Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 22 марта 2016 г. N А4-25/15
Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2016 года
Решение в полном объёме изготовлено 22 марта 2016 года г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии:
Мазаева С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Тамбовского УФАС России;
члены комиссии:
Колодина Н.Н. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тамбовского УФАС России;
Дедова Е.Н. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Тамбовского УФАС России,
рассмотрев дело NА4-25/15 по признакам нарушения администрацией города Тамбова (392000, г. Тамбов, ул. Коммунальная, 6) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в принятии постановления N1220 от 17.02.2015 "Об утверждении стоимости сбора, вывоза и утилизации 1 м? твердых бытовых отходов автотранспортом муниципального бюджетного учреждения "Спецтехуниверсал", которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов,
в присутствии на заседании представителей:
- администрации города Тамбова <_>
- прокуратуры Тамбовской области <_>, установила:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступили материалы проверки прокуратуры Тамбовской области по обращению ИП <_> для рассмотрения на предмет соответствия антимонопольному законодательству установления администрацией г. Тамбова различных цен на услуги МБУ "Спецтехуниверсал" по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО) (вх. от 03.09.2015 N8584).
Согласно материалам обращения, постановлением администрации города Тамбова N11267 от 27.12.2013 МБУ "Спецтехуниверсал" утверждена стоимость сбора, вывоза и утилизации 1 м? ТБО автотранспортом в размере 284 рубля с услугами грузчика и в размере 259 рублей без услуг грузчика.
При участии в электронных торгах МБУ "Спецтехуниверсал" имеет право снизить стоимость услуги с услугами грузчика в размере 190 рублей, без услуг грузчика в размере 172 рубля в соответствии с постановлением администрации г. Тамбова N1220 от 17.02.2015.
По мнению ИП <_> установленные постановлением N1220 тарифы занижены и не соответствуют необходимым затратам. В связи с чем, для других участников торгов заключение договоров по заниженным ценам, экономически нецелесообразно и создает МБУ "Спецтехуниверсал" необоснованные преимущества при участии в электронных торгах.
В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства в акте администрации города Тамбова возбуждено настоящее дело.
На рассмотрении дела 19 января 2016 года представитель администрации г. Тамбова сообщил, что МБУ не оказывает услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО в рамках муниципального задания, какие-либо акты, предусматривающие порядок компенсации затрат МБУ "Спецтехуниверсал" на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО по тарифу, утвержденному постановлением N1220, администрацией города Тамбова не принимались.
Комиссия, изучив материалы дела и представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, установила следующие обстоятельства и пришла к следующим выводам.
Учредителем муниципального бюджетного учреждения МБУ "Спецтехуниверсал" является администрация города Тамбова. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в целях осуществления работ и оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории городского округа-город Тамбов (пункт 2.1 Устава Учреждения).
Согласно сведениям, содержащимся в Едином реестре государственной регистрации юридических лиц по состоянию на дату 04.12.2015, код и наименование основного вида деятельности: 90.00.2 удаление и обработка твердых отходов. Дополнительными видами деятельности являются: 74.14 консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, 63.21.24 эксплуатация гаражей, стоянок для автотранспортных средств, велосипедов и т.п., 63.21.2 прочая вспомогательная деятельность автомобильного транспорта, 50.20 техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, 90.00.1 удаление и обработка сточных вод, 71.34 аренда прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки, 45.21.6 производство общестроительных работ по строительству прочих зданий и сооружений, не включенных в другие группировки, 28.71 производство металлических бочек и аналогичных емкостей, 28.75 производство прочих готовых металлических изделий, 70.32.2 управление эксплуатацией нежилого фонда, 60.24 деятельность автомобильного грузового транспорта.
Уставом Учреждения предусмотрено право на осуществление видов деятельности, не являющимися основными, и соответствующие целям, ради которых оно создано.
Пунктом 2.3 Устава предусмотрено право Учреждения сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги в городе Тамбове, Тамбовском районе, Тамбовской области, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным Уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается Учредителем, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из содержания пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, признается хозяйствующим субъектом вне зависимости от того, на какие цели направляются полученные денежные средства.
Следовательно, МБУ "Спецтехуниверсал" является хозяйствующим субъектом в смысле статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Исходя из материалов дела, кроме Учреждения, деятельность на рынке услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО, осуществляют иные хозяйствующие субъекты, в том числе ИП <_>
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Администрацией города Тамбова принято постановление N11267 от 27.12.2013 "Об утверждении стоимости сбора, вывоза и утилизации 1 м3 твердых бытовых отходов автотранспортом муниципального бюджетного учреждения "Спецтехуниверсал", которым утверждена стоимость с услугами грузчика в размере 284 рубля, без услуг грузчика в размере - 259 рублей.
Впоследствии, администрацией города Тамбова принято постановление N1220 от 17.02.2015 "Об утверждении стоимости сбора, вывоза и утилизации 1 м3 твердых бытовых отходов автотранспортом муниципального бюджетного учреждения "Спецтехуниверсал", которым утверждена минимальная стоимость до которой учреждение имеет право снизить стоимость услуги при участии в электронных торгах с услугами грузчика в размере 190 рублей, без услуг грузчика в размере -172 рубля.
По данным администрации города Тамбова (вх. N9644 от 20.10.2015), порядок принятия решений об установлении цен на платные услуги муниципальных учреждений города Тамбова установлен Положением "О порядке принятия решений об установлении тарифов (цен) на услуги муниципальных предприятий и учреждений и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями городского округа - город Тамбов", утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 26.09.2007 N438.
Согласно статье 18 данного Положения решение о рассмотрении и согласовании цен, тарифов принимается на заседании комиссии по ценовой (тарифной) политике и оформляется протоколом, который подписывается председателем комиссии.
Стоимость, установленная постановлением N1220, утверждена на основании решения комиссии по ценовой (тарифной) политике (протокол от 11.11.2014 N6). К протоколу заседания комиссии приложено заключение комитета по экономике администрации города Тамбова о минимальной стоимости услуги по сбору, вывозу утилизации 1 м3 ТБО, оказываемой МБУ "Спецтехуниверсал", и калькуляция.
Согласно калькуляции, при расчете стоимости услуги по сбору, вывозу утилизации 1 м3 ТБО были исключены статьи затрат на амортизацию (п.6), техосмотр и госпошлина на регистрацию (п.9), спецодежда (п.11), накладные расходы (п.12), рентабельность (п.14), прибыль (п.15).
При этом, согласно пояснениям администрации города Тамбова (вх. N11200 от 23.11.2015), накладные расходы, такие как: амортизация, техосмотр, госпошлина на регистрацию, спецодежда и рентабельность покрываются за счет субсидии, получаемой МБУ "Спецтехуниверсал" на выполнение иных услуг, осуществляемых в рамках основной деятельности и финансируемой в рамках государственного (муниципального) задания.
Таким образом, установленный администрацией города Тамбова тариф позволяет МБУ "Спецтехуниверсал" снижать стоимость услуг по сбору и вывозу бытовых отходов при участии в электронных торгах, в то время как другие участники, принимающие участие в указанных конкурсных процедурах, фактически лишены такой возможности, поскольку в случае предложения цены ниже себестоимости участники будут нести убытки, которые не будут компенсированы за счет средств городского бюджета либо иных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно статье 3 Закона о защите конкуренции названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможность наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В рассматриваемом случае, администрацией города Тамбова при принятии постановления N1220 были созданы необоснованные преимущества МБУ "Спецтехуниверсал" перед другими хозяйствующими субъектами - конкурентами, осуществляющими деятельность на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО, путем установления тарифа ниже экономически обоснованных затрат, что позволяет Учреждению при участии в торгах предлагать более низкую цену, обеспечивая себе победу.
Указанное снижение в дальнейшем может быть компенсировано администрацией города Тамбова в рамках выполнения работ МБУ "Спецтехуниверсал" по муниципальным заданиям, при отсутствии такой возможности возмещения затрат для других хозяйствующих субъектов.
С 5 января 2016 года в часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции внесены изменения, предусматривающие, что при наличии признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции выдается предупреждение об их устранении.
Комиссия Тамбовского УФАС России, руководствуясь данной нормой, выдала администрации города Тамбова предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции NП4-2/16 от 19.01.2016, а именно - об отмене в срок до 15.02.2016 постановления администрации г. Тамбова N 1220 от 17.02.2015.
Администрация г. Тамбова во исполнение предупреждения приняла постановление от 12.02.2016 N801 "Об отмене постановления администрации города Тамбова от 17.02.2015 N1220 "Об утверждении минимальной стоимости 1-м? твердых бытовых отходов автотранспортом муниципального бюджетного учреждения "Спецтехуниверсал".
Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
На основании изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о наличии основания для прекращения рассмотрения дела в связи с выполнением администрацией г. Тамбова предупреждения.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41,статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" Комиссия Тамбовского УФАС России, решила:
1. Прекратить рассмотрение дела в связи с выполнением администрацией города Тамбова предупреждения о прекращений действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства N П4-2/16 от 19.01.2016, а именно в связи с отменой постановлением от 12.02.2016 N801 постановления от 17.02.2015 N1220 "Об утверждении минимальной стоимости 1 м твердых бытовых отходов автотранспортом муниципального бюджетного учреждения "Спецтехуниверсал".
Председатель Комиссии С.В. Мазаева
Члены Комиссии Н.Н. Колодина
Е.Н. Дедова
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Мазаева 71-34-29
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 22 марта 2016 г. N А4-25/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016