Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N 04-04/4207 (опубликовано 28 марта 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:<_>
в присутствии представителя заказчика - ОАО "Генерирующая компания" <_> в присутствии представителя заявителя ООО <_> рассмотрев жалобу ООО <_>на действия заказчика - ОАО "Генерирующая компания" при проведении запроса цен в электронной форме на предмет: "Поставка высоковольтных вводов для нужд филиала ОАО "Генерирующая компания" - Набережно-Челнинская ТЭЦ. (601320)" (извещение 31603222609), установила:
Извещение о проведении запроса предложений N31603222609 на предмет: Поставка высоковольтных вводов для нужд филиала ОАО "Генерирующая компания" - Набережно-Челнинская ТЭЦ. (601320)" было размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 20.01.2016 г.
Дата начала подачи заявок - 20.01.2016 г.
Дата окончания приема заявок - 26.01.2016 10:00.
Дата и время рассмотрения заявок - 03.02.2016 00:00.
Суть жалобы: по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.
Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Изучив довод стороны, Комиссия сочла довод, изложенный в жалобе необоснованным ввиду следующего.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона N 223 от 18.07.2011 года "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, закупочная деятельность данного заказчика регулируется Положением о закупках, а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При проведении запроса цен в электронной форме ""Поставка высоковольтных вводов для нужд филиала ОАО "Генерирующая компания" - Набережно-Челнинская ТЭЦ. (601320)" (извещение 31603222609) заказчик руководствовался Положением о закупках ОАО "Генерирующая компания", утвержденным решением Совета директоров Генерирующая компания" (протокол N3 от 28.08.2015 г.).
Согласно пояснениям представителя ООО <_> в протоколе заказчика ОАО "Генерирующая компания" есть разногласия выразившиеся в следующем: организатор подвел итоги процедуры 26.02.2016 г. в 16:19 победителем процедуры признана заявка ООО "<_>что предполагает обязанность участника заключить договор с организатором запроса цен, однако в протоколе заседания комиссии по оценке и выбору победителя запроса цен N601320 организатор указывает следующее:
1. Признать запрос цен несостоявшемся.
2. Заключить контракт с единственным участником запроса цен на условиях и по цене указанной в заявке. Таким образом, из формулировки решения комиссии в итоговом протоколе следует, что заказчик ОАО "Генерирующая компания" завершил процедуру запроса цен без выбора победителя и имеет право выбора заключить договор либо отказаться от заключения договора на условиях предложенных организатором.
Согласно подпункту 3 пункта 9 Положения о закупках ОАО "Генерирующая компания" установлено следующее: "Признание запроса цен несостоявшемся", если на участие в закупке была подана только одна заявка или к оценке заявок была допущена только одна заявка по то закупочная комиссия имеет право принять решение:
- о заключении договора с единственным участником закупки или единственным участником закупки, допущенным к оценке (если его предложение удовлетворяет заказчика полностью) или,
- о признании признании запроса цен несостоявшемся без заключения договора с единственным участником закупки или единственным участником закупки, допущенным к оценке (если его предложение удовлетворяет заказчика полностью).
Таким образом, согласно пояснениям представителя ООО <_>в обоих случаях участник закупки вправе отказаться от заключения договора, ввиду того, что он не был и не мог быть признан победителем. Кроме того, при проведении данной процедуры заказчик отклонил заявки участников <_> и <_> по основанию "Предложение участника не соответствует пункту 8 технического задания", таки образом, комиссия заказчика не допустила в итоговой оценке заявки вышеуказанных участников, единственным участником в процедуре запроса цен после отклонения заявок стало ООО <_> с предложенной первоначальной ценой - 2 955 900,00 рублей, с учетом НДС. Однако, 17.02.2016 г. заказчиком была проведена процедура переторжка, в которой помимо ООО <_> были допущены следующие участники: <_><_> заявки которых по решению комиссии заказчика не соответствовали требованиям технической документации. В процессе переторжки цена была снижена до 990 000,00 рублей, в связи с несоответствием заявок конкурентов требованиям заказчика, заказчик подвел ООО <_> к тому, что первоначальная цена была снижена участником без видимой на то необходимости.
Согласно пояснениям представителя заказчика, поскольку к оценке заявок был допущен только один участник ООО <_> запрос цен был признан несостоявшемся, соответствующее решение было отражено в итоговом протоколе закупки. Согласно подпункту 3 и 4 пункта 2.2.6. Положения о закупках ОАО "Генерирующая компания" "3. Переторжка может проводится на стадии рассмотрения заявок на участие в закупке_ 4. В случаях проведения переторжки на стадии рассмотрения заявок на участие в закупке решение о допуске или недопуске заявки к оценке принимается после проведения переторжки с учетом ее итогов", таким образом, ОАО "Генерирующая компания" обосновано провело переторжку по закупке до принятия решения о допуске или недопуске заявок на участие в закупке к оценке. В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения о закупках ОАО "Генерирующая компания" и пунктом 3.2.1 документации о закупке Потребитель или иной Участник, с которым в соответствии с настоящим Положением по решению закупочной комиссии должен быть заключен договор, должен подписать договор со своей стороны в срок не позднее 20 рабочих дней с даты публикации итогового протокола по результатом закупки, таким образом, заключение договора для единственного допущенного к оценке участника закупки является обязательным, ввиду того, что не допускается заключение договора по итогам закупки на сумму больше, чем указано в итоговом протоколе закупки.
Таким образом, довод заявителя является необоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки комиссией установлено следующее.
В части 4.1.1. Положения о закупках ОАО "Генерирующая компания" установлено следующее: "По результатам проведения конкурса, аукциона, запроса предложений, запроса цен, конкурентных переговоров Победитель или иной Участник, с которым в соответствии с настоящим Положением по решению закупочной комиссии может быть заключен договор (далее в настоящем разделе - Участник), должен подписать договор со своей стороны в срок не позднее указанного в документации о закупке, если данный срок в документации о закупке не указан, то в срок не позднее 20 дней с даты публикации итогового протокола закупки".
По мнению комиссии Татарстанского УФАС порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган, а ограничение процедуры является нарушением статьи 1,части 10 статьи 3 Закона о закупках, и части 4 статьи 18.1 Федерального закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закон о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках, для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, а частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлены требования регулирования данного обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. Таким образом обжалование в антимонопольном органе в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2016 года N 309-КГ15-14384 отмечено, что Положение о закупке должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которым порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика(организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1.Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Заказчиком в Положении о закупках установлен минимальный срок для подписания договора, а именно не позднее 20 дней с даты публикации итогового протокола закупки, связи с чем, иные участники закупки лишены возможности обжалования результатов проведенных торгов по правилам ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, установленный в Положении о закупке срок заключения договора по результатам закупки, не учитывает закрепленную в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуру административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает возможности обращения с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО <_> на действия заказчика - ОАО "Генерирующая компания" при проведении запроса цен в электронной форме на предмет: "Поставка высоковольтных вводов для нужд филиала ОАО "Генерирующая компания" - Набережно-Челнинская ТЭЦ. (601320)" (извещение 31603222609), необоснованной.
2. Выдать заказчику - АО "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о закупках.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N 04-04/4207 (опубликовано 28 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016