Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
(опубликовано 21 марта 2016 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 18 марта 2016 года.
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Токарев В.С. - заместитель руководителя Крымского УФАС России.
Члены комиссии:
Брисов С.Г. - главный специалист - эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Крымского УФАС России;
Лагойский О.Л. - специалист - эксперт Отдела Крымского УФАС России,
рассмотрев дело N 08/435-15, возбужденное по признакам нарушения Главным управлением имущественных и земельных отношений антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в не заключении с ООО "Крыммедсервис" дополнительных соглашений к договорам аренды N95-11 от 11 июля 2011 года в соответствии с частью 9 статьи 18 Закона города Севастополя от 30 декабря 2014 года N104-ЗС "Об аренде государственного имущества", что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке по розничной реализации фармацевтическими товарами на территории г. Севастополя в виде отсутствия вследствие указанных действий у ООО "Крыммедсервис" надлежаще оформленных правоотношений и документов с арендодателем помещений, используемых под основной вид деятельности,
в присутствии на заседании заместителя начальника Управления правого обеспечения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Коваленко А.В. (по доверенности от 18 января 2016 года N14), ведущего юрисконсульта ГБУЗ "Городская больница N1 им. Пирогова" Денисовой Н.А. (по доверенности от 12 октября 2015 года N021),
в отсутствии на заседании законных представителей ООО "Крыммедсервис", ГУПС "Севастопольская аптечная сеть", уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела N08/435-15, установила:
01 июня 2015 года в Крымское УФАС России поступило заявление от ООО "Крыммедсервис" (далее - Заявитель) на действия Главного управления имущественных и земельных отношений (далее - ГУИиЗО) в виде не заключения дополнительного соглашения к договору N95-11 от 11 июля 2011 года аренды недвижимого имущества (нежилых помещений первого этажа) ГБУЗ "Городская больница N1 им.Н.И. Пирогова" по адресу: г. Севастополь, ул. Б. Михайлова, 4, а также к договору аренды N96-11 от 11 июля 2011 года аренды недвижимого имущества (встроенного помещения) ГБУЗ "Городская больница N1 им.Н.И. Пирогова" по адресу: г. Севастополь, ул. Ерошенко, 11, содержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения заявления Заявителя согласно информации и документам, представленным Заявителем и ГУИиЗО установлено следующее.
11 июля 2011 года Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета с Заявителем был заключен договор аренды имущества (нежилых помещений первого этажа) КЗ "Городская больница N1 им.Н.И. Пирогова" по адресу: г. Севастополь, ул. Б. Михайлова, 4, со сроком действия до 18 декабря 2011 года.
Протоколом от 30 декабря 2011 года согласования изменений к договору аренды от 11 июля 2011 года N 95-11 изменен срок действия договора - до 17 декабря 2014 года.
В соответствии с представленной ГУИиЗО информацией и документами, 17 декабря 2014 года закончился срок действия договора от 11 июля 2011 года N 95-11, также 30 декабря 2015 года заканчивается срок действия договора от 11 июля 2011 года N 96-11 аренды недвижимого имущества (встроенного помещения) ГБУЗ "Городская больница N1 им.Н.И. Пирогова" по адресу: г. Севастополь, ул. Ерошенко, 11.
26 сентября 2014 года ГУИиЗО в адрес Заявителя было направлено письмо N02-02/708 о том, что руководствуясь частью 6 статьи 44 Закона города Севастополя от 05 августа 2014 года N54-ЗС "Об охране здоровья населения города Севастополя", ходатайством КЗ "Городская больница N1 им.Н.И. Пирогова" предложено в добровольном порядке расторгнуть договор аренды и осуществить возврат арендованного имущества балансодержателю КЗ "Городская больница N1 им.Н.И. Пирогова" по акту приема-передачи.
Заявителем в адрес ГУИиЗО было направлено письмо от 11 декабря 2014 года N1 (получено 11 декабря 2014 года согласно штампу ГУИиЗО) о заключении в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции договоров аренды по указанным адресам на новый срок с целью размещения аптечных пунктов.
19 декабря 2014 года письмом N02-02/2280 ГУИиЗО сообщает Заявителю, что права и обязанности Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета по договорам аренды перешли к ГУИиЗО.
В связи с окончанием срока действия договора N95-11 Заявителю предложено передать арендованное имущество по акту приема-передачи.
30 декабря 2014 года ГУИиЗО было направлено письмо N02-02/2575 в адрес Управления здравоохранения, КЗ "Городская больница N1 им.Н.И. Пирогова", Заявителю о направлении в связи с поступившим обращением Заявителя о продлении договора аренды N 95-11 от 11 июля 2011 года в ГУИиЗО информации о возможности использования недвижимого имущества учреждений здравоохранения субъектами, не входящими в систему медучреждений.
19 марта 2015 года Главное управление здравоохранения Севастополя направило письмо N01-09/843 в адрес ГУИиЗО с просьбой не перезаключать и не заключать новые договора аренды недвижимого имущества, находящегося на балансе городских медицинских организаций или помещений, где размещаются медицинские организации, находящиеся в подчинении Главного управления здравоохранения Севастополя.
В январе 2015 года ГУИиЗО в адрес Заявителя было направлено письмо N02-02/78 о приведении договоров аренды имущества города Севастополя, заключенных до 21 марта 2014 года, в соответствии с законодательством Российской Федерации с приложением дополнительного соглашению.
В соответствии с пояснениями о причинах не продления срока аренды по объектам Заявителя, ГУИиЗО сообщает, что в связи с неоднократными возражениями Главного управления здравоохранения Севастополя подписание дополнительного соглашения отложено до принятия решения.
В то же время, согласно представленной ГУИиЗО служебной записки главного специалиста Шпаковой И.Е. документы для подписания дополнительного соглашения к договору аренды N95-11 от 11 июля 2011 года с ООО "Крыммедсервис" поступили в ГУИиЗО 18 февраля 2015 года (вх.N02-09/306).
23 марта 2015 года пакет документов Заявителя для подписания дополнительного соглашения к договору аренды N95-11 от 11 июля 2011 года вместе с документами еще 23-х арендаторов переданы в юридический отдел.
После передачи в юридический отдел, кроме указанного дополнительного соглашения, со всеми пакетами документов бесследно исчез ряд заполненных и подписанных в одностороннем порядке дополнительных соглашений.
В соответствии с частью 6 статьи 44 Закона города Севастополя от 05 августа 2014 года N54-ЗС "Об охране здоровья населения города Севастополя", не допускается передача государственными бюджетными учреждениями здравоохранения закрепленного за ними имущества (в том числе помещений и оборудования) в аренду для оказания платных медицинских услуг.
Согласно части 2 статьи 4 Закона города Севастополя от 30 декабря 2014 года N104-ЗС "Об аренде государственного имущества" (далее - Закон об аренде) законодательством Российской Федерации, законами города Севастополя могут быть установлены виды государственного имущества, передача которого в аренду не допускается или ограничивается.
Статьей 8 Закона об аренде, установлено, что:
1. Порядок и условия передачи в аренду государственного имущества определяются Правительством Севастополя.
2. Передача в аренду государственного имущества осуществляется на основании договоров аренды, заключенных по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения этих договоров, кроме случаев, определенных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Порядок и условия проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды государственного имущества устанавливаются Правительством Севастополя.
В то же время, согласно части 9 статьи 18 Закона об аренде, договоры аренды государственного имущества города Севастополя, срок действия которых истек или истекает в 2014 году, признаются продленными на тех же условиях и на срок 360 дней с даты их окончания, при условии подписания сторонами дополнительного соглашения, содержащего реквизиты сторон, реквизиты для оплаты арендной платы, размер арендной платы в рублях и срок окончания договора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных (далее - Правила)
В соответствии с пунктом 2 Правил, используются следующие основные понятия:
"платные медицинские услуги" - медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее - договор);
"потребитель" - физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Понятие "медицинская организация" употребляется в настоящих Правилах в значении, определенном в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" а именно:
"медицинская организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Cогласно пункта 3 Правил, платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.
Заявитель является одним из хозяйствующих субъектов, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющих на территории города Севастополя деятельность по розничной торговле фармацевтическими товарами и имеющий соответственно конкурентов на данном рынке.
Так, в соответствии с данными из ЕГРЮЛ, размещенными на официальном сайте Федеральной налоговой службы по адресу: http://egrul.nalog.ru, основной вид деятельности ООО "Крыммедсервис" 52.31 "Розничная торговля фармацевтическими товарами".
В соответствии с законодательством Российской Федерации, деятельность Заявителя по розничной торговле фармацевтическими товарами не является платной медицинской услугой, подлежит лицензированию в установленном законодательством порядке в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1081 и при осуществлении которой отсутствуют какие либо договорные отношения между продавцом и покупателем - физическим лицом в виде заключения соответствующего договора.
Порядок розничной торговли лекарственными препаратами определен в статье 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Кроме того, в соответствии с пунктом 35 статьи 4 указанного закона определено понятие "аптечная организация" - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Порядок отпуска лекарственных средств, утвержден приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 785.
Таким образом, Заявитель и его арендные отношения не подпадают под запрет, установленный частью 6 статьи 44 Закона города Севастополя от 05 августа 2014 года N54-ЗС "Об охране здоровья населения города Севастополя", а подпадают под требования части 9 статьи 18 Закона об аренде, которые ГУИиЗО при наличии обращения Заявителя и предоставления необходимых документов до настоящего времени не выполнены.
Заявителем и ГУИиЗО не представлено документальное подтверждение оформления в установленном порядке дополнительных соглашений к договорам аренды N95-11 от 11 июля 2011 года, N96-11 от 11 июля 2011 года в соответствии с частью 9 статьи 18 Закона об аренде.
В то же время, на дату рассмотрения дела N08/435-15, в соответствии со сведениями с официального веб-сайта Федеральной налоговой службы, согласно записи из ЕГРЮЛ, Главное управление имущественных и земельных отношений, как единственный ответчик по делу N08/435-15, прекратило деятельность 04.12.2015.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пункта 2 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства N 08/435-15 в отношении Главного управления имущественных и земельных отношений в связи с ликвидацией юридического лица - единственного ответчика по делу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (опубликовано 21 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016