Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 21 марта 2016 г. N 40-11Р
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Попов В. Г. - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: О. Г. Козинина - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Н. В. Бадерко - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело N 40-11р по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <_> (далее по тексту - ИП <_>) требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП <_> установила:
Воронежским УФАС России в ходе мониторинга рекламы 02.09.2015 выявлен факт распространения следующей информации: "Семья детский центр ТАНЦЫ, ВОКАЛ, ТЕАТР! ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИ! запись по тел. 291-97-96, депутатская, 2" (далее - рассматриваемая информация). Рассматриваемая информация размещена с использованием рекламных конструкций, расположенных:
- на опоре городского освещения, между жилыми домами, расположенными по адресам г. Воронеж, ул. Моисеева, д. 15 и г. Воронеж, ул. Моисеева, д. 11;
- на опоре городского освещения напротив МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 77", расположенного по адресу г. Воронеж, ул. Челюскинцев, д. 132;
- на опоре городского освещения, во дворе жилого дома, расположенного по адресу г. Воронеж, ул. Депутатская, д. 1;
- на металлическом столбе, между жилыми домами, расположенными по адресам г. Воронеж, ул. Депутатская, д. 1 и г. Воронеж, ул. Депутатская, д. 3,
о чем специалистом-экспертом Воронежского УФАС России Н. В. Бадерко составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы с фотоприложениями.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация расположена с использованием рекламных конструкций, обращена на улицу, доступна для всеобщего обозрения, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию и поддержанию интереса неопределенного круга лиц (далее - рассматриваемая реклама).
Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются образовательные услуги, оказываемые педагогами в детском центре - развитие танцевальных навыков, развитие вокальных данных и обучение театральному искусству.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с ч. 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 года N 58 о некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона "О рекламе" при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший" "первый" "номер один" должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе").
В рассматриваемой рекламе для характеристики объектов рекламирования использовано слово "ЛУЧШИЕ" без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и которое имеет объективное подтверждение, таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <_> т. к. он осуществляет деятельность в детском центре "Семья".
В соответствии с ч. 6 ст.38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
Комиссия находит основания для выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе ИП <_>
Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с п. 36 - 43 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Семья детский центр ТАНЦЫ, ВОКАЛ, ТЕАТР! ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИ! запись по тел. 291-97-96, депутатская, 2, размещенную с использованием рекламных конструкций, расположенных:
- на опоре городского освещения, между жилыми домами, расположенными по адресам г. Воронеж, ул. Моисеева, д. 15 и г. Воронеж, ул. Моисеева, д. 11;
- на опоре городского освещения напротив МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 77", расположенного по адресу г. Воронеж, ул. Челюскинцев, д. 132;
- на опоре городского освещения, во дворе жилого дома, расположенного по адресу г. Воронеж, ул. Депутатская, д. 1;
- на металлическом столбе, между жилыми домами, расположенными по адресам г. Воронеж, ул. Депутатская, д. 1 и г. Воронеж, ул. Депутатская, д. 3,
поскольку в ней нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП <_> предписание об устранении нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения рекламы в соответствие с законодательством РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии огласил порядок и сроки обжалования решения в соответствии со ст. 198 АПК РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 29 марта 2016 года.
Председатель Комиссии В. Г. Попов
Члены комиссии О. Г. Козинина
Н. В. Бадерко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 21 марта 2016 г. N 40-11Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016