Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 13 января 2016 г. N 1-00-2221/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Вектор Плюс" (далее - Заявитель) на действия заказчиков - ГБУ "Жилищник района Строгино", ГБУ Жилищник района Щукино", ГБУ "Жилищник района Хорошево-Мневники", ГБУ "Жилищник района Куркино" (далее - Заказчики) при проведении закупки на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования (реестровый N COM04121500064) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в неразмещении информации о проведении Закупки на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт), в указании противоречивой информации в составе Закупочной документации и Извещения о проведении Закупки, в неразмещении Заказчиками Положение о закупках товаров, работ, услуг ГБУ "Жилищник района Щукино" (далее - Положение о закупках), в указании в Закупочной документации критериев, не предусмотренных при проведении аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
На Официальном сайте Заказчиком размещено Положение о закупках.
Извещение о проведении Закупки было размещено на сайте оператора электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" (www.roseltrog.ru) 04.12.2015.
В соответствии с Извещением о проведении Закупки от 04.12.2015 дата окончания подачи заявок - 28.12.2015, дата рассмотрения заявок - 29.12.2015, дата подведения итогов - 31.12.2015.
Вместе с тем, в соответствии с Извещением о проведении Закупки организатором процедуры является - ГБУ "Жилищник района Щукино".
Согласно доводам Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Закупки выразились в следующем:
в неразмещении информации о проведении Закупки на Официальном сайте;
в указании в Закупочной документации сведений, противоречащих Извещению о проведении Закупки;
в отсутствии у ГБУ "Жилищник района Щукино" Положения о закупках, размещенного на Официальном сайте ранее 2015 года;
в указании в Закупочной документации иных критериев оценки заявок участников Закупки, помимо ценового, оценка по которым не предусмотрена при проведении аукциона.
В ходе заседания Заказчик с доводами жалобы Заявителя не согласился и представил письменные возражения, согласно которым в связи с отсутствие у сайта АО "ЕЭТП" интеграции с Официальным сайтом Закупка не была размещена на сайте www.zakupki.gov.ru.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
В ходе заседания Комиссией было установлено, что Извещение о проведении Закупки и Закупочная документация были размещены на сайте оператора электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" (www.roseltrog.ru) 04.12.2015.
Вместе с тем, сведения о проведении Закупки отсутствуют на Официальном сайте.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом информационной открытости закупки.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком не была размещена информация о проведении Закупки на Официальном сайте.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части довода относительно неразмещения информации о проведении Закупки на Официальном сайте.
В соответствии с пунктом 24 Информационной карты Закупочной документации дата рассмотрения заявок участников Закупки состоится 09.10.2015 в 10:00.
Вместе с тем, в Извещении о проведении Закупки, размещенном на сайте оператора электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" (www.roseltrog.ru) 04.12.2015, указано, что дата рассмотрения заявок на участие в Закупке - 29.12.2015.
Исходя из вышеизложенного, в действия Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части довода относительно указания в Закупочной документации сведений, противоречащих Извещению о проведении Закупки.
3. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона., при осуществлении им закупок:
а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Таким образом, положения Закона о закупках применимы бюджетным учреждением, при осуществлении ими закупочной деятельности, при наличии правового акта, размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Вместе с тем, Положение о закупках ГБУ "Жилищник района Щукино" размещено на Официальном сайте 06.02.2014.
Исходя из вышеизложенного, Заказчики вправе осуществлять закупочную деятельность в порядке, предусмотренном Законом о закупках, с 2016 года.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчиком при проведении Закупки необоснованной в части довода относительно отсутствия у ГБУ "Жилищник района Щукино" Положения о закупках, размещенного на Официальном сайте ранее 2015 года.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
Согласно части 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Исходя из вышеизложенного, при проведении аукциона единственным критерием оценки заявок участников аукциона является цена договора.
Согласно пункту 2 Информационной карты Закупочной документации процедурой проведения закупки является аукцион в электронной форме.
В соответствии с пунктом 26 Информационной карты Закупочной документации критериями оценки являются "цена договора", "качественные, функциональные и экологические характеристики закупки", "квалификация участника закупки".
Исходя из вышеизложенного, действия Заказчиков по установлению в Закупочной документации иных критериев оценки заявок участников Закупки, кроме цены договора, являются неправомерными.
Вместе с тем, частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Вместе с тем, в Положении о закупках ГБУ "Жилищник района Щукино" отсутствует порядок проведения аукциона.
Исходя из вышеизложенного, проведение Закупки в рамках процедуры аукциона неправомерно в силу того, что в Положении о закупках ГБУ "Жилищник района Щукино" отсутствует порядок проведения процедуры аукциона.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчиков при проведении Закупки обоснованной в части довода относительно указания в Закупочной документации иных критериев оценки заявок участников Закупки, помимо ценового, оценка по которым не предусмотрена при проведении аукциона.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссия, исходя из информации, указанной на сайте оператора электронной торговой площадки АО "ЕЭТП", установила, что Закупка была отменена.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчиков при проведении Закупки обоснованной в части доводов относительно неразмещения информации о проведении Закупки на Официальном сайте, указания в Закупочной документации сведений, противоречащих Извещению о проведении Закупки, указания в Закупочной документации иных критериев оценки заявок участников Закупки, помимо ценового, оценка по которым не предусмотрена при проведении аукциона. В остальной части признать жалобу необоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 2, пункта 1 части 1, части 2 статьи 3, части 5 статьи 4 Закона о закупках.
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с отменой Закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 января 2016 г. N 1-00-2221/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016