Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 30 марта 2016 г. N 16-01-18.1-04/116
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: А.В. Гаджиевой - заместителя руководителя управления;
Членов Комиссии: В.П. Фролова - государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли;
Л.В. Огородовой - государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли,
рассмотрев по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Первая объединенная шинная компания" (далее - ООО "ПОШК", заявитель) на действия заказчика - Государственное унитарное предприятие Волгоградской области "Волгоградавтотранс" (далее - ГУП ВО "Волгоградавтотранс"), при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",
с участием в заседании Комиссии представителей:
от ООО "ПОШК" - Комков И.В., по доверенности б/н от 18.03.2016;
от ГУП ВО "Волгоградавтотранс" - Матинченко В.В., по доверенности от 11.01.2016 N 19, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС) поступила жалоба ООО "ПОШК" 23.03.2016 (вх. N 2497) на действия заказчика (закупочной комиссии заказчика) - ГУП ВО "Волгоградавтотранс", при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" путём проведения закупки в форме конкурентных переговоров (в электронной форме) на право заключения договора поставки автошин и дисков для нужд ГУП ВО "Волгоградавтотранс".
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках; Закон), общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг ГУП ВО "Волгоградавтотранс" (осуществляющим деятельность в организационно-правовой форме государственного унитарного предприятия) устанавливаются Законом о закупках.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. N 04-22/1646 от 28.03.2016) направлено заявителю 28.03.2016 по адресу электронной почты user1216@ashk.ru; заказчику, конкурсной комиссии заказчика - 28.03.2016 по адресу электронной почты zakupki.vavtotrans@bk.ru, а также размещено на сайте антимонопольного органа volgograd.fas.gov.ru. ГУП ВО "Волгоградавтотранс" разъяснена предусмотренная частью 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обязанность заказчика по извещению лиц, подавших заявки на участие в закупке, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.
Рассмотрение жалобы заявителя назначено на 30.03.2016, 11 часов 30 минут. Рассмотрение жалобы по существу завершено 30.03.2016.
Комиссией установлено, что извещение о проведении конкурентных переговоров (в электронной форме) N 31603327266 от 17.02.2016 размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее - официальный сайт).
Дата окончания подачи заявок - 29.02.2016. Подведение итогов конкурентных переговоров, согласно извещению N 31603327266 - 02.03.2016.
Начальная (максимальная) цена закупки - 13 973 562,40 рублей.
В соответствии с протоколом проведения конкурентных переговоров от 15.03.2015, для участия в проведении конкурентных переговоров представлены заявки следующих претендентов: ООО "ТРАНСШИНА" (заявка N 1), ООО "ПОШК" (заявка N 2); ООО "Еврогрупп" (заявка N 3).
Закупочной комиссией победителем признано ООО "ТРАНСШИНА", подавшее заявку N 1.
Согласно сведениям ГУП ВО "Волгоградавтотранс", на дату направления антимонопольным органом уведомления от 28.03.2016 договор с победителем конкурентных переговоров заключён (N 9-16 от 17.03.2016).
ООО "ПОШК" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на положение закупочной документации и действия (бездействия) Заказчика.
Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Представителем заказчика представлены письменные возражения на жалобу ООО "ПОШК". ГУП ВО "Волгоградавтотранс"с доводами заявителя не согласно, в связи с этим, заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках, целями регулирования указанного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Исходя из п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, данный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг ГУП ВО "Волгоградавтотранс" (осуществляет деятельность в организационно-правовой форме государственного унитарного предприятия). Таким образом, ГУП ВО "Волгоградавтотранс" выступает заказчиком для целей правового регулирования Закона о закупках.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учётом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках, правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках, помимо конкурса или аукциона в положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В соответствии с п. 5.2.8 Положения о закупке ГУП ВО "Волгоградавтотранс" под конкурентными переговорами понимается процедура средней продолжительности (не менее 14 дней) слабо формализованного обмена предложениями по условиям заключаемого договора с выбором победителя по лучшей совокупности условий заключения договора и без обязанности Заказчика заключить договор по результатам такой закупочной процедуры.
Согласно статье 4 Закона о закупках, регулирующей порядок информационного обеспечения закупки, в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи (часть 5). Извещение о закупке, в том числе извещение о проведении конкурентных переговоров, является неотъемлемой частью документации о закупке. В извещении о закупке должны быть указаны, в том числе предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг (пункт 3 части 9).
Положением о закупке ГУП ВО "Волгоградавтотранс" также установлена обязанность заказчика в документации о закупке указывать информацию о количестве товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг (пункт 3.5.1).
Задачей извещения о закупке является уведомление потенциальных участников о проведении закупки и формирование у потенциальных участников закупки представления об объемах поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Извещение о проведении конкурентных переговоров N 1/11022016 содержит указание на предмет договора; начальную (максимальную) цену договора с учетом НДС и без учета НДС. Информация о количестве поставляемого товара в извещении отсутствует, так же как и в документации конкурентных переговоров. Проанализировав указанные в техническом задании характеристики поставляемого товара: наименование материала и его техническая характеристика; тип, марка, обозначение документа; начальная максимальная цена единицы товара (без учета НДС); начальная максимальная цена единицы товара (с учетом НДС), которые, по мнению предприятия, позволяют определить количество товара по каждому наименованию расчетным путем, а потенциальные участники закупки могли сформировать свои ценовые предложения, Комиссия пришла к выводу о том, что приведенные сведения о товаре не позволяют определить количество товара, требуемого к поставке, относительно каждого наименования.
Комиссией Волгоградского УФАС установлено отсутствие в закупочной документации сведений о количестве поставляемого товара, что является нарушением части 9 статьи 4 Закона о закупках. Указанные в закупочной документации сведения о товаре не позволяют определить количество товара, требуемого к поставке, относительно каждого наименования.
По указанным основаниям, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком ч. 1 ст. 2, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках.
В данной части доводы жалобы ООО "ПОШК" подлежат признанию обоснованными.
2. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, учитывая характер установленных нарушений со стороны заказчика, допущенных им при закупке товаров, работ, услуг путём проведения закупки в форме конкурентных переговоров на право заключения договора поставки автошин и дисков для нужд ГУП ВО "Волгоградавтотранс", Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы ООО "ПОШК".
Учитывая, что по результатам проведения конкурентных переговоров с лицом, признанным победителем, заключён договор N 9-16 от 17.03.2016 поставки автошин и дисков для нужд ГУП ВО "Волгоградавтотранс", Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции обязательного для исполнения предписания в адрес заказчика.
Указанный договор может быть оспорен заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 181 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "ПОШК" на действия заказчика (закупочной комиссии заказчика) - ГУП ВО "Волгоградавтотранс", при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" путём проведения закупки в форме конкурентных переговоров на право заключения договора поставки автошин и дисков для нужд ГУП ВО "Волгоградавтотранс", обоснованной.
2. Признать заказчика - ГУП ВО "Волгоградавтотранс" нарушившим ч. 1 ст. 2, п. 3 ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Предписание не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 30 марта 2016 г. N 16-01-18.1-04/116
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016