Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 24 марта 2016 г. N 7
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии: "_"
Членов комиссии:
"_"
"_"
"_"
в присутствии представителей:
ООО "Наномедика":
"_";
ГАУЗ "Брянская областная больница N 1":
"_"
рассмотрев жалобу N7 ООО "Наномедика" на действия заказчика и организатора в одном лице ГАУЗ "Брянская областная больница N 1" при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение N 31603384135) на право заключения договора на оказание услуг по ремонту эндоскопического оборудования производства "Пентакс", имеющегося в ГАУЗ "Брянская областная больница N 1", с заменой запасных частей, в части несоответствия документации запроса котировок в электронной форме требованиям, установленным в Положении о проведении закупок товаров, работ, услуг ГАУЗ "Брянская областная больница N1" (в ред. от 08.09.2015 г.), а именно:
-установления Заказчиком дополнительных неизмеряемых требований к участникам закупки, в нарушение п. 7.5 Положения, а именно:
-проведение работ сертифицированными специалистами, уполномоченными фирмой-производителем (подтверждается наличием сертификатов от фирм-производителей на право ремонта и технического обслуживания эндоскопов);
-наличие допуска сотрудников к работам и группа по электробезопасности не ниже III - на установках напряжением до 1000 В;
-наличие комплекта специальных инструментов и паролей доступа для работ по ремонту эндоскопов.
-неправомерного проведения торгов на коммерческой электронной площадке,
после продления срока рассмотрения жалобы на основании ст.14.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с необходимостью получения дополнительной информации, до 10 часов 00 минут 24 марта 2016 г. установила:
11.03.2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области поступила жалоба N7 ООО "Наномедика" на действия заказчика и организатора в одном лице ГАУЗ "Брянская областная больница N 1" при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение N 31603384135) на право заключения договора на оказание услуг по ремонту эндоскопического оборудования производства "Пентакс", имеющегося в ГАУЗ "Брянская областная больница N 1", с заменой запасных частей, в части несоответствия документации запроса котировок в электронной форме требованиям, установленным в Положении о проведении закупок товаров, работ, услуг ГАУЗ "Брянская областная больница N1" (в ред. от 08.09.2015 г.), а именно:
-установления Заказчиком дополнительных неизмеряемых требований к участникам закупки, в нарушение п. 7.5 Положения, а именно:
-проведение работ сертифицированными специалистами, уполномоченными фирмой-производителем (подтверждается наличием сертификатов от фирм-производителей на право ремонта и технического обслуживания эндоскопов);
-наличие допуска сотрудников к работам и группа по электробезопасности не ниже III - на установках напряжением до 1000 В;
-наличие комплекта специальных инструментов и паролей доступа для работ по ремонту эндоскопов.
-неправомерного проведения торгов на коммерческой электронной площадке.
Информация о рассмотрении жалобы 15.03.2016 г. была размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области: www.bryansk.fas.gov.ru
Информация о продлении срока рассмотрения жалобы 22.03.2016 г. была размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области: www.bryansk.fas.gov.ru
Как следует из жалобы ООО "Наномедика", Заказчиком на сайте закупок размещено извещение и документация закупки путем запроса котировок в электронной форме (извещение N 31603384135). В документации (п.15) установлено требование: "Соответствие участников процедуры закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, являющихся предметом закупки", в частности "Наличие лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники". Однако в п. 17 документации, наряду с лицензией, указано, что участник в составе заявки должен приложить "иные документы или копии документов, перечень которых определен действующим законодательством Российской Федерации, Положением и документацией о запросе котировок в электронной форме". Перечень иных документов не приведен. Заявитель считает, что указанные положения документации противоречат п.7.1,7.4,7.5 Положения о закупках.
В разъяснениях N 552 от 09.03.2016 г. Заказчик указал, что в составе заявки участник представляет только лицензию на техническое обслуживание медицинской техники, однако в техническом задании и проекте договора установлены дополнительные требования к участникам закупки, а именно:
-проведение работ сертифицированными специалистами, уполномоченными фирмой-производителем (подтверждается наличием сертификатов от фирм-производителей на право ремонта и технического обслуживания эндоскопов);
-наличие допуска сотрудников к работам и группа по электробезопасности не ниже III - на установках напряжением до 1000 В;
-наличие комплекта специальных инструментов и паролей доступа для работ по ремонту эндоскопов.
С учетом требования п. 2.1.1 договора - оказать услуги своими силами - требование о сертификации специалистов фирмой-производителем, по мнению Заявителя, приведет к существенному сокращению числа участников закупки.
Заявитель считает, что требование Заказчика о наличии у участника закупки (победителя запроса котировок) кроме лицензии, допусков и разрешений фирмы-производителя, является незаконным, а ссылка Заказчика на письмо Министерства здравоохранения 2003 г. не имеет правового значения, т.к. письмо не является нормативным правовым актом и выпущено до принятия закона о лицензировании (2011 г.) и утверждения положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники (2013 г.).
Кроме этого, указание Заказчиком на допуски и разрешения не носит конкретного характера, что позволяет ему произвольно применять данное условие при заключении договора и необоснованно отказать в заключении договора победителю закупки.
Также в документации обоснование требований (п. 6 Технического задания) осуществляется на основании Федерального закона N 44-ФЗ, а закупка проводится по Федеральному закону N 223-ФЗ.
В соответствии с п. 7.5. Положения о закупках запрещается установление к участникам проведения процедуры закупки неизмеряемых требований. Запрещается предъявление участникам проведения закупки требований, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и документацией о закупке.
Однако в Техническом задании (п. 5) установлена необходимость наличия комплекта специальных инструментов и паролей доступа для работ по ремонту эндоскопов. Перечень паролей доступа и инструментов не приведен, не указано, каким образом и по каким критериям заказчик оценивает наличие инструментальной базы возможного исполнителя работ, не указано, каким образом оценивается критерий "наличие паролей", и что данный критерий в себя включает.
Так же Заявитель указывает на то, что в качестве электронной площадки избрана коммерческая площадка, на которой проводят торги коммерческие организации, что является неправомерным, т.к. торги проводятся государственным учреждением за счет средств ОМС.
В связи с вышеизложенным, Заявитель просит обязать Заказчика устранить нарушения при проведении закупки на право заключения договора на оказание услуг по ремонту эндоскопического оборудования производства "Пентакс", имеющегося в ГАУЗ "Брянская областная больница N 1", с заменой запасных частей.
Представитель заказчика ГАУЗ "Брянская областная больница N 1" считает жалобу необоснованной. Из представленных возражений следует: согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условии для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимального широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате проведенной закупки лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
В соответствии с п.1 ч.10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги.
В приложении N1 к документации о проведении запроса котировок в электронной форме заказчиком указано, что ремонт должен производиться сертифицированными специалистами, уполномоченными фирмой-производителем (подтверждается наличием сертификатов от фирм-производителей на право ремонта и технического обслуживания эндоскопов).
При этом ГАУЗ "Брянская областная больница N 1" руководствуется положениями п.4-3. Руководства пользователя на фиброскопы для исследования желудочно-кишечного тракта на модели, в том числе FC-38LV, имеющуюся у заказчика и подлежащую ремонту, в котором производитель дает Предупреждение: "Ремонт инструмента должен осуществляться только в авторизованном сервисном центре Пентакс, Пентакс не несет ответственности за какую-либо травму пациента/пользователя, повреждение или поломку инструмента или неэффективную обработку, вызванную ремонтом, выполненным неуполномоченным персоналом", а также положением письма Министерства здравоохранения РФ N 293-22/233 от 27.10.2003 г. "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники", в п.4.1.4 которого указано, что специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны пройти обучение на предприятиях-производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники или в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца, а также информационным письмом от 29.05.2014 года компании "Пентакс Европа ГмбХ", в котором указано, что сервисное обслуживание, отвечающее стандартам производителя в гарантийный период и после его окончания, возможно получить только в авторизованных сервисных центрах и специализированных сервисных пунктах, в противном случае на оборудование прошедшее ремонт или обслуживание вне авторизованных сервисных центров и специализированных сервисных пунктов, не распространяются ранее выданные документы (регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и декларация соответствия). Наличие вышеуказанных действующих документов является требованием, предъявляемым к деятельности эндоскопического кабинета или отделения.
В приложении N1 к документации о проведении запроса котировок в электронной форме Заказчиком указано условие о необходимости наличия допуска сотрудников к работам и группа по электробезопасности не ниже III - на установках напряжением до 1000 В, в связи с тем, что после проведения ремонта оборудование, прошедшее ремонт, для снижения уровня безопасности пациента, должно тестироваться на проверку утечки тока с применением оборудования с напряжением до 1000 В, следовательно, специалист, проводящий тестирование должен иметь допуск к работам и группу по электробезопасности не ниже III - на установках напряжением до 1000 В (Приказ Минтруда России N328н от 24.07.2013 г., в котором утверждены правила по охране труда при эксплуатации электроустановок).
Установленные в документации о проведении запроса котировок в электронной форме требования заказчика, не являются неизменяемыми требованиями, так как производитель эндоскопического оборудования в Руководстве пользователя на колонофиброскоп FC-38LV сер.NА110829 "Пентакс" предупредил об осуществлении ремонта только в авторизованных сервисных центрах ПЕНТАКС. Требования, установленные в документации к закупке обусловлены фактическим потребностями заказчика в оказании качественных и безопасных услуг по ремонту эндоскопического оборудования производства "Пентакс", имеющегося в ГАУЗ "Брянская областная больница N 1", с заменой запасных частей, с требуемыми показателями качества оказываемых услуг и их надежности, исходя из потребности оказания качественной и безопасной медицинской помощи при лечении больных, соответствующей современным стандартам.
Беря за основу положение п.4-3 Руководства пользователя на фиброскопы для исследования желудочно-кишечного тракта на модели, в том числе FC-38LV, ГАУЗ "Брянская областная больница N 1" в своей документации на закупку (извещение N31603384135) руководствовалась ГОСТОМ 2.601-2006 "Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы", в п.5.1.2 которого указано, что руководство по эксплуатации является видом эксплуатационных документов, содержащим сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) изделия, его составных частях и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации изделия (использование по назначению, текущего ремонта, хранения, транспортирования) и оценок его технического состояния при определении необходимости отправки его в ремонт, а также сведения по утилизации изделия и его составных частей.
ГАУЗ "Брянская областная больница N 1", являясь автономным учреждением здравоохранения, не является государственным заказчиком и относится к юридическим лицам, деятельность которых по закупке товаров, работ, услуг регулируется 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 г., которые размещают закупки на электронных торговых площадках только в части размещения коммерческих закупок, а не в части размещения закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Извещение и документация о проведении запроса котировок в электронной форме (N 31603384135) были размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и на Единой электронной торговой площадке (прошедшей отбор в соответствии с 44-ФЗ от 05.04.2013 г.), что дает дополнительную возможность увеличения количества потенциальных участников в закупке.
На момент рассмотрения жалобы по закупке (извещение N 31603384135), заявок на участие в запросе котировок в электронной форме подано не было, закупка приостановлена, договор не заключался.
Рассмотрев материалы жалобы, представленные заявителем и ГАУЗ "Брянская областная больница N 1" документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального Закона от 17.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность заказчика регламентируется положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАУЗ "Брянская областная больница N 1", утвержденным Наблюдательным советом ГАУЗ "Брянская областная больница N 1"" (протокол N9 от "08" сентября 2015 г.), далее - Положение.
Правила проведения запроса котировок в электронной форме установлены Главой 19 Положения ГАУЗ "Брянская областная больница N 1".
03.03.2016 года заказчиком ГАУЗ "Брянская областная больница N 1" на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) и на сайте оператора электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" http://com.roseltorg.ru размещено извещение о проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по ремонту эндоскопического оборудования производства "Пентакс", имеющегося в ГАУЗ "Брянская областная больница N 1", с заменой запасных частей (извещение N 31603384135).
11.03.2016 г. Заказчиком внесены следующие изменения в документацию о закупке:
- отменен п.5 технического задания (наличие комплекта специальных инструментов и паролей доступа для работ по ремонту эндоскопов):
- внесены изменения в п.6 технического задания в части указания пунктов Положения о закупке.
В ходе рассмотрения жалобы представитель ООО "Наномедика" снял заявленные в жалобе требования по п.5 и п.6 технического задания.
В соответствии с п.1 ч.10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги.
Как следует из п.3 и п. 4 Приложения N1 к документации о проведении запроса котировок в электронной форме (техническое задание на ремонт медицинского оборудования для эндоскопического отделения с заменой запасных частей) заказчиком указано, что ремонт должен производиться сертифицированными специалистами, уполномоченными фирмой-производителем (подтверждается наличием сертификатов от фирм-производителей на право ремонта и технического обслуживания эндоскопов), а также при наличие допуска сотрудников к работам и группа по электробезопасности не ниже III - на установках напряжением до 1000 В.
Устанавливая вышеуказанные требования в техническом задании заказчик руководствовался положениями п.4-3. Руководства пользователя на фиброскопы для исследования желудочно-кишечного тракта на модели, в том числе FC-38LV, имеющуюся у заказчика и подлежащую ремонту, в котором производитель дает Предупреждение: "Ремонт инструмента должен осуществляться только в авторизованном сервисном центре Пентакс, Пентакс не несет ответственности за какую-либо травму пациента/пользователя, повреждение или поломку инструмента или неэффективную обработку, вызванную ремонтом, выполненным неуполномоченным персоналом", информационным письмом от 29.05.2014 года компании "Пентакс Европа ГмбХ", в котором указано, что сервисное обслуживание, отвечающее стандартам производителя в гарантийный период и после его окончания, возможно получить только в Авторизованных сервисных центрах и специализированных сервисных пунктах, в противном случае на оборудование прошедшее ремонт или обслуживание вне Авторизованных сервисных центрах и специализированных сервисных пунктах, не распространяются ранее выданные документы (регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и декларация соответствия). Наличие вышеуказанных действующих документов является требованием, предъявляемым к деятельности эндоскопического кабинета или отделения, приказом Минтруда России N328н от 24.07.2013 г., в котором утверждены правила по охране труда при эксплуатации электроустановок).
Таким образом, в закупочной документации ГАУЗ "Брянская областная больница N 1" (техническая документация на право заключения договора на оказание услуг по ремонту эндоскопического оборудования производства "Пентакс", имеющегося в ГАУЗ "Брянская областная больница N 1", с заменой запасных частей) указаны технические характеристики, соответствующие потребностям Заказчика. При этом, каких либо неизмеряемых требований к участникам закупки Заказчиком не установлено.
Осуществление закупки Заказчиком на сайте электронной торговой площадки http://com.roseltorg.ru, не противоречит нормам Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положению о закупке ГАУЗ "Брянская областная больница N 1".
На основании изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Жалобу ООО "Наномедика" на действия заказчика и организатора в одном лице ГАУЗ "Брянская областная больница N 1" при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение N 31603384135) на право заключения договора на оказание услуг по ремонту эндоскопического оборудования производства "Пентакс", имеющегося в ГАУЗ "Брянская областная больница N 1", с заменой запасных частей, в части несоответствия документации запроса котировок в электронной форме требованиям, установленным в Положении о проведении закупок товаров, работ, услуг ГАУЗ "Брянская областная больница N1" (в ред. от 08.09.2015 г.), а именно установления Заказчиком дополнительных неизмеряемых требований к участникам закупки и неправомерного проведения торгов на коммерческой электронной площадке признать необоснованной.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
"_"
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 24 марта 2016 г. N 7
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016