" (N 4) и "Школы" (N 3) к котельной "СХТ" (N 14) |
2017-2018 гг. |
2017 год |
10 000,00 |
3. |
Реконструкция, с учетом проектирования, котельной "СХТ" (N 14) в части увеличения ее установленной мощности до 10 МВт для покрытия тепловых нагрузок всех потребителей с. Карпогоры, которым оказываются услуги централизованного теплоснабжения, а также с учетом перспективы подключения новых потребителей, расположенных вблизи вновь прокладываемых тепловых сетей |
2020-2022 гг. |
2018 год |
100 000,00 |
4. |
Строительство, с учетом проектирования, участков тепловых сетей для подключения потребителей котельных "Больница" (N 8), "Жилфонд" (N 6), "Аэропорт" (N 10) к новой модернизированной котельной "СХТ" (N 14) |
2023-2024 гг. |
2019 год |
20 000,00 |
5. |
Реконструкция тепловых сетей с. Карпогоры протяженностью 6250 п.м. |
2025-2035 гг. |
2020-2035 гг. |
33 981,00 |
Данные расхождения приводят к несовпадению показателей между приложениями N 3 и N 10 конкурсной документации, что, в свою очередь, делает затруднительным формирование конкурсных предложений участниками.
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях).
Согласно части 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Частью 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях определено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация, помимо иных условий, должна содержать критерии конкурса и установленные в соответствии с частями 2.2, 3 и 4 статьи 24 настоящего Федерального закона параметры критериев конкурса (пункт 4).
Как следует из части 2.3 статьи 24 Закона о концессионных соглашениях, в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона (объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем), в качестве одного из критериев конкурса устанавливается предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения (пункт 1).
При установлении организатором конкурса в приложении N 10 отличных от рекомендованных сроков исполнения мероприятий теряют смысл показатели, установленные в приложении N 3 конкурсной документации.
Кроме того, не выполняется цель концессионного соглашения установленная частью 3 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях, согласно которой к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
Комиссия приходит к выводу о том, что пункт 2 жалобы АО "АрхоблЭнерго" обоснован.
Довод заявителя о том, что в пункте I "Предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения" приложения N 3 "Критерии Конкурса и предельные (максимальные) значения критериев Конкурса" разбивка сумм по годам противоречит приложению N 10 "Перечень мероприятий и основные характеристики для выполнения задач в системе теплоснабжения на период концессии". По приложению N 10 сумма в размере 138, 925 млн.руб. (80%) должна быть внесена уже до конца 2019 года, а согласно приложению N 3 за этот же период предусматривается инвестирование в размере 16,827 млн.руб. (9,7%) не принимается Комиссией в виду следующего.
Заявитель не смог дать пояснений о том, в чем именно видит противоречия указанных приложений, а кроме того, не назвал норму действующего законодательства, которую могут нарушать имеющиеся, на его взгляд, противоречия.
Комиссия полагает, что сумма предполагаемых инвестиционных затрат и суммы, предполагаемые к возмещению, могут не совпадать по времени.
Кроме того, суммы указанные в пункте I "Предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения" приложения N 3 "Критерии Конкурса и предельные (максимальные) значения критериев Конкурса" путем их сложения будут равны сумме предполагаемых доходов.
Довод заявителя о том, что пункт 4.4. приложения N 3 величина технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям с 2016 по 2035 годы постепенно растет с 2811,43 до 6989,43, что противоречит целям концессионного соглашения и определению реконструкции объекта, при котором происходит улучшение характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения, Комиссия считает несостоятельным, так как в заседании Комиссией установлено, что рост показателей в указанных критериях обусловлен закономерными процессами, в частности, увеличением протяженности трассы и количества потребителей.
Доводы жалобы о том, что в приложении N 4 конкурсной документации установлены минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера, тем самым организатором конкурса установлен такой параметр, как начальное условие в виде числового значения для критерия конкурса "плановые значения показателей деятельности концессионера", что противоречит части 4 статьи 24 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", антимонопольный орган не оценивается, так как в заседании Комиссии заявитель от него отказался.
Учитывая изложенное и руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", решила:
1. Признать жалобу АО "АрхоблЭнерго" обоснованной.
2. Установить, что показатель, определяемый удельным расходом топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии по виду топлива "щепа", не соответствует мероприятиям и срокам реконструкции котельной "СХТ", направленной на замещение привозного угольного топлива, поскольку значение показателя по виду топлива "щепа" установлено с 2023 года, исходя из плана, что реконструкция, с учетом проектирования, котельной "СХТ" (N 14) в части увеличения ее установленной мощности до 10 МВт для покрытия тепловых нагрузок всех потребителей с. Карпогоры, которым оказываются услуги централизованного теплоснабжения, а также с учетом перспективы подключения новых потребителей, расположенных вблизи вновь прокладываемых тепловых сетей, будет осуществлен в 2020-2022 году на сумму 100 000 тыс. руб., в то время как, в приложении N 10 конкурсной документации срок исполнения данных мероприятий установлен в 2018 году.
3. Выдать организатору торгов - комитету по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации МО "Пинежский муниципальный район" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, а именно: внести изменения в конкурсную документацию в части устранения выявленных несоответствий (пункт 2 настоящего решения). Довести информацию о внесенных в конкурсную документацию изменениях до лиц, признанных участниками конкурса. Продлить срок на представление конкурсных предложений.
Предписание исполнить в срок до 16 мая 2016 года;
Об исполнении предписания сообщить в Архангельское УФАС России в срок до 16.05.2016, в том числе по факсу (8182) 21-54-45 либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru (с приложением подтверждающих документов).
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии Д.В. Бугаев
Члены комиссии Е.В. Нестеренко
Е.И. Красильникова
Г.С. Емельянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области N 05-03/1481 (опубликовано 31 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016