Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N 04-04/4141 (опубликовано 25 марта 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:<_>
в присутствии представителя заказчика - ОАО <_> в присутствии представителя заявителя РГУП "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства РТ <_> рассмотрев жалобу РГУП "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства РТ на действия заказчика - ОАО "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" при проведении открытого конкурса на предмет: "На право заключения договора на выполнение кадастровых работ для постановки на государственный кадастровый учет инженерных сетей, расположенных в г.Лениногорск Республики Татарстан" (извещение N31603268704),
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении запроса предложений N31603268704 на предмет: "На право заключения договора на выполнение кадастровых работ для постановки на государственный кадастровый учет инженерных сетей, расположенных в г.Лениногорск Республики Татарстан" было размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 01.02.2016 г.
Дата начала подачи заявок - 01.02.2016 г.
Дата окончания приема заявок - 24.02.2016 10:00.
Дата и время рассмотрения заявок - 24.02.2016 11:00.
Суть жалобы: заявитель считает, что подсчет баллов, произведенный конкурсной комиссией произведен не объективно.
Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Изучив довод стороны, Комиссия сочла довод, изложенный в жалобе необоснованным ввиду следующего.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона N 223 от 18.07.2011 года "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, закупочная деятельность данного заказчика регулируется Положением о закупках, а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При проведении открытого конкурса на предмет "На право заключения договора на выполнение кадастровых работ для постановки на государственный кадастровый учет инженерных сетей, расположенных в г. Лениногорск Республики Татарстан" (извещение N 31603268704) заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг дня нужд ОАО "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан", утвержденным решением Совета директоров ОАО "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" (протокол N2.15 от 26.03.2015 г.).
Согласно пояснениям представителя заявителя конкурсное предложение РГУП БТИ было следующее: цена выполнения 450 000, 00 рублей, срок выполнения - 60 календарных дней. Конкурсное предложение ООО "Чистопольское БТИ" цена выполнения работ 550 000, 00 рублей, срок выполнения работ - 50 календарных дней. Следовательно, по критерию "цена договора", максимальный балл по критерию - 40 баллов (40%):РГУП БТИ набрал 15,23 балла, ООО "Чистопольское БТИ" набрал 9,72 балла, по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса" максимальный балл по критерию - 20 баллов (20%): РГУП БТИ набрал 3,8 балла ООО"Чистопольское БТИ" набрал 0, 95 баллов, по критерию "сроки выполнения работ" максимальный балл - 40 баллов (40%): РГУП БТИ набрал 30 баллов ООО "Чистопольское БТИ" набрал 40 баллов, следовательно подсчет баллов конкурсной комиссией по мнению представителя заявителя по критерию "сроки выполнения работ" выполнен ошибочно, а именно при оценке заявок не учитывалось примечание, установленное конкурсной документацией, а именно: при оценке заявок по критерию "Сроки выполнения работ" заказчиком в конкурсной документации устанавливаются максимальный и минимальный сроки выполнения работ, либо устанавливается только максимальный срок выполнения работ, при этом минимальный срок выполнения работ принимается равным нулю. Согласно приведенной формуле, подсчет баллов должен был осуществляться отдельно по каждому предложению участника конкурса в соответствии с его предложенными сроками выполнения работ. Кроме того, иные критерии оценки оцениваются также индивидуально по каждой заявке участника. Однако, при оценке по критерию "Сроки выполнения работ", показатель Fmin был применен в каждом случае предложенный только одним из участников - ООО "Чистопольское БТИ", тогда как, Fmin для участника, предложившего только максимальный срок выполнения работ, должен быть равен нулю в соответствии с примечанием к главе 14 конкурсной документации, следовательно заказчиком неверно произведен подсчет баллов.
Согласно пояснениям представителя заказчика, содержащийся в конкурсной документации, срок выполнения работ был представлен единственным участником "в течение 90 календарных дней с даты заключения договора", также в составе конкурсной документации, которая утверждена Заказчиком, имеются критерии, одним из которых является критерий "Сроки выполнения работ", где "Максимальный балл по критерию - 40 баллов (40%). Методика расчета баллов:
Балл = Rfi *40%,
где Rfi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию
Rfi =((Fmax-Fi): (Fmax - F min))*100, где Fmax - максимальный срок выполнения работ, установленный в конкурсной документации; Fmin - минимальный срок выполнения работ, предложенный участниками конкурса; Fi - срок выполнения работ оцениваемой конкурсной заявки"
Fmax- максимальный срок выполнения работ, и соответственно приравнивается к значению, установленному в конкурсной документации - 90 календарных дней с даты заключения договора,
Fi - срок выполнения работ оцениваемой конкурсной заявки Заявителя РГУП БТИ, что согласно заявки составляет 60 дней.
Fmin - минимальный срок выполнения работ, предложенный участниками конкурса, что согласно заявки участника ООО "Чистопольское БТИ" составляет 50 дней.
Таким образом, согласно пояснениям представителя заказчика, РГУП БТИ набрал по критерию "Сроки выполнения работ": (90-60)/(90-50)*100*40%=30 баллов, соответственно участник ООО "Чистопольское БТИ" набрал по критерию "Сроки выполнения работ": (90-50)/(90-50)*100*40%=40 баллов, следовательно, расчет был выполнен в соответствии с критериями, указанными в конкурсной документации, утвержденной Заказчиком.
Таким образом, Комиссия изучив и заслушав доводы сторон считает, что подсчет баллов выполнен в соответствии с критериями, указанными в конкурсной документации, следовательно довод заявителя является необоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки комиссией установлено следующее.
В части 2 стать 12 Положением о закупках товаров, работ, услуг дня нужд ОАО "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" установлено, что договор может быть заключен не ранее чем через пять дней.
По мнению комиссии Татарстанского УФАС порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган, а ограничение процедуры является нарушением статьи 1,части 10 статьи 3 Закона о закупках, и части 4 статьи 18.1 Федерального закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закон о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках, для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, а частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлены требования регулирования данного обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.Таким образом обжалование в антимонопольном органе в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2016 года N 309-КГ15-14384 отмечено, что Положение о закупке должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которым порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика(организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1.Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Заказчиком в Положении о закупках установлен минимальный срок для подписания договора, а именно не ранее чем через пять дней с момента передачи договора заказчиком победителю закупки, связи с чем, иные участники закупки лишены возможности обжалования результатов проведенных торгов по правилам ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, установленный в Положении о закупке срок заключения договора по результатам закупки, не учитывает закрепленную в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуру административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает возможности обращения с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу РГУП "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства РТ на действия заказчика - АО "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" при проведении открытого конкурса на предмет: "На право заключения договора на выполнение кадастровых работ для постановки на государственный кадастровый учет инженерных сетей, расположенных в г.Лениногорск Республики Татарстан" (извещение N31603268704), необоснованной.
2. Признать заказчика - АО "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", 2 стать 12 Положением о закупках товаров, работ, услуг дня нужд ОАО "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан".
3. Выдать заказчику - АО "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N 04-04/4141 (опубликовано 25 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016