Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 23 марта 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 22 марта 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 23 марта 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего <_> - заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <_>- заместитель начальника отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <_>- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
ОАО "Хабаровскводтранс", <_>- уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание комиссии не обеспечил,
рассмотрев дело N 8-01/353 по признакам нарушения ОАО "Хабаровскводтранс" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение <_> с жалобой на действия ОАО "Хабаровскводтранс" при осуществлении закупочной деятельности с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Из обращения следует, что в нарушение требований законодательства обществом на официальном сайте не размещено положение о закупке товаров, работ, услуг, планы графики закупок, сведения о заключенных договорах, извещения о проводимых закупках товаров, работ, услуг. В отсутствие утвержденного и размещенного на сайте положения закупки не проводятся по правилам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
До отложения рассмотрения дела представитель общества в заседании комиссии пояснила, что Положение на официальном сайте размещалось, однако по причине сбоя в работе интернета в публичной части официального сайта оно не отобразилось. Полагая, что Положение в установленном порядке размещено, общество осуществляло закупки в соответствии с установленным Положением порядком. В целях устранения допущенного нарушения, на сайте закупок размещено Положение.
В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела откладывалось в целях подготовки заключения об обстоятельствах дела. Заключение от 29.02.2016 направлено в адрес участвующих в деле лиц.
Дополнительных пояснений, возражений и документов по обстоятельствам дела лицами, участвующими в деле, не представлено.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
За исключением отдельных положений данный закон вступил в силу с 01.01.2012.
Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии с указанным законом (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ).
Согласно сведениям ЕГРЮЛ ОАО "Хабаровскводтранс" зарегистрировано 13.04.2012, учредителем общества является Хабаровский край, соответственно, осуществляемые обществом закупки товаров работ, услуг подчинены нормам Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закон N 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны обеспечить информационную открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (статья 3 Закона N 223-ФЗ).
Частями 1, 2, 5, 19, 21 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения. В единой информационной системе размещается план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год, информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки.
Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи; сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Информация о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (часть 10 статьи 8 Закона N 223-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона N 223-ФЗ заказчики, созданные после дня вступления в силу Закона N 223-ФЗ, утверждают в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке. В случае, если в течение указанного срока такими заказчиками не размещено в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденное положение о закупке, заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденного положения о закупке.
Протоколом Совета директоров общества от 04.10.2012 N 10 утверждено Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг, которое в установленном порядке и сроки на официальном сайте закупок не размещено, в связи с чем при осуществлении закупок общество обязано было руководствоваться нормами Закона N 44-ФЗ.
Частями 1, 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Исходя из пункта 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, участником закупки может являться любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с представленным реестром договоров в 2015 году обществом заключено 90 договоров, в том числе договоры, цена которых превышает 100 тыс. руб. (оказание консалтинговых услуг, ремонт флота, производство путевых работ, страхование и т.д.).
Вместе с тем, данные договоры заключены без проведения предусмотренных Законом N 44-ФЗ процедур, информация о проведении закупок в нарушение приведенных требований законодательства на официальном сайте не размещалась, равно как и не размещены на сайте планы закупок товаров, работ, услуг в период с 2012 года по 2016 год, сведения о заключенных обществом договорах. На официальном сайте отсутствует информация и о закупках, проведенных обществом в 2013, 2014 годах.
Частями 1, 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен и иных проводимых в соответствии с Законом N 223-ФЗ закупок запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).
В тех случаях, когда требуется проведение конкурентных (публичных процедур), подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении таких процедур в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставить товары, выполнить работы либо оказать услуги.
Осуществление обществом закупочной деятельности без применения предусмотренных Законом N 44-ФЗ конкурентных процедур и в отсутствие оснований, исключающих обязанность их проведения, исключило возможность иных хозяйствующих субъектов при прочих равных условиях претендовать на заключение соответствующих договоров, создало преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности лицам, с которыми поименованные договоры заключены без проведения публичных процедур, в связи с чем комиссия приходит к выводу о несоответствии рассматриваемых действий части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия ОАО "Хабаровскводтранс", выразившиеся в осуществлении в 2013, 2014, 2015 годах закупок товаров, работ, услуг без применения процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", нарушающими часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать ОАО "Хабаровскводтранс" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 8-01/353
23 марта 2016 год г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего <_>- заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <_>- заместитель начальника отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <_>- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 23.03.2016 по делу N 8-01/353 о нарушении ОАО "Хабаровскводтранс" части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предписывает:
ОАО "Хабаровскводтранс" в срок до 08.04.2016 устранить нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении в 2013, 2014, 2015 годах закупок товаров, работ, услуг без применения процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, с целью чего:
- исключить случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд общества с нарушением установленного Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" порядка,
- провести разъяснительную работу с должностными лицами ОАО "Хабаровскводтранс", ответственными за осуществление закупок товаров, работ, услуг для нужд общества, направленную на недопущение впредь установленного решением антимонопольного органа от 23.03.2016 по делу N 8-01/353 нарушения антимонопольного законодательства.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней с даты его исполнения (с приложением подтверждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23 марта 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016