Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 24 марта 2016 г. N 04-05/1434
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Якимова П.А. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Шарыгина Е.С. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителей от:
Заказчика/Уполномоченного органа: Шестакова М.Н. и Архиповой Е.В. (доверенность от 29.12.2015);
Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил. установила:
17 марта 2016 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации муниципального образования "Северодвинск" (далее - Заказчик), Уполномоченного органа - администрации муниципального образования "Северодвинск" в лице Управления муниципального заказа Администрации Северодвинска (далее - Уполномоченный орган), при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на осуществление строительства под ключ многоквартирного дома в квартале 168 города Северодвинска Архангельской области с разработкой проектной и рабочей документаций (извещение N 0124300012716000036).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ "О контрактной системе"
Заказчик/Уполномоченный орган не согласны с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 22.03.2016 N 29-01-03/176.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
26.02.2016 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://new.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124300012716000036 о проведении открытого конкурса (далее - извещение) и конкурсная документация на право заключения муниципального контракта на осуществление строительства под ключ многоквартирного дома в квартале 168 города Северодвинска Архангельской области с разработкой проектной и рабочей документаций (далее - конкурсная документация).
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта - 229 346 500.00 рублей.
Заявитель в жалобе указал на то, что проект муниципального контракта не содержит конкретного значения объема привлечения к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 ФЗ "О контрактной системе" в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 ФЗ "О контрактной системе", указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 указанного Федерального закона.
Частью 1 статьи 30 ФЗ "О контрактной системе" предусмотрено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
Частью 5 статьи 30 ФЗ "О контрактной системе" установлено, что Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 ФЗ "О контрактной системе" условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 указанной статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В соответствии с пунктом 4.3 проекта муниципального контракта "в случае если Подрядчик не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией (соответствующих требованиям ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" или требованиям к социально ориентированным некоммерческим организациям (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющим в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях") Подрядчик обязан привлечь к исполнению настоящего контракта соисполнителей из числа указанных субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций с объемом такого привлечения в размере не менее 25 процентов цены контракта".
Из пояснений представителей Заказчика/Уполномоченного органа в заседании Комиссии Архангельского УФАС России следует, что Заказчик установил минимально допустимый предел объема работ, который необходимо выполнить силами субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования). При этом Заказчик предоставил Подрядчику право за пределами 25% выполнять работы своими силами и (или) силами любых иных субподрядчиков. Напротив, установление в проекте муниципального контракта конкретного значения объема (в точном цифровом значении) привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства привело бы к невозможности исполнения муниципального контракта в соответствии с требованиями Заказчика.
На основании вышеизложенного следует, что требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, установлено в полном соответствии с требованиями частей 1, 5 и 6 статьи 30 ФЗ "О контрактной системе".
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
В жалобе Заявитель указывает на то, что в нарушение пункта 8 статьи 42 ФЗ "О контрактной системе" извещение не содержит информации о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта.
Представители Заказчика/Уполномоченного органа в заседании Комиссии Архангельского УФАС России не согласились с данным утверждением Заявителя, указав на следующие обстоятельства.
Использование функционала единой информационной системы при формировании извещения предполагает, что все осуществляемые пользователем действия посредством единой информационной системы соответствуют требованиям законодательства о закупках. В соответствии с частью 6 статьи 4 "Руководство пользователя ЕИС" разработано с учетом функциональных требований, т.е. функционал по формированию и размещению в ЕИС информации и документов, должен соответствовать ФЗ "О контрактной системе" и нормативно-правовым актам, перечисленным в письме Минэкономразвития от 17 декабря 2014 года N 31727-ЕЕ/Д28и. Разделом 4.6.2.1 "Руководство пользователя ЕИС" описан порядок размещения извещения и документации при проведении открытого конкурса. Конкретные действия по заполнению нижней части вкладки в части заполнения информации по обеспечению исполнения контракта не установлены, т.к. при внесении номера закупки при формировании извещения автоматически проставляется галочка "Требуется обеспечение исполнения контракта" и размер обеспечения исполнения контракта в абсолютном и относительном выражении. Заполнение строки "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта." является обязательным, но осуществляется вручную.
При формировании извещения в единой информационной системе и заполнении поля "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракту" вкладки "Обеспечение исполнения контракта" максимальная допустимая длина текста равна 1988 символам (с учетом пробелов). Содержание пункта 1.31 "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта" документации составляет 7857 символов (с учетом пробелов). В связи с вышеизложенным, в целях недопущения предоставления неполной информации участникам конкурса раздел "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" извещения содержит ссылку на наличие данной информации в конкурсной документации.
Комиссия Архангельского УФАС России, ознакомившись с доводами жалобы и пояснениями Уполномоченного органа, отмечает следующее.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 49 ФЗ "О контрактной системе" в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 данного закона.
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 ФЗ "О контрактной системе" в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, в том числе информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 указанного Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 указанного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 96 ФЗ "О контрактной системе" Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, а также в проекте контракта, а значит и в самом контракте, должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, которое включает в себя размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.
Материалами дела установлено, что раздел "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" извещения содержит следующую информацию: "в соответствии с документацией о закупке".
Пункт 1.31. "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта раздела I. "Информационная карта" конкурсной документации содержит подробную информацию о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта.
Комиссия Архангельского УФАС России соглашается с позицией Заказчика/Уполномоченного органа, поскольку уместить в извещении большой объем информации о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта из конкурсной документации не представляется возможным, а поскольку в соответствии с требованиями ФЗ "О контрактной системе" Заказчик не имеет права сокращать и изменять данную информацию, присутствие ссылки на наличие информации о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта в конкурсной документации является достаточным для исполнения требований ФЗ "О контрактной системе".
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
В жалобе Заявитель указывает на то, что в пункте 5 "Информационной карты" установлены неправомерные требования к составу заявки на участие в открытом конкурсе в части представления платежного поручения, подтверждающего перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка.
Представители Заказчика/Уполномоченного органа в заседании Комиссии Архангельского УФАС России сообщили, что информация в пункте 5 информационной карты конкурсной документации представлена в редакции, действующей до 01.01.2016. По мнению представителей, данное нарушение не несет в себе общественно опасного деяния и не влечет за собой общественно опасных последствий, а также нарушений, связанных с недопущением участников для участия в указанной закупке, так как данное условие в настоящий момент не действует в соответствия с законодательством.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 51 ФЗ "О контрактной системе" заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе: платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 указанного Федерального закона.
Подпункт 5 пункта 5 "Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе_" раздела II. "Общие положения_" конкурсной документации содержит, в том числе следующую информацию: "заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо банковская гарантия)".
Следовательно, положения конкурсной документации не соответствуют требованиям ФЗ "О контрактной системе".
Из пояснений представителей Заказчика/Уполномоченного органа в заседании Комиссии Архангельского УФАС России следует, что ответственным за содержание конкурсной документации в данной части является Уполномоченный орган.
Таким образом, Уполномоченный орган нарушил требования пункта 5 части 2 статьи 51 ФЗ "О контрактной системе".
Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок, решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной.
2. Признать Уполномоченный орган - администрацию муниципального образования "Северодвинск" в лице Управления муниципального заказа администрации Северодвинска (далее - Уполномоченный орган), нарушившим пункт 5 части 2 статьи 51 ФЗ "О контрактной системе".
3. Уполномоченному органу, единой комиссии по осуществлению закупок, созданной Уполномоченным органом (далее - единая комиссия), выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ "О контрактной системе", а именно:
3.1. Уполномоченному органу, единой комиссии провести рассмотрение заявок на участие в конкурсе без учета требований, установленных в подпункте 5 пункта 5 "Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе_" раздела II. "Общие положения" конкурсной документации.
4. Уполномоченному органу, единой комиссии исполнить пункт 3.1 настоящего решения (предписания) в срок до 31 марта 2016 года и в тот же срок сообщить об исполнении настоящего решения (предписания) в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии П.А. Якимова
Е.С. Шарыгин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 24 марта 2016 г. N 04-05/1434
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016