Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 14 марта 2016 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
"_" |
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии:
|
"_"
"_"
|
- ведущий специалист-эксперт;
- специалист-эксперт, |
рассмотрев дело N Р16/8, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы продавца алкогольной продукции, имиджевой рекламы магазина разливных напитков "Светлое & Темное", содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя лица, в чьих действиях содержатся признаки такого нарушения - индивидуального предпринимателя "_" (далее также - ИП "_"), установила:
На заседании Комиссии присутствовал: представитель ИП "_""_" (Далее - представитель) по доверенности N72 АА 0956201 от 12.11.2015 г.
Как следует из материалов дела Р16/8, 15.06.2015 в Тюменское УФАС России (далее также - управление) поступила информация о размещении на фасаде дома по адресу: г. Тюмень, ул. Газовиков, 53/1рекламы магазина разливных напитков "Светлое & Темное", содержащей признаки нарушения рекламного законодательства.
Сотрудниками Тюменского УФАС России был осуществлен выезд по указанному адресу, по результатам которого был составлен акт осмотра наружной рекламы с приложением фото-таблицы N1 от 21.12.2015 г.
Вышеуказанным актом осмотра установлено, что по адресу: г. Тюмень, ул. Газовиков, д.53, к.1 размещено настенное баннерное панно магазина "Светлое & Темное", содержащее признаки нарушения рекламного законодательства, следующего содержания: "Светлое & Темное, холодное, разливное, свежее, живое, лимонад, квас".
Определением N Р16/8-01 от 28.01.2016 по данному событию возбуждено дело N Р16/8 по признакам нарушения требований п.5 ч.2 ст.21 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация, размещенная на вышеуказанном баннерном панно, является рекламой, поскольку не только предоставляет информацию потребителю в соответствии с Законом о защите прав потребителей, но и своей манерой исполнения, и использованием определений товара (холодное, разливное, свежее, живое) положительно характеризующих его, привлекательных по своим свойствам, способствует реализации товара.
Поскольку слова "лимонад" и "квас" не являются именами существительными среднего рода, а указанные в рекламе выражения употребляются в среднем роде, то, исходя из сложившейся практики реализации разливных напитков, указанные слова относятся к характеристикам пива и при этом способствуют реализации товара.
В данном случае необходимо учитывать обязательный юридический признак рекламы - адресация информации неопределенному кругу лиц (ст. 3 Закона о рекламе). В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Следовательно, для восприятия рекламы не требуется каких-либо специальных познаний, объект рекламирования (товар, услуга) является очевидным, понятным для потребителя.
В соответствии с п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Указанный вывод согласуется с позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", который в п. 2 указал, что "при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре".
Значит в данном случае рассматриваемая информация будет рекламой пива, поскольку информация, размещенная на вышеуказанном баннерном панно, не только предоставляет информацию потребителю в соответствии с Законом о защите прав потребителей, но и своей манерой исполнения, и использованием привлекательных характеристик товара (холодное, разливное, свежее, живое) способствует реализации товара.
Поскольку слова "лимонад" и "квас" не являются существительными среднего рода, а указанные в рекламе выражения употребляются в среднем роде, то, исходя из сложившейся практики реализации разливных напитков, указанные слова относятся к характеристикам пива и способствуют реализации товара.
Согласно Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
При этом наружной рекламой алкоголя (с использованием технических средств стабильного территориального размещения) согласно сложившейся судебно-арбитражной практикой признаются, в том числе плакаты, обращенные на улицу и размещенные в оконных проемах или на внешних стенах магазинов (Постановление ФАС СКО от 20.02.2008 N Ф08-428/2008-140А по делу N А63-10529/2007-С7-22, постановления ФАС УО от 11.03.2008 N Ф09-1273/08-С1 по делу N А50-10237/07, от 06.03.2008 N Ф09-1124/08-С1 по делу N А76-12784/07, от 05.03.2008 N Ф09-1075/08-С1 по делу А50-10242/07, от 07.11.2007 N Ф09-9134/07-С1 по делу N А50-6341/07).
Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе, специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
П. 4 ст. 3 Закона о рекламе устанавливает, что ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Указание рекламодателем сведений о реализуемом товаре, а именно: "Холодное, разливное, свежее, живое, лимонад, квас", не являющихся обычаем делового оборота, либо информацией, раскрытие которой является обязательной в силу закона, но позволяющих идентифицировать объект рекламирования (товар, продавец товара), на который распространяются специальные требования и ограничения, расценивается антимонопольным органом как распространение имиджевой рекламы продавца алкогольной продукции и его товара, следовательно, требования и ограничения, установленные Законом о рекламе, подлежат применению.
Распространяемая информация направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к продавцу алкогольной продукции: магазину разливных напитков "Светлое & Темное", формирование и поддержание интереса у потенциального потребителя рекламы к объекту рекламирования и продвижение его на соответствующем товарном рынке.
На рассмотрении дела представитель ИП "_" пояснил, что по адресу местонахождения рассматриваемой рекламы деятельность в магазине разливных напитков "Светлое & Темное" осуществляет индивидуальный предприниматель "_", также представитель пояснил, что рассматриваемая рекламная информация размещена "_", что подтверждается актом осмотра наружной рекламы от 24.12.2016 г.).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая информация является рекламой продавца алкогольной продукции, магазина разливных напитков "Светлое & Темное" (ИП "_"), не соответствующей требованиям п. 5 ч. 2, ст. 21 Закона о рекламе.
В соответствии с ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Материалами дела Р16/8 подтверждается (акт осмотра наружной рекламы от 24.12.2016 г., выписка из ЕГРИП), что рекламодателем/рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является индивидуальный предприниматель "_", (адрес местонахождения: "_").
Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ч. 2 ст. 33, ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу, размещенную у крыльца входной группы магазина разливных напитков "Светлое & Темное" (г. Тюмень, ул. Газовиков, 53/1) следующего содержания: "Светлое & Темное, холодное, разливное, свежее, живое, лимонад, квас" ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 5 ч. 2, ст. 21 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать индивидуальному предпринимателю "_" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии |
"_" |
|
|
Члены комиссии |
"_" |
|
|
|
"_" |
ПРЕДПИСАНИЕ N Р16/8-03
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
26 февраля 2016 г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
"_" |
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии:
|
"_"
"_" |
- ведущий специалист-эксперт;
- специалист-эксперт, |
на основании своего решения N Р16/8-02 от 26.02.2016 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной на фасаде здания по адресу: г. Тюмень, ул. Газовиков, д.53, к.1, следующего содержания: "Холодное, разливное, свежее, живое, лимонад, квас", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю "_" (адрес местонахождения: "_") в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания устранить нарушение требований п.5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей рекламы пива, продавца алкогольной продукции размещенную у крыльца входной группы в магазин разливных напитков "Светлое & Темное" по адресу: г. Тюмень, ул. Газовиков, д.53, к.1, следующего содержания: "Светлое & Темное, холодное, разливное, свежее, живое, лимонад, квас".
2. В 5-дневный срок с момента исполнения настоящего предписания представить письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Тюменское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц административный штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии |
"_" |
Члены комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 14 марта 2016 г. N Р16/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016