Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 19 февраля 2016 г. N Р15/157
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> |
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии:
|
<_>
<_> |
- заместитель начальника отдела КСЗ; - ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ, |
рассмотрев дело N Р15/157, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы на радиостанции "Шансон" 31 июля 2015 года, следующего содержания: "Мы семья и нам нужна своя квартира в хорошем и красивом доме с по настоящему качественной отделкой. Чтоб купил, заехал и счастлив. Мы не хотим ждать, мы хотим в ней жить. Тогда вам в "Строй мир" готовые квартиры в Тюмени. Рассрочка, Ипотека, скидки. Звоните 600-602 код города 3452 проектная декларация на сайте www.stm72.ru",
при участии:
от ООО "Строй Мир" - <_> (полномочия проверены, предъявлен паспорт гражданина РФ, доверенность N 1 от 14.01.2016 г.),
от ООО "Радио Тюмени" - <_> (полномочия проверены, предъявлен паспорт гражданина РФ, доверенность N б/н от 14.12.2015 г.) <_> (полномочия проверены, предъявлен паспорт гражданина РФ), установила:
Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.06 N38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в соответствии с Положением о государственном надзоре в области рекламы, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1346 от 20.12.2012 г., в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе было произведено прослушивание аудиозаписи эфира радиостанции "Шансон" за 31 июля 2015 года, в период времени с 23:48 до 24:15, предоставленных в Тюменское УФАС России Управлением Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (Исх. N 14373-05/72 от 24.08.2015 г.) по результатам межведомственного совещания, состоявшегося 18.08.2015 г. в Прокуратуре Тюменской области, в ответ на запрос Тюменского УФАС России (Исх. N ИВ/5435 от 20.08.2015 г.) о предоставлении записей радиоэфиров радиостанций, транслирующихся на территории Тюменской области.
По результатам прослушивания был составлен акт осмотра и прослушивания записей радиоэфира от 19.11.2015 г. и выявлено распространение в эфире радиостанции "Шансон" рекламы следующего содержания: "Мы семья и нам нужна своя квартира в хорошем и красивом доме с по настоящему качественной отделкой. Чтоб купил, заехал и счастлив. Мы не хотим ждать, мы хотим в ней жить. Тогда вам в "Строй мир" готовые квартиры в Тюмени. Рассрочка, Ипотека, скидки. Звоните 600-602 код города 3452 проектная декларация на сайте www.stm72.ru".
Определением N Р15/157-01 от 20.11.2015 г. было возбуждено дело NР15/157 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На рассмотрении дела представитель ООО "Строй Мир" пояснил, что в рассматриваемой рекламе слово "Ипотека" употребляется не как финансовая услуга. Слово "Ипотека" употребляется совместно со словом "Рассрочка", что определяет слово "Ипотека" как способ обеспечения обязательства по оплате в случае рассрочки платежа.
Изучив письменные доказательства по делу, заслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.
Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
В данной рекламе распространяемой на радиостанции "Шансон" 31 июля 2015 года, информация направлена на привлечение внимания потребителей к недвижимому имуществу, реализуемого обществом "Строй Мир, а так же к самому обществу "Строй Мир", равно как и к возможности получения рассрочки, ипотеки, скидки при приобретении недвижимого имущества.
Таким образом, информация, распространяемая на радиостанции "Шансон" 31 июля 2015 года, следующего содержания: "Мы семья и нам нужна своя квартира в хорошем и красивом доме с по настоящему качественной отделкой. Чтоб купил, заехал и счастлив. Мы не хотим ждать, мы хотим в ней жить. Тогда вам в "Строй мир" готовые квартиры в Тюмени. Рассрочка, Ипотека, скидки. Звоните 600-602 код города 3452 проектная декларация на сайте www.stm72.ru", соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона "О рекламе" и является рекламной, где объектом рекламирования является недвижимое имущество (квартиры), реализуемые обществом "Строй Мир", а так же само общество "Строй Мир", равно как и возможность получения рассрочки, ипотеки, скидки при приобретении товара.
Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В законодательстве отсутствует понятие "рассрочка". Это бытовое (даже больше - рекламное) определение, которое подразумевает сделку (в терминах Гражданского кодекса) с особыми условиями оплаты. То есть товар или услуга предоставляются сразу и в полном объеме, а оплата - не сразу, а отдельными платежами, разнесенными во времени.
Cогласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 г., под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, пенсионный участник рынка ценных бумаг.
Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции". Данный перечень является закрытым.
Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Согласно статьям 1,2,3 Федерального закона от 16.07.1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге имущества)", ипотека представляет собой способ обеспечения обязательств - уплату залогодержателю основной суммы долга по кредитному договору или иному обеспечиваемому ипотекой обязательству полностью либо в части, предусмотренной договором об ипотеке.
Поэтому понятие "ипотека" зачастую используется для обозначения услуги ипотечного кредитования.
В рассматриваемой рекламе, слова "Рассрочка, Ипотека" воспринимаются потребителями как возможность приобрести недвижимое имущество посредством долгосрочного ипотечного жилищного кредита - кредит или заем, предоставляемый банком (кредитной организацией) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательств или готового жилья в рассрочку.
Рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предоставляемой услугой. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой-либо части информации о предоставляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми банковскими услугами.
Указание в рекламе существенной информации об условии приобретения товара является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Вводящая в заблуждение реклама способна причинить вред как потребителю рекламы, так и конкуренту рекламодателя. Так, введение потребителей в заблуждение посредством распространения рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения товара, способна привести к неправильному выбору потребителем товара с необходимым ему набором потребительских свойств и одновременно привести к сокращению продаж однородных товаров конкурентами.
В целом вводящая в заблуждение реклама может формально являться достоверной, но поскольку рекламодатель умалчивает об отдельных условиях приобретения товара, у потребителя складывается искаженное представление об условиях его приобретения.
Введение в заблуждение является актом недобросовестной конкуренции и представляет собой действия, направленные на формирование неверных представлений в отношении собственных товаров (работ, услуг) или товаров конкурента.
Норма части 7 ст. 5 Закона о рекламе запрещает умалчивать информацию, которая, будучи сообщенной, изменила бы созданное рекламой представление потребителей о товаре, об условиях его приобретения или использования.
Согласно понятию рекламы, она направлена неопределенному кругу лиц, а значит, для оценки содержащейся в ней информации не требуется никаких специальных филологических и юридических познаний. Информация, содержащаяся в рекламе, должна очевидно ассоциироваться с объектом рекламирования.
Таким образом, доведение существенной информации до потребителей рекламы должно осуществляется доступными способами и в форме, позволяющей воспринимать такую информацию каждому из неопределенного круга лиц наравне с иными формирующими интерес к объекту рекламирования сведениями.
Под воздействием рекламы потребитель зачастую руководствуется эмоциями, а не объективными достоинствами или недостатками рекламируемого товара. Неопытность и отсутствие необходимых знаний в сфере банковской, страховой, инвестиционной деятельности у значительной части населения не позволяют потребителям принять взвешенное, обдуманное решение и делают их легкой добычей недобросовестных рекламодателей.
Как пояснил представитель ООО "Строй Мир" на рассмотрении дела Комиссией, в рассматриваемом случае ипотека предоставлялась совместно с рассрочкой как обеспечение обязательств по оплате (залог), т.е ипотека при рассрочке при покупке готовых квартир.
Вместе с тем, включение в рассматриваемую рекламу в один ряд слов "Рассрочка, Ипотека, Скидки" с интонацией, указывающей на запятые между обозначенными словами, что определяет их, как однородные члены предложения, а не зависимые, не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях покупки недвижимого имущества, о конкретных условиях ипотеки (ипотечное кредитование или ипотека как обеспечение обязательств по оплате (залог) при получении рассрочки), поскольку употребление в рассматриваемой рекламе отдельного слова "Ипотека" ассоциируется у потребителей с возможностью приобрести недвижимое имущество посредством долгосрочного ипотечного жилищного кредита, так как ипотека (как залог) без рассрочки при покупке одномоментно не требуется.
Данная информация является существенной для потребителя при принятии решения вопроса о приобретении жилья в собственность.
Отсутствие указанных выше сведений искажает информацию о возможности неопределенного круга лиц воспользоваться "Рассрочкой, Ипотекой" при приобретении недвижимого имущества реализуемого обществом "Строй Мир" и вводит потенциальных потребителей рекламы, в заблуждение относительно предоставляемых услуг при приобретении недвижимого имущества.
Кроме того, при рассмотрении дела было установлено, что на момент выхода рекламы рекламодатель заключал договоры долевого участия, включающие условия оплаты за счет кредитных средств (ипотечное кредитование) и рассрочку внесения денежных средств в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" который предусматривает, что цена договора (то есть размер денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства (создания) объекта долевого строительства), может быть определена в договоре как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика, а уплата цены договора производится путем внесения платежей единовременно или в установленный договором период, исчисляемый годами, месяцами или неделями (ст.5 обозначенного закона). Поэтому в рекламе указано на проектную декларацию, которая размещена на сайте www.stm72.ru. Кроме того, при обращении на сайт, обозначенном в рекламе (акт осмотра от 22.01.2016 имеется в материалах дела), потребителям предлагается ознакомиться с информацией о возможностях приобретения новой квартиры, в которой указано на возможность заключения договора долевого участия в строительстве и, соответственно, возможности заключения договора ипотечного кредитования с банками-партнерами (при этом на сайте указано о возможности купить квартиру именно в ипотеку), а также купить квартиру в рассрочку. Среди преимуществ рассрочки указано на отсутствие залога/обременения. Скидки, согласно информации с сайта, не предоставляются при рассрочке.
Следовательно, информация "Рассрочка, Ипотека, Скидки" воспринимается как три различных способа приобрести квартиру: рассрочка, ипотечное кредитование и со скидкой при единовременной оплате свей стоимости квартиры.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе рекламодатель умалчивает о конкретных условиях ипотеки, что вводит потребителей рекламы, в заблуждение относительно предоставляемых услуг при приобретении недвижимого имущества, а, следовательно, в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона "О рекламе", нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований ч.7 ст. 5 Закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Согласно п. 5 ст. 3 Закона "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.
Согласно документам, представленным в материалы дела ООО "Радио Тюмени" (договор возмездного оказания услуг по подготовке и размещению рекламы на радио N 39 от 01.07.2015 г., платежное поручение N 1114, Акт N 360 от 31.07.2015 г.), рекламодателем вышеуказанной рекламы, является ООО "Строй Мир", как лицо, определившее объект рекламирования.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдаче ООО "Строй Мир" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу, распространяемую на радиостанции "Шансон" 31 июля 2015 года, следующего содержания: "Мы семья и нам нужна своя квартира в хорошем и красивом доме с по настоящему качественной отделкой. Чтоб купил, заехал и счастлив. Мы не хотим ждать, мы хотим в ней жить. Тогда вам в "Строй мир" готовые квартиры в Тюмени. Рассрочка, Ипотека, скидки. Звоните 600-602 код города 3452 проектная декларация на сайте www.stm72.ru", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Строй Мир" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме ______________ года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии |
|
<_>
|
||||||||||||||||||||||||
Члены комиссии |
|
<_>
<_> П Р Е Д П И С А Н И Е NР15/157-05 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
19.02.2016 г. г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
на основании своего решения от 19.02.2016 г. NР15/157-04 о признании ненадлежащей рекламы распространяемой на радиостанции "Шансон" 31 июля 2015 года (аудиофайл 09-00-01), а именно, с 23:48 до 24:15, следующего содержания: "Мы семья и нам нужна своя квартира в хорошем и красивом доме с по настоящему качественной отделкой. Чтоб купил, заехал и счастлив. Мы не хотим ждать, мы хотим в ней жить. Тогда вам в "Строй мир" готовые квартиры в Тюмени. Рассрочка, Ипотека, скидки. Звоните 600-602 код города 3452 проектная декларация на сайте www.stm72.ru", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N508, предписывает:
1. ООО "Строй Мир" (адрес: 625048, г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 76, оф. 426 ИНН 7202254113 КПП 720301001 ОГРН 1137232056994), в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания, устранить нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N38-ФЗ "О рекламе", а именно: прекратить размещение рекламы в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. 2. В 5-дневный срок с момента исполнения настоящего предписания ООО "Строй Мир" представить письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания. В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Тюменское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 19 февраля 2016 г. N Р15/157
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016