Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 30 марта 2016 г. N 268/2015
Резолютивная часть решения объявлена 28.03.2016
Полный текст решения изготовлен 30.03.2016
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 268/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи.
Члены комиссии:
Жидко Е.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи;
Тарасова С.П. - главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи,
рассмотрев дело N 268/2015 по признакам нарушения АО "НЭСК - электросети" (350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в неисполнении мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение от 29.10.2013 N 3-31-13-1079 и ТУ в срок, предусмотренный п. 16 Правил технологического присоединения N 861, п. 5 Договора,
в присутствии на заседании: представителя ООО "А.В.Н." - <_> по доверенности от <_> представителей АО "НЭСК-электросети": <_> по доверенности от <_> <_> по доверенности от <_> установила:
Между ООО "А.В.Н." и АО "НЭСК-электросети" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29.10.2013 N 3-31-13-1079 (далее - Договор).
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение ЭПУ базы отдыха "Веста", расположенного по адресу: г. Анапа, Пионерский проспект, д. 233 (далее - Объект).
Пункт 6 Договора предусматривает, что в обязательства Сетевой организации включено надлежащим образом исполнить мероприятия, предусмотренные ТУ, в том числе выполнить фактическое технологическое присоединение Объекта.
Пункт 5 Договора предусматривает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего Договора.
Неотъемлемым приложением Договора об осуществлении технологического присоединения являются технические условия N 3-31-13-1079.
Согласно Техническим условиям, максимальная (разрешенная) нагрузка Объекта Заявителя составляет 80 кВт, в том числе существующая 40 кВт; III категория надежности, уровень напряжения в точке присоединения 0,4 кВ.
Указанные ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых Заказчиком (пункт 11).
Заявителем осуществлена оплата за технологическое присоединение согласно условиями п. 10 Договора (квитанции об оплате от 28.10.2013 N 327, от 28.11.2013 N 343, от 19.12.2013 N 364).
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям (далее - Правила N 861), регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 18 Правил технологического присоединения предусмотрены следующие мероприятия по технологическому присоединению: а) подготовка, выдача сетевой организацией технических условий; б) разработка сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; в) разработка заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; д) проверка выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии; е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки); ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является одним из существенных условий договора на технологическое присоединение (п. 16 Правил N 861).
В соответствии с п. 16 Правил технологического присоединения, договор должен содержать, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Для заявителей, присоединенная мощность которых составляет до 150 кВт., срок не должен превышать 6 месяцев, с момента заключения договора.
В соответствии с п. 19 Правил технологического присоединения, по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы: акт об осуществлении технологического присоединения; акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
АО "НЭСК-электросети" в соответствии с действующим законодательством обязано было выполнить мероприятия, предусмотренные ТУ N 3-31-13-1079, необходимые для технологического присоединения Объекта Заявителя, с учетом даты заключения договора об осуществлении технологического присоединения от 29.10.2013 N 3-31-13-1079, т. е. в срок до 29.04.2014.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
АО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
АО "НЭСК-электросети" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Анапа, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного в действиях АО "НЭСК-электросети" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ООО "А.В.Н." путем неисполнения Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрическим сетям от 29.10.2013 N 3-31-13-1079 и ТУ в срок, предусмотренный п. 16 Правил технологического присоединения N 861, п. 5 Договора.
Приказом от 03.08.2015 N 356 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении АО "НЭСК-электросети" возбуждено дело N 268/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 268/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 06.08.2015 N 14527/6, назначена дата рассмотрения дела.
Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле N 268/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.
Между ООО "А.В.Н." и АО "НЭСК-электросети" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29.10.2013 N 3-31-13-1079 (далее - Договор).
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение ЭПУ базы отдыха "Веста", расположенной по адресу: г. Анапа, Пионерский проспект, д. 233 (далее - Объект).
Пункт 6 Договора предусматривает, что в обязательства Сетевой организации включено надлежащим образом исполнить мероприятия, предусмотренные ТУ, в том числе выполнить фактическое технологическое присоединение Объекта.
Пункт 5 Договора предусматривает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего Договора.
Неотъемлемым приложением Договора об осуществлении технологического присоединения являются технические условия N 3-31-13-1079.
Согласно Техническим условиям, максимальная (разрешенная) нагрузка Объекта Заявителя составляет 80 кВт, в том числе существующая 40 кВт; III категория надежности, уровень напряжения в точке присоединения 0,4 кВ.
Указанные ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых Заказчиком (пункт 11).
Заявителем осуществлена оплата за технологическое присоединение согласно условиями п. 10 Договора (квитанции об оплате от 28.10.2013 N 327, от 28.11.2013 N 343, от 19.12.2013 N 364).
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям (далее - Правила N 861), регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 18 Правил технологического присоединения предусмотрено осуществление мероприятий по технологическому присоединению: а) подготовка, выдача сетевой организацией технических условий; б) разработка сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; в) разработка заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; д) проверка выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии; е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки); ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является одним из существенных условий договора на технологическое присоединение (п. 16 Правил N 861).
В соответствии с п. 16 Правил технологического присоединения, договор должен содержать, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Для заявителей, присоединенная мощность которых составляет до 150 кВт., срок не должен превышать 6 месяцев, с момента заключения договора.
В соответствии с п. 19 Правил технологического присоединения, по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы: акт об осуществлении технологического присоединения; акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
АО "НЭСК-электросети" в соответствии с действующим законодательством обязано было выполнить мероприятия, предусмотренные ТУ N 3-31-13-1079, необходимые для технологического присоединения Объекта Заявителя, с учетом даты заключения договора об осуществлении технологического присоединения от 29.10.2013 N 3-31-13-1079, т. е. в срок до 29.04.2014.
Заявитель неоднократно обращался в адрес АО "НЭСК-электросети" с требованием исполнить Сетевой организацией свои обязательства, предусмотренные ТУ (в материалах дела имеется соответствующая переписка).
Однако в установленные законодательством сроки Сетевая организация не исполнила мероприятия, предусмотренные ТУ N 3-31-13-1079, необходимые для технологического присоединения Объекта Заявителя, а именно: сооружение КТП (п. 10.2.1 ТУ), прокладку КЛ-10 кВ от РУ-10 кВ ТП-237 до РУ-10 кВ проектируемой КТП (п. 10.2.2 ТУ), прокладку КЛ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ проектируемой КТП до ВРУ Заявителя (п. 10.2.3 ТУ).
Исходя из пояснений, представленных АО "НЭСК-электросети", следует, что в связи с неисполнением подрядной организацией ООО "ИСК "Атлант-Кубань" своих обязательств перед АО "НЭСК-электросети" по договору от 16.12.2013 N 687НС-ДХ/ТП, мероприятия, возложенные на сетевую организацию по технологическому присоединению Объекта, предусмотренные Договором и ТУ, не осуществлены.
Указанные доводы АО "НЭСК-электросети" создают неопределенность в сроке фактического технологического присоединения объекта ООО "А.В.Н.", что ставит сетевую организацию в более выгодное положение по сравнению с Заявителем.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является одним из существенных условий договора на технологическое присоединение (п. 16 Правил N 861).
Общество, заключив с потребителем публичный договор, возложило на себя обязательства по исполнению условий данного договора в предусмотренные Правилами N 861 сроки, а также согласно п. 5 заключенного Договора.
Таким образом, срок исполнения мероприятий по Договору на технологическое присоединение между АО "НЭСК-электросети" и ООО "А.В.Н." не может ставиться в зависимость от отношений АО "НЭСК-электросети" с третьими лицами (ООО "ИСК "Атлант-Кубань").
В ходе рассмотрения дела N 268/2015 представлено письмо АО "НЭСК-электросети" от 07.05.2014 N 20.03.НС-7/301/2305, направленное в адрес Заявителя о внесении изменений в п. 10.2.3 (мероприятия, выполняемые Сетевой организацией), в части строительства ВЛ-0,4 кВ от РУ-04 кВ проектируемой КТП до границы участка заявителя, протяженностью 0,05 км., в п. 11.1.1 (мероприятия, выполняемые Заявителем) в части присоединения к проектируемой ВЛ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ проектируемой КТП.
Кроме того, согласно письму АО "НЭСК-электросети" от 11.11.2015 N 21.НС-08/3494/8236 (вх. в Управление от 17.11.2015 N 12776) место размещения проектируемой КТП по состоянию на 11.11.2015 еще не определено.
В ходе рассмотрения дела N 268/2015 со стороны ООО "А.В.Н." представлена схема места размещения РУ-0,4 кВ КТП, строительство которой осуществляет сетевая организация, согласованная АО "НЭСК-электросети" 07.12.2015.
Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России по делу N 268/2015 установлено отсутствие возможности исполнения ООО "А.В.Н." своих мероприятий, предусмотренных ТУ, в виду неисполнения АО "НЭСК-электросети" мероприятий, предусмотренных п. 10.2.1, 10.2.2, 10.2.3.
Кроме того, АО "НЭСК-электросети" не представило документы, подтверждающие наличие объективных причин, препятствовавших своевременному исполнению принятых на себя обязательств, предусмотренных разделом 10 ТУ N 3-31-13-1079, в соответствии с условиями заключенного договора и Правилами технологического присоединения N 861 при соблюдении баланса интересов заказчика (ООО "А.В.Н.") и Сетевой организации (АО "НЭСК-электросети").
Таким образом, в установленные законодательством сроки, а также сроки определенные п. 5 Договора, Сетевая организация не исполнила обязательства, необходимые для технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств Заявителя.
С учетом вышеизложенного, в действиях АО "НЭСК-электросети" установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ООО "А.В.Н." путем неисполнения Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрическим сетям от 29.10.2013 N 3-31-13-1079 и ТУ в срок, предусмотренный п. 16 Правил технологического присоединения N 861 и п. 5 Договора.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать в действиях АО "НЭСК-электросети" факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ООО "А.В.Н." путем неисполнения Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрическим сетям от 29.10.2013 N 3-31-13-1079 и ТУ в срок, предусмотренный п. 16 Правил технологического присоединения N 861 и п. 5 Договора.
Выдать АО "НЭСК-электросети" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения следующих действий: в срок до 04.07.2016 АО "НЭСК-электросети" выполнить технические условия от 29.10.2013 N 3-31-13-1079 в части обязательств, возложенных на АО "НЭСК-электросети" и надлежащим образом уведомить ООО "А.В.Н." об исполнении мероприятий, предусмотренных разделом 10 ТУ N 3-31-13-1079.
Передать материалы дела N 268/2015 по факту нарушения АО "НЭСК-электросети" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение и предписание антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии Е.В. Жидко
С.П. Тарасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 марта 2016 г. N 268/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016