Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 24 марта 2016 г. N 1234/03
Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) рассмотрело представленное Обществом с ограниченной ответственностью "АзияГрупКомпани" (630078, г. Новосибирск, ул. Ватутина, д. 12/1, пом. 6; далее - ООО "АзияГрупКомпани") заявление о нарушении заказчиком - Обществом с ограниченной ответственностью "Тепловая компания Новгородская" (173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 3; далее - ООО "ТК Новгородская") Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении открытого запроса предложений на право заключения контракта (договора) по отбору организации на право заключения с ООО "ТК Новгородская" договора на поставку каменного угля марки ДР ГОСТ 51591-2000 Кузнецкого угольного бассейна для отопительного сезона 2015-2016 годов, извещение N 31503097354 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 16.12.2015.
В результате рассмотрения заявления антимонопольный орган установил:
29.12.2015 в Новгородское УФАС России из ФАС России (вх. N 11210э) поступила жалоба ООО "АзияГрупКомпани" на действия заказчика - ООО "ТК Новгородская" при проведении открытого запроса предложений на право заключения контракта (договора) по отбору организации на право заключения с ООО "ТК Новгородская" договора на поставку каменного угля марки ДР ГОСТ 51591-2000 Кузнецкого угольного бассейна для отопительного сезона 2015-2016 годов, извещение N 31503097354 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 16.12.2015 (далее - Жалоба).
Новгородское УФАС России, предварительно рассмотрев, до рассмотрения по существу Жалобу приняло решение о непринятии Жалобы к рассмотрению.
Вместе с тем, Новгородским УФАС России было принято решение о рассмотрении указанной Жалобы как заявления о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Заявление).
Из Заявления следует, что заказчик - ООО "ТК Новгородская" неправомерно установил требование к участникам рассматриваемой закупки по поставке каменного угля марки ДР ГОСТ 51591-2000 "Угли бурые, каменные и антрацит" исключительно из Кузнецкого угольного бассейна.
Указанный ГОСТ не требует принадлежности предлагаемого угля к Кузнецкому угольному бассейну, а регламентирует общие требования к качественно-техническим характеристикам угля. Уголь разреза Шубарколь из Казахстана (члена Таможенного союза) соответствует требованиям ГОСТа ДР ГОСТ 51591-2000 и требованиям заказчика.
В результате рассмотрения Новгородским УФАС России Заявления установлено следующее.
В данном случае имело место осуществление закупки заказчиком - ООО "ТК Новгородская" в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено Решением N б/н от 02.04.2015 единственного участника ООО "ТК Новгородская" - ОАО "НороЭнерго", в лице Генерального директора ОАО "НордЭнерго" Васенева Глеба Борисовича Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО "ТК Новгородская" (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Согласно пункту 1.1.1 раздела 1.1 главы 1 "Общие положения" настоящее Положение о закупках разработано в целях своевременного и полного обеспечения потребностей ООО "ТК Новгородская" в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств.
Согласно пункту 1.1.3 раздела 1.1 главы 1 Положение о закупках регулирует отношения, связанные с осуществлением Обществом закупочной деятельности, в том числе устанавливает единые правила и порядок закупок товаров, работ, услуг, в целях соблюдения принципов закупок, в том числе принципа создания условий для своевременного и полного обеспечения потребностей Общества в товарах, работах, услугах с требуемыми показателями цены, качества и надежности.
Подпунктом 4.2.2.1 пункта 4.2.2 раздела 4.2 главы 4 "Способы закупок" Положения о закупках предусмотрена закупка в форме открытого запроса предложений.
Согласно подпунктам 6.2.2.1, 6.2.2.2 пункта 6.2.2 раздела 6.2 главы 6 "Закупки путем проведения открытых запросов предложений" документация о запросе предложений должна содержать предмет закупки с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых работ, за исключением случая, когда не возможно определить количества товара, конкретный объем работ, услуг, а также требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Предметом вышеуказанного открытого запроса предложений является поставка каменного угля марки ДР ГОСТ 51595-2000 Кузнецкого угольного бассейна для отопительного сезона 2015-2016 годов.
Качественные характеристики товара установлены в пункте 8 раздела 1.4 "Информационная карта" документации о проведении открытого запроса предложений. Установленные качественные характеристики соответствуют требованиям ГОСТа 51595-2000.
Пунктом 11 раздела 1.4 "Информационная карта" установлено требование к участникам закупки о наличии ресурсных объемов угля из добычи 2016 года (обязательное предоставление ресурсной справки, либо заверенных копий действующих договоров с производителями угля ГОСТ 51591-2000 Кузнецкого угольного бассейна).
Исходящим N 317/03 от 29.01.2016 Новгородского УФАС России у ООО "ТК Новгородская" были запрошены письменные объяснения относительно потребностей заказчика в закупке угля исключительно Кузнецкого угольного бассейна.
Согласно письму ООО "ТК Новгородская" (вх. N 673 от 09.02.2016 Новгородского УФАС России) при эксплуатации существующих твердотопливных котлов наиболее оптимальным видом топлива является каменный уголь с качественными характеристиками, соответствующими характеристикам каменного угля Кузнецкого угольного бассейна. При его использовании достигается наибольший КПД котлов, наименьшие выбросы в окружающую среду и т.д.
Основываясь на собственном опыте, специалисты ООО "ТК Новгородская" пришли к выводу, что наиболее удовлетворяющим потребностям ООО "ТК Новгородская" каменным углем является уголь с Кузнецкого угольного бассейна.
16.12.2015 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru заказчиком - ООО "ТК Новгородская" было размещено извещение N 31503097354 о проведении открытого запроса предложений на право заключения контракта на поставку каменного угля марки ДР ГОСТ 51591-2000 Кузнецкого угольного бассейна для отопительного сезона 2015-2016 годов (начальная (максимальная) цена контракта - 87 778 071, 00 рублей).
Документация о проведении вышеуказанного открытого запроса предложений было утверждена генеральным директором ООО "ТК Новгородская" А.А. Беловым 16.12.2015.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заявленные в Информационной карте документации о проведении запроса предложении качественные характеристики угля соответствуют требования ГОСТа 51591-2000.
При определении объекта закупки ООО "ТК Новгородская" исходит, в первую очередь, из собственных потребностей и нужд при оказании услуг по теплоснабжению Новгородской области, что не противоречит положениям Закона о закупках и собственному положению о закупках заказчика.
Согласно разделу 8.2 главы 8 документации о проведении запроса предложений на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений Комиссия по подведению итогов запроса предложений может принять следующие решения: о выборе наилучшей заявки на участие в запросе предложений; о проведении процедуры уторговывания заявок на участие в запросе предложений; об отклонении всех заявок на участие в запросе предложений и признании запроса предложений несостоявшимся; об отказе от проведения запроса предложений.
На участие в данном открытом запросе предложений поступило две заявки.
Согласно Протоколу заседания комиссии по подведению итогов в открытом запросе предложений N ЗП-59ПУ/2015 по отбору организации на право заключения с ООО "ТК Новгородская" договора на поставку каменного угля марки ДР ГОСТ 51591-2000 Кузнецкого угольного бассейна для отопительного сезона 2015-2016 годов от 25.12.2015 победителем данного запроса предложений признано Общество с ограниченной ответственностью "РегионУглеСнаб", предложившее цену договора 86 063 175,00 рублей.
Изучив заявки участников запроса предложений, положений документации о закупке, установленные критерии, их значимость и порядок оценки заявок, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу, что закупочной комиссией заказчика - ООО "ТК Новгородская" не была нарушена процедура определения победителя запроса предложений.
28.12.2015 между ООО "ТК Новгородская" и Обществом с ограниченной ответственностью "РегионУглеСнаб" был заключен договор поставки угля N 1072.
Учитывая вышеизложенное, Новгородское УФАС России в данном случае не усматривает признаков нарушения частей 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которыми при проведении закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещается создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Соответственно, основания для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 4, пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, пунктами 3.42-3.43 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по фактам, изложенным в заявлении ООО "АзияГрупКомпани" отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Руководитель Управления Государственный советник РФ 2 класса |
О.С. Виниченко |
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 24 марта 2016 г. N 1234/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016