Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 08-07-199/2016 (опубликовано 28 марта 2016 г.)
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:, Членов Комиссии:,
в присутствии:
представителя ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный аграрный университет" -,
представителя ООО "ОП "Легионер" -,
рассмотрев жалобу ООО "Охранное предприятие "Легионер" на действия ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный аграрный университет" при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг (номер извещения N 0353100003016000016), установила:
10 марта 2016 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Охранное предприятие "Легионер" (далее - Заявитель, Общество) на действия ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный аграрный университет" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг (номер извещения N 0353100003016000016) (далее - электронный аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Заявитель в своей жалобе указывает, что в конкурсной документации отсутствует информация на какие виды охранных услуг участник должен иметь разрешение (лицензия с какими конкретными видами частных охранных услуг требуется Заказчику). В конкурсной документации отсутствует запрет на выполнение (оказание) отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. В проекте договора отсутствует пункт, содержащий обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы, услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объеме требованиям, установленным контрактном, а также о порядке и сроках оформлении результатов такой приемки, в отношении физических лиц. Критерии конкурсной документации носят необъективный характер.
Кроме того, Заявителем в ходе рассмотрения жалобы указано, что в конкурсной документации отсутствует перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
В соответствии с пояснениями представителя, Заказчик жалобу просил признать необоснованной, пояснил, что конкурсная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, проанализировав пояснения сторон, пришла к следующим выводам:
19.02.2016 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение и документация о проведении открытого аукциона оказание охранных услуг (номер извещения N 0353100003016000016).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 26 572 000,00 рублей.
Документация об аукционе утверждена Заказчиком.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В ходе анализа информационной карты конкурсной документации установлено, что в пункте 15 "Содержание заявки на участие в конкурсе" указано: "г) копии документов, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание охранных услуг, - копия Лицензии на осуществление охранной деятельности, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в п. 1.6.3. настоящей конкурсной документации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" N 2487-1 от 11.03.1922 г. (далее - Закон об охранной деятельности) в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
(п. 6 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
В соответствии со статьей 11 Закона об охранной деятельности оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Таким образом, Заказчик, не указав конкретные виды услуг, которые должны быть указаны в лицензии участника, допустил нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе. Жалоба в данной части является обоснованной.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса N 0353100003016000016 предметом закупки является оказание охранных услуг.
В соответствии с положениями Закона об охранной деятельности установлен перечень услуг, оказываемых в целях охраны (ст. 3 Закона об охранной деятельности). Оказание перечисленных услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел (ст. 11 Закона об охранной деятельности).
На основании изложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что физическое лицо не может заключить договор на оказание охранных услуг, поскольку не будет иметь требуемую конкурсной документацией лицензию на осуществление охранной деятельности. Жалоба в данной части является необоснованной.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системы в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Указу Президента Российской Федерации N 583 от 28.11.2015 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ Президента РФ N 583) в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
В соответствии с утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики" (далее - Постановление Правительства РФ N 1457) перечнем отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса N 0353100003016000016 предметом закупки является оказание охранных услуг.
Таким образом, Заказчик, не указав в аукционной документации запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, допустил нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Пунктом 10 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1085 от 28.11.2013 г. (далее - Правила оценки заявок), установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с конкурсной документацией, Заказчиком в подпункте 2 пункте 16 "критерии оценки заявок на участие в конкурсе" информационной карты установлены следующие не стоимостные критерии, значимость данных критериев 40%:
2.1. качество услуг (значимость критерия 50%): Перечень и значение показателей для определения рейтинга каждой заявки:
а) Наличие возможности быстрого выставления дополнительных человек на посты охраны при необходимости (отключение электроэнергии, массовые мероприятия с большим количеством человек) (значимость показателя 40%):
в течение 20 мин - 100 баллов
в течение 60 мин - 45 баллов
в течение 120 мин -15 баллов
б) наличие договора обязательного коллективного страхования персонала от несчастных случаев на производстве (значимость показателя 30%)
нет - 0 баллов
есть - 100 баллов
в) выделение дополнительного количества охранников при проведении на одном охраняемом объекте мероприятий, связанных с присутствием значительного количества людей (в период работы приемной комиссии, прибытия VIP персон и т.д.) (значимость 30 %):
не выделение - 0 баллов
выделение от 1 - 3 сотрудников - 10-30 баллов
выделение от 4 - 6 сотрудников - 40- 60 баллов
выделение от 7 -10 сотрудников - 70-100 баллов
2.2. Квалификация участников закупки (значимость критерия 50%):Для определения рейтинга заявки по критерию "квалификация участников закупки" установлены:
а) опыт работы участника конкурса в образовательных учреждениях за 5 лет, предшествующих подаче заявки (значимость показателя 50%);
Оценивается наибольшее количество выполненных за последние 5 лет контрактов (договоров):
от 1-4 - 10 - 40 балла
от 5-9 - 50-90 баллов
от 10 и более -100 баллов
б) опыт оказания охранных услуг (значимость 30%);
Оценивается наибольшее количество лет:
от 1-3 - 10 -30 баллов
от 4-7 - 40-70 баллов
от 8 и более - 100 баллов;
в) Обеспеченность квалифицированными кадрами (значимость 20%)
Оценивается наибольшее количество сотрудников участника конкурса, имеющих квалификацию охранника
от 1-10 - 3-30 баллов
от 11-20 - 33 - 60 баллов
более 20 - 100 баллов.
Между тем, указанные критерии не отвечают принципам, указным в Законе о контрактной системе и в Правилах оценки заявок. Так, например: по пункту а) оценивается наличие возможности быстрого выставления дополнительных человек на посты охраны при необходимости (отключение электроэнергии, массовые мероприятия с большим количеством человек) (значимость показателя 40%) и присваиваются следующие баллы: в течение 20 мин - 100 баллов; в течение 60 мин - 45 баллов; в течение 120 мин -15 баллов. При этом, техническое задание, а также проект контракта, не содержат требований к сроку (времени) выставления дополнительных человек на посты охраны при необходимости.
Следовательно, данный критерий носит декларативный критерий и не способствует выявлению участника закупки, предложившего лучшие условия исполнения контракта.
Помимо этого, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что в конкурсной документации Заказчиком указана диапазонная оценка баллов, то есть может быть начислено любое количество баллов в промежутке между двумя показателями: "33-60 баллов, 3-30 баллов, 50-90 баллов" и т.д.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что установленный Заказчиком в Конкурсной документации порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критериям "2.1. качество услуг (значимость критерия 50%)", а также "Квалификация участников закупки (значимость критерия 50%)" противоречит Закону о контрактной системе. Таким образом, Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 32 Закона о контрактной системе. Жалоба в данной части является обоснованной.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что в конкурсной документации отсутствует указание перечня документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. Таким образом, Заказчик, не указав требуемый перечень документов, допустил нарушение пункта 11 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе. Жалоба в данной части является обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.2 ч.22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу на действия ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный аграрный университет" при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг (номер извещения N 0353100003016000016), частично обоснованной.
2. Признать ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный аграрный университет" нарушившим пункт 4 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 14, часть 3 статьи 32, пункт 11 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный аграрный университет" предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 08-07-199/2016 (опубликовано 28 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016