Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Калитина Наталия Александровна, действующий на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), рассмотрев протокол N 05-04-16/12 об административном правонарушении от 09.03.2016 г. (исх. N 05-04-16/12-1043 от 09.03.2016) и материалы дела об административном правонарушении N 05-04-16/12, возбуждённого в отношении юридического лица акционерного общества "Апатит" (184250, Мурманская обл., г. Кировск, ул. Ленинградская, д.1; ИНН 5103070023; ОГРН 1025100561012; дата регистрации до 01 июля 2002 г. - 04.07.1996), установил:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило заявление гражданки <> в отношении акционерного общества "Апатит" (далее по тексту - АО "Апатит", Общество, Сетевая организация), содержащее сведения о нарушении Обществом срока осуществления технологического присоединения объекта заявителя - жилого дома в садоводческом товариществе "Труд и отдых", расположенного по адресу: Мурманская обл., 9 км дороги Кировск-Апатиты, к электрическим сетям АО "Апатит"
Событие административного правонарушения.
Между гр. <> и ОАО "Апатит" (в настоящее время - АО "Апатит") был заключен договор N 36 ТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 15.07.2014 г. В соответствии с указанным договором АО "Апатит" приняло на себя обязательства по выполнению технологического присоединения энергопринимающих устройств гр. <> (максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств - 15 кВт) к электрическим сетям Общества, а гр. <> обязалась оплатить расходы на технологическое присоединение (пункт 1.1 договора). Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения жилого дома, расположенного в садовом товариществе "Труд и отдых" по адресу: Мурманская обл., 9 км дороги Кировск-Апатиты, садовое товарищество "Труд и отдых".
В соответствии с пунктом 1.5 договора N 36 ТП от 15.07.2014 г. и подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861(далее - Правила технологического присоединения N 861), срок осуществления Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рассматриваемом случае составляет 1 год со дня заключения договора.
При этом в силу пункта 15 Правил технологического присоединения N 861 и согласно пункту 7.1 договора N 36 ТП от 15.07.2014 г., договор считается заключённым с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Имеющимися в материалах дела документами (письмо АО "Апатит" от 25.07.2014 N 7301/010461и) подтверждается, что договор N 36 ТП от 15.07.2014 г. об осуществлении технологического присоединения был предъявлен заявителю 25.07.2014 г. По сведениям гр. <> указанный договор был подписан ею 25.07.2014 г. непосредственно в офисе АО "Апатит" и передан сотруднику Общества. Таким образом, договор N 36 ТП от 15.07.2014 г. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям вступил в силу 25.07.2014 г.
В соответствии с Техническими условиями для присоединения к электрическим сетям от 10.07.2014 г. N 313/4130-02, являющимися неотъемлемой частью договора N 36 ТП от 15.07.2014 г. об осуществлении технологического присоединения, Сетевая организация приняла на себя обязательства по выполнению следующих мероприятий по технологическому присоединению: строительство КТП-6/0,4 кВ в районе опоры N 13 Л-40; строительство линии электропередачи 0,4 кВ от КТП-6/0,4 вдоль дороги до границы участка заявителя; прокладка линии электропередач напряжением 0,23 кВ от опоры N8 у границы участка заявителя до РУ-0,23 кВ объекта заявителя в границах участка заявителя.
С учётом того, что договор N 36 ТП от 15.07.2014 г. об осуществлении технологического присоединения вступил в силу 25.07.2014 г., указанные мероприятия по технологическому присоединению должны были быть выполнены АО "Апатит" в срок не позднее 25.07.2015 г.
Однако в установленный срок и по настоящее время необходимые мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя, предусмотренные Техническими условиями от 10.07.2014 г. N 313/4130-02, Сетевой организацией не выполнены. Как следует из материалов дела, АО "Апатит" данное обстоятельство не отрицает (письмо NАП-122.03/64/0193-2016 от 26.02.2016 г.). При этом гр. <> свои обязательства по оплате расходов Сетевой организации на технологическое присоединение выполняла своевременно в соответствии с условиями раздела 3 договора N 36 ТП от 15.07.2014 г.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер.
Во исполнение названного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 были утверждены Правила технологического присоединения, в которых определён порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям сетевой организации, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В силу пунктов 3, 6 Правил технологического присоединения N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения N 861.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения N861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. Гр. <> относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения N 861, поскольку в рассматриваемом случае физическому лицу требуется технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктом 16 Правил технологического присоединения N 861 предусмотрено, что договор об осуществлении технологического присоединения, заключённый между сетевой организацией и заявителем, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению. В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения N 861 указанный срок исчисляется со дня заключения договора и для заявителей, не подпадающих под случай, когда расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, а максимальная мощность энергопринимающих устройств таких заявителей составляет менее 670 кВт, не может превышать 1 год (если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон).
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренный пунктом 16 Правил технологического присоединения N 861, является существенным условием публичного договора об осуществлении технологического присоединения.
По смыслу приведенных положений, указанный срок является обязательным для соблюдения сетевой организацией.
Учитывая изложенное, не выполнив по состоянию на 25.07.2015 г. мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные Техническими условиями для присоединения к электрическим сетям от 10.07.2014 г. N 313/4130-02, являющимися неотъемлемой частью договора N 36 ТП от 15.07.2014 г. об осуществлении технологического присоединения, АО "Апатит" допустило нарушение обязательных для исполнения сетевой организацией требований подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения N 861 о соблюдении срока, установленного для осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствие с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (прядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Согласно статье 4 указанного закона услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Таким образом, учитывая, что АО "Апатит" осуществляет естественно монопольный вид деятельности, Общество действует в качестве субъекта естественной монополии.
При этом услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям являются сопутствующими деятельности по передаче электрической энергии и неразрывно связанными с ней, поскольку наличие отдельного вида экономической деятельности по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель фактически исключил такую возможность, установив требование об обязательности заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой подана заявка, и обусловив возможность заключения договора на передачу электрической энергии необходимостью заключения договора на технологическое присоединение (пункт 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861).
С учётом изложенного, действия юридического лица АО "Апатит" образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Субъект административного правонарушения - юридическое лицо АО "Апатит" (184250, Мурманская обл., г. Кировск, ул. Ленинградская, д.1; ИНН 5103070023; ОГРН 1025100561012; дата регистрации до 01 июля 2002 г. - 04.07.1996).
Объект административного правонарушения: общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации электрических сетей, сетевого хозяйства и технологического присоединения к электрическим сетям.
Объективная сторона административного правонарушения.
Объективная сторона вменяемого АО "Апатит" правонарушения состоит в невыполнении Обществом мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с Техническими условиями для присоединения к электрическим сетям от 10.07.2014 г. N 313/4130-02 в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения N 861, то есть в срок по 25.07.2015 г., с учётом того, что договор N 36 ТП от 15.07.2014 г. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям вступил в силу 25.07.2014 г.
Субъективная сторона административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина АО "Апатит" в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, заключается в том, что у Общества имелась возможность выполнить требования Правил технологического присоединения N 861 в части соблюдения срока, установленного для осуществления необходимых мероприятий по технологическому присоединению, однако им не были предприняты все необходимые для этого меры.
Место совершения административного правонарушения: Мурманская область, г. Кировск.
Время совершения административного правонарушения: 26 июля 2015 года.
При указанных обстоятельствах действия АО "Апатит" образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности привлечения АО "Апатит" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истёк.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные статьей 4.2 КоАП РФ, при назначении административного наказания не установлены.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные статье 4.3 КоАП РФ, не установлены.
Характер вреда, причиненного административным правонарушением.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении АО "Апатит" к требованиям публичного права, а именно, к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения требований действующего законодательства в области электроэнергетики.
Невыполнение АО "Апатит" мероприятий по технологическому присоединению в срок, предусмотренный Правилами технологического присоединения N 861, влечёт за собой затягивание процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств гр. <> к электрическим сетям Общества, необходимого для электроснабжения жилого дома, и тем самым ущемляет законные права и интересы физического лица.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьёй 24.5 КоАП РФ, не установлены.
Санкцией за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, является наложение на виновное юридическое лицо административного штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Определением от 10.03.2016 г. (исх. N 05-04-16/12-1061 от 10.03.2016) АО "Апатит" было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N 05-04-16/12 (подтверждается информацией, размещённой на официальном сайте ФГУП "Почта России" в разделе "Отслеживание почтовых отправлений").
Законный представитель АО "Апатит" на рассмотрение дела об административном правонарушении N 05-04-16/12 не явился. АО "Апатит" не проинформировало Мурманское УФАС России о невозможности явки законного представителя на рассмотрение дела об административном правонарушении. Ходатайство об отложении рассмотрения дела заявлено не было.
В связи с изложенным, и в соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении N 05-04-16/12 рассмотрено в отсутствие законного представителя АО "Апатит", но при участии защитника <>
Представлены подтверждающие личность и полномочия документы:
- паспорт серии <> на имя <>
- доверенность N 1801-АП от 23.11.2015, выданная генеральным директором управляющей организации АО "ФосАгро-Череповец" <>
Защитником АО "Апатит" в ходе рассмотрения дела было заявлено письменное ходатайство о признании совершённого АО "Апатит" правонарушения малозначительным и освобождении юридического лица от административной ответственности (исх. N ФАЧ-К.424.01/10/195). Указанное ходатайство приобщено к материалам дела.
В своих пояснениях относительно обстоятельств дела защитник АО "Апатит" указал, что в настоящее время Обществом проводятся работы в целях осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств гр. <> к электрическим сетям АО "Апатит" для чего был заключен договор подряда N 1421.15-3 от 30.10.2015 г. с подрядной организацией ЗАО Объединение "Комплексная автоматизация", в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области направлено письмо от 21.03.2016 г. N ФАЧ-К.424.01/64/0261-2016 о заключении договора аренды лесного участка под строительство линии электропередачи.
Рассмотрев изложенные защитником АО "Апатит" доводы, учитывая установленные обстоятельства дела, считаю ходатайство о признании совершённого АО "Апатит" правонарушения малозначительным не подлежащим удовлетворению.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При этом, как следует из пункта 18.1 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Изучив обстоятельства дела в их совокупности, существо и характер совершенного правонарушения, прихожу к выводу об отсутствии правовых оснований для квалификации действий АО "Апатит" в качестве малозначительных.
На основании вышеизложенного, учитывая характер совершённого правонарушения, руководствуясь статьёй 9.21, статьями 4.1, 4.2, 4.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, постановил:
1. Признать акционерное общество "Апатит" (184250, Мурманская обл., г. Кировск, ул. Ленинградская, д.1; ИНН 5103070023; ОГРН 1025100561012; дата регистрации до 01 июля 2002 г. - 04.07.1996) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, по факту несоблюдения АО "Апатит" требований подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
2. За нарушение подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, и в соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ наложить на юридическое лицо - акционерное общество "Апатит" (184250, Мурманская обл., г. Кировск, ул. Ленинградская, д.1; ИНН 5103070023; ОГРН 1025100561012; дата регистрации до 01 июля 2002 г. - 04.07.1996) административный штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России л/с 04491195250)
ИНН/КПП 5191501854/519001001.
Расчетный счет 40101810000000010005 в ОТДЕЛЕНИЕ МУРМАНСК Г. МУРМАНСК
БИК 044705001. Код ОКТМО 47701000.
Код платежа 161 116 02010 01 6000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства".
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления Н.А. Калитин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 24 марта 2016 г. N 05-04-16/12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016