Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
N 07-03ПР/16-29 (опубликовано 21 марта 2016 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "16" марта 2016 года
В полном объёме решение изготовлено "17" марта 2016 года
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
председатель Комиссии: Чеченина С.А. - заместитель руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
члены Комиссии:
Полищук М.С. - начальник отдела контроля органов власти Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Коптев А.С. - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
<> - представителя НКО "ФКР МО" по доверенности N3 от 15.03.2016 г.,
<>ы - представителя НКО "ФКР МО" по доверенности N3 от 15.03.2016 г.,
<> - представителя НКО "ФКР МО" по доверенности N 51 А А 0616178 от 05.06.2015 г.,
рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу ООО "СТАНДАРТСТРОЙ" от 09.03.2016 г. на действия Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" при проведении комиссионного отбора на право заключения договора подряда на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Мурманск, пр. Ленина, д.17", установила:
ООО "Стандарстрой" о дате и времени рассмотрения настоящей жалобы уведомлено надлежащим образом, что подтверждено письмом общества от 11.03.2016 г. о получении уведомления. На рассмотрение жалобы ООО "Стандарстрой" не явилось, ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя общества в адрес Мурманского УФАС не поступало.
Комиссией Мурманского УФАС принято решение о рассмотрении жалобы ООО "Стандартстрой" без участия представителя общества.
ООО "Стандартстрой" в поданной жалобе указал, что в Приложении N 1 "Техническое задание" Документации для Комиссионного отбора подрядной организации на право заключения договора на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 17", отсутствуют сведения об объёме работ, а также информация о характеристиках материалов, необходимых для выполнения работ.
Кроме того, в соответствии с требованиями документации о комиссионном отборе участник обязан сам составить дефектную ведомость, определить объём работ и представить перечень используемых материалов.
Заявитель отметил, что исходя из сведений, указанных в конкурсной документации, участник закупки не имеет возможности определить, по какой технологии выполняются работы по ремонту фасада, какой материал должен использовать участник закупки (керамогранит, штукатурка, сайдинг, фиброцементные плиты и т.д.), а также в Техническом задании отсутствуют сведения о площади ремонтируемой поверхности фасада.
Также Заказчик не представил в конкурсной документации обоснование начальной максимальной цена контракта.
ООО "Стандартстрой" считает, что Некоммерческой организацией "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В связи с тем, что деятельность Некоммерческой организацией "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" не регулируется нормами Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, жалоба ООО "Стандартстрой" рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции).
Комиссия Мурманского УФАС установила следующее:
В соответствии с требованиями главы 17 Жилищного кодекса Российской Федерации принят Закон Мурманской области от 24.06.2013 N 1630-01-ЗМО "О специализированной некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области", регулирующий отношения по созданию, установлению порядка деятельности и обеспечению функционирования специализированной НКО "ФКР по МО" (региональный оператор).
НКО "ФКР по МО" осуществляет функции технического заказчика, обеспечивает подготовку технического задания на оказание услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества, утверждает проектную документацию, и в том числе, в порядке и сроки, установленные Правительством Мурманской области, организует проведение конкурсных процедур по отбору подрядных организаций для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункты 8, 11 статьи 5 Закона N1630-01-ЗМО).
Согласно статье 9 Закона Мурманской области от 24.06.2013 г. N 1630-01-ЗМО "О специализированной некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" привлечение подрядных организаций к выполнению работ по проведению капитального ремонта проводится на конкурсной основе.
НКО "ФКР по МО" руководствуется Порядком проведения конкурсных процедур в целях заключения договоров на осуществление закупок товаров, работ, услуг, утверждённым приказом Минэнерго и ЖКХ Мурманской области от 28.11.2013 N 189.
Постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2014 г. N494-ПП утверждён Порядок привлечения НКО "ФКР МО", органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области. (далее по тексту - Порядок N494-ПП).
Указанный Порядок разработан Правительством Мурманской области в соответствии с частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса РФ в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области.
В соответствии с пунктом 4.2. Порядка N494-ПП Извещение о проведении комиссионного отбора должно содержать следующие сведения:
- наименование Заказчика;
- вид (перечень) работ, стоимость и место их проведения;
- сроки выполнения работ;
- порядок, место и сроки подачи заявок на участие в комиссионном отборе подрядных организаций (далее - заявка) и прилагаемых к ним документов;
- место получения документации о комиссионном отборе;
- дату, место и время вскрытия конвертов.
Пунктом 4.3. Порядка N494-ПП предусмотрено, что документация о комиссионном отборе должна содержать следующие сведения:
- форма заявки, требования к ее содержанию;
- виды работ, стоимость и место их проведения;
- требования к сроку и объему предоставления гарантий качества работ или имущественной ответственности;
- начальную (максимальную) цену договора подряда на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с краткосрочным планом реализации;
- источник финансирования выполнения работ;
- требования к участникам и критерии оценки участников, а также указания на величину баллов по каждому критерию, применяемому при оценке заявок;
- реквизиты счета для внесения участником комиссионного отбора обеспечения заявки по комиссионному отбору (если обеспечение заявки предусмотрено комиссионной документацией);
- порядок и срок отзыва заявок, порядок внесения изменений в них;
- формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о комиссионном отборе подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома;
- место, порядок, дату и время рассмотрения заявки;
- образцы бланков для заполнения;
- проект договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома;
- размер обеспечения исполнения договора подряда, срок и порядок его предоставления, в случае если Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения договора. Размер обеспечения исполнения договора не может превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении комиссионного отбора.
Таким образом, извещение о проведении Комиссионного отбора и документация о Комиссионном отборе обязательно должны содержать: вид (перечень) работ, стоимость и место их проведения; требования к участникам и критерии оценки участников; проект договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту - Закон N185-ФЗ) к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относятся:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыш;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
5) утепление и ремонт фасадов;
6) установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
7) ремонт фундаментов многоквартирных домов.
Пункт 1.3. Порядка N494-ПП предусматривает, что к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относятся виды работ, предусмотренные краткосрочным планом.
Постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 г. N168-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014- 2043 г.г. (далее по тексту - Программа капитального ремонта).
В соответствии с разделом 3 Программы капитального ремонта перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счёт средств фонда капитального ремонта, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
5) утепление и (или) ремонт фасадов;
6) установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
7) ремонт фундамента многоквартирного дома;
8) строительный контроль;
9) разработку проектной документации;
10) проведение негосударственной экспертизы проектной документации.
Постановлением Правительства Мурманской области N622-ПП от 31.12.2015 г. "О внесении изменений в постановление Правительства Мурманской области от 27.06.2014 г. N325-ПП/9" утверждён Сводный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2016 год (далее - План ремонта).
Указанный План ремонта предусматривает следующие виды работ по капитальному ремонту многоквартирных домов:
- ремонт внутридомовых инженерных сетей;
- ремонт или замена лифтового оборудования;
- ремонт крыши;
- ремонт подвальных помещений;
- ремонт фасада;
- ремонт фундамента;
- разработка проектной документации.
Некоммерческой организацией "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" (далее по тексту - НКО "ФКР МО", Заказчик) объявлено о проведении Комиссионного отбора на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр.Ленина, д.17 (далее по тексту - Комиссионный отбор).
Извещение о проведении Комиссионного отбора опубликовано 18.02.2016 г. на официальном сайте Заказчика: http://fkrmo.ru.
Дата подачи заявок на участие: с 19.02.2016 г. по 24.03.2016 г., 13 час.00 мин.
Дата и время вскрытия конвертов и проведение комиссионного отбора: 25.03.2016 г. в 11 час.00 мин.
Документация для Комиссионного отбора подрядной организации на право заключения договора на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 17" утверждена и.о. генерального директора НКО "ФКР МО" (далее по тексту - Документация о комиссионном отборе).
Документацией о комиссионном отборе определён вид работ - капитальный ремонт фасада.
На выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 17" Заказчиком разработано Техническое задание, прилагаемое к Документации о комиссионном отборе.
В данном Техническом задании указаны помимо прочего краткие сведения об объекте и его техническом состоянии (количество этажей, год постройки, период эксплуатации здания, состояние фасада) (пункт 8 Технического задания). Сведения о площади ремонтируемой поверхности фасада отсутствуют.
В пункте 11 Технического задания говорится, что настоящее "Техническое задание" определяет перечень, объем и порядок выполнения комплекса работ по капитальному ремонту фасада на основании технического обследования фасада, с подготовкой документации, согласованной с Заказчиком.
Пунктом 12 Технического задания предусмотрено выполнение Участником:
1) технического обследования фасада, а именно:
- обмерные работы;
- обследование технического состояния фасада;
- составление дефектной ведомости;
2) Согласование схемы и используемых материалов по капитальному ремонту с Заказчиком.
3) Изготовление сметной документации на капитальный ремонт фасада, утверждение ПСД у заказчика.
4) Выполнение комплекса работ по капитальному ремонту фасада.
Согласно пункту 13 Технического задания техническое обследование Участник должен представить в виде технического отчёта.
Комиссией Мурманского УФАС установлено, что Документация о комиссионном отборе не содержит порядок согласования схемы и используемых материалов по капитальному ремонту с Заказчиком.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона N185-ФЗ направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно частью 2 статьи 18 и пунктом 2 части 6 статьи 20 Закона N158-ФЗ, могут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 настоящей статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в пункте 1 части 2 Закона N158-ФЗ многоквартирных домов, виды работ по которому установлены частью 3 Закона N158-ФЗ, проведение энергетического обследования многоквартирного дома, если региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрено проведение этого обследования, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Представители НКО "ФКР МО" на заседании Комиссии Мурманского УФАС пояснили, что Планом ремонта на 2016 год предусмотрен ремонт фасада многоквартирного дома N 17 по проспекту Ленина в городе Мурманске на сумму 2 206 132,10 рублей. Денежные средства на разработку проектной документации по данному дому Планом ремонта не предусмотрены. В связи с чем, Заказчик вынужден включить услугу изготовление сметной документации на капитальный ремонт фасада многоквартирного дома в рассматриваемый Комиссионный отбор.
Поскольку Планом ремонта на 2016 год предусмотрены денежные средства только на выполнение работ по ремонту фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 17, Заказчик обязан провести Комиссионный отбор только на ремонт фасада дома.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется статьёй 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Часть 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Часть 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусматривает обязанность подрядчика осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 2 статьи 48 ГК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности объектов капитального строительства.
Исходя из требований пункта 12 Технического задания Документации о комиссионном отборе Участник для выполнения комплекса работ по капитальному ремонту фасада прежде должен произвести техническое обследование фасада с составлением дефектной ведомости и изготовить сметную документацию на капитальный ремонт фасада с утверждением её у заказчика. Однако исходя из нормы части 2 статьи 48 ГК РФ данные работы по своей сути являются проектными работами.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие проектной документации в составе документации о закупке на строительство объекта означает, что заказчик не установил требования к объёму и качеству работ (требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к результатам работ), подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, что лишает участника закупки обоснованно сформировать своё предложение в части расчёта цены и объёмов работ по строительству.
Отсутствие требований к объёму и перечню работ также подтверждают требования пункта 12 Технического задания Документации о комиссионном отборе, согласно которым победителю торгов необходимо будет произвести обследование фасада многоквартирного дома с составлением дефектной ведомости по каждому виду работ. Дефектную ведомость необходимо согласовать с Заказчиком.
С одной стороны, процедура согласования может привести к негативным последствиям в части исполнения контракта, так как в конкурсной документации не установлены условия, достаточные для положительного согласования. Процедура согласования устанавливает необоснованно широкие пределы полномочий Заказчика при исполнении контракта. Отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения по согласованию дают Заказчику возможность действовать по своему усмотрению.
С другой стороны, процедура согласования означает, что Заказчик не определил объём и перечень работ, их стоимость, что является нарушением пунктов 4.2 и 4.3. Порядка привлечения НКО "ФКР МО", органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, утверждённого Постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2014 г. N494-ПП.
Кроме того, пунктом 4.3. Порядка N494-ПП предусмотрено, что документация о комиссионном отборе должна содержать помимо прочего проект договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Приложением N 2 Документации о комиссионном отборе предусмотрен проект Договора на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Мурманск, пр.Ленина, д.17, а не договор строительного подряда, так как в соответствии с нормами статьи 743 Гражданского кодекса РФ договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации.
Следовательно Заказчиком нарушены требования, установленные пунктом 4.3. Порядка N494-ПП.
Разделом 7 Документации о комиссионном отборе предусмотрен перечень документов, подаваемых Участником в составе заявки.
Одним из требуемых документов является копия Свидетельства саморегулируемой организации, выданного участнику, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (при проведении работ, указанных в Перечне, утвержденном приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624). (пункт 7.1.11. Документации о комиссионном отборе).
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальные предприниматели или юридические лица вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией (далее также - СРО) свидетельства о допуске к таким работам.
Согласно части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждается Министерством регионального развития РФ.
Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённым Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень N624), установлено, что для осуществления работ по строительству и подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими саморегулируемыми организациями.
Кроме того, в соответствии со статьёй 55.3 Градостроительного кодекса РФ СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций.
Техническим заданием предусмотрено выполнение как строительно-монтажных работ, так и проектных работ.
Для выполнения работ, указанных в Техническом задании, в силу Градостроительного кодекса РФ потенциальный участник должен иметь два свидетельства о допуске на осуществление двух разных видов деятельности (работ) - на проектирование и на строительство. При этом для получения каждого из свидетельств установлены различные требования и условия.
Также следует отметить, что части 8.1, 8.2 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ устанавливают дополнительные требования к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации подготовки проектной документации и о допуске к работам по организации строительства соответственно.
Однако Заказчиком не конкретизировано на какие виды работ проектные или строительные установлено требование о предоставлении копии Свидетельства саморегулируемой организации, выданного участнику, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (п. 7.1.11. Документации о комиссионном отборе).
Организатор торгов при осуществлении закупочной деятельности обязан учитывать требования Закона о защите конкуренции.
Согласно статье 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (статья 4 Закона о защите конкуренции).
Статья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает антимонопольные требования к торгам. Таким образом, правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с размещением заказов, предполагает взаимосвязанные цели и задачи.
Так, частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
Под недопущением конкуренции со стороны Заказчика понимаются действия, которые приводят к невозможности конкуренции при осуществлении конкурентной закупки. Ограничение конкуренции выражается в осуществлении конкурентной закупки, при сохранении состязательности участников, но её рамки искусственно регулируются заказчиком. Устранения конкуренции имеет место, когда в результате действий заказчика конкуренция была исключена при осуществлении конкурентной закупки.
Наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений (часть 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
Как указано выше предметом торгов является капитальный ремонт фасада многоквартирного дома.
Однако пунктом 12 Технического задания Документации о комиссионном отборе фактически предусмотрено проведение проектных работ путём выполнения технического обследования фасада (обмерные работы, обследование технического состояния фасада с составлением дефектной ведомости), с изготовлением сметной документации на капитальный ремонт фасада и утверждением её у заказчика, а также выполнение комплекса работ по капитальному ремонту фасада.
Таким образом, Заказчиком в один Комиссионный отбор включено сразу две работы: подготовка сметной документации на капитальный ремонт фасада и выполнение комплекса работ по капитальному ремонту фасада.
Следовательно, усматривается несоответствие технического задания предмету комиссионного отбора.
При этом объединение в один предмет торгов строительных работ и проектных работ не допускается, поскольку такое объединение приводит к необоснованному ограничению количества участников размещения заказа.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, что указывает на наличие самостоятельности как вида деятельности и выполнение таких работ, как правило, специализированными организациями.
Предусмотренные Документацией о комиссионном отборе работы в соответствии с "Общероссийским классификатором видов экономической деятельности" ОК 004-93 относятся к различным подгруппам, что подтверждает наличие различных товарных рынков, а также отсутствие технологической взаимосвязи:
4520000 Услуги по проведению общих строительных работ по возведению зданий и сооружений.
4560000 Проектная документация и технико - экономическое обоснование продукции.
Также в качестве подтверждения отсутствия функциональной и технологической взаимосвязи, следует отметить различное функциональное назначение, в том числе цель оказания работы (услуги), а именно:
Результатом проектных работ является документ (объект интеллектуальной собственности) - проектная документация. Результатом строительства является законченный на основании проектной документацией объект строительства.
Проектная документация - документация, содержащая текстовые и графические материалы и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции и/или технического перевооружения объектов капитального строительства.
Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Кроме того, необходимо отметить различные условия и способ осуществления проектных и строительных работ, а также место их выполнения, а именно:
Строительство (реконструкция, капитальный ремонт) объекта осуществляется в том числе в соответствии с проектной документацией (часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ). Ее отсутствие в составе документации о закупке означает, что заказчик не установил требования к объёму работ, которые подлежат выполнению в рамках контракта.
Между проектными работами и работами по капитальному ремонту существует определённая связь, но она носит опосредованный характер, как условие (наличие проектный документации) и следствие (выполнение строительных работ).
Указанное обстоятельство опровергает основной признак взаимосвязи различных видов работ - взаимную обусловленность объектов друг другом, то есть невозможность выполнить один вид работ без другого в одну единицу времени.
Комиссия Мурманского УФАС России, исследовав доводы Заявителя, выслушав пояснения и возражения представителей сторон, проанализировав представленные документы, считает, что оценка в совокупности и взаимосвязи требований Документации о комиссионном отборе и обстоятельств дела подтверждает вывод о наличии в действиях Заказчика нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссионный отбор проводится с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения Заказчиком наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес Заказчика в привлечении максимального числа участников, а также, в рассматриваемом деле, публичные интересы.
Комиссия Мурманского УФАС на основе оценки совокупности всех обстоятельств, полагает, что Заказчик может предоставить некоторым хозяйствующим субъектам преимущественное участие в Комиссионном отборе, объединив в один лот работы технологически и функционально не связанные между собой.
Отсутствие технологической взаимосвязи между выполняемыми работами установлено на основании того, что указанные работы возможно выполнить раздельно и независимо друг от друга. Строительство (реконструкция, капитальный ремонт) и проектирование также являются различными по методам исполнения, продукту работ, конечному результату и правовому регулированию.
При формировании лота Заказчику необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки выполнить работы (оказать услуги) и принять участие в Комиссионном отборе.
Действия Заказчика способствуют развитию несовершенной конкуренции - конкуренция в условиях, когда отдельные хозяйствующие субъекты имеют необоснованное преимущество перед другими.
Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу, что объединение в один лот (объект комиссионного отбора, предмет контракта) функционально и технологически не взаимосвязанных друг с другом работ по проектированию и строительных работ, а также отсутствие в Документации о комиссионном отборе требований к перечню работ, их объёму и качеству, порядка согласования схемы и используемых материалов по капитальному ремонту с Заказчиком в ходе исполнения договора нарушают требования части 1 и части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Такие требования создают препятствия для участия в торгах и влекут за собой ограничение количества потенциальных участников.
Ограничение количества участников на торгах заключается также в невозможности сформировать своё ценовое предложение у добросовестных участников торгов в виду отсутствия открытой и понятной процедуры исполнения контракта и отсутствия конкретных видов работ.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, комиссия Мурманского УФАС, руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать жалобу ООО "Стандартстрой" на действия на действия Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" при проведении комиссионного отбора на право заключения договора подряда на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Мурманск, пр. Ленина, д.17", обоснованной.
Признать Заказчика - Некоммерческую организацию "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" нарушившим пункты 4.2 и 4.3. Порядка привлечения НКО "ФКР МО", органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, утверждённого Постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2014 г. N494-ПП.
Признать в действиях Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" (ИНН 5190996259) при проведении Комиссионного отбора на право заключения договора подряда на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Мурманск, пр. Ленина, д.17" факт нарушения части 1 и 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", выразившийся в необоснованном объединении в один лот технологически и функционально не связанные между собой работы по подготовке проектной документации и строительные работы, что привело к предоставлению преимущества отдельным организациям, имеющим свидетельство саморегулируемой организации, подтверждающего допуск к выполнению работ по подготовке проектной документации и к выполнению конкретных строительных работ.
Выдать Заказчику - Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" предписание об устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 07-03пр/16-29
о нарушении антимонопольного законодательства
17 марта 2016 года
г. Мурманск
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
председателя комиссии - руководителя управления Чечениной С.А.,
членов комиссии:
Полищук М.С. - начальника отдела контроля органов власти,
Коптева А.С. - начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
на основании решения от 17 марта 2016 года по делу N 07-03пр/16-29 принятого по результатам рассмотрения в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобы ООО "СТАНДАРТСТРОЙ" (далее по тексту - Заявитель, Общество) на действия Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" при проведении комиссионного отбора на право заключения договора подряда на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Мурманск, пр. Ленина, д.17" предписывает:
1. Заказчику - НКО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" (ИНН 5190996259) устранить нарушение пунктов 4.2 и 4.3. Порядка привлечения НКО "ФКР МО", органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, утверждённого Постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2014 г. N494-ПП, а также части 1 и части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путём внесения изменений в Документацию для Комиссионного отбора подрядной организации на право заключения договора на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 17" либо аннулировать Комиссионный отбор по извещению от 18.02.2016 г.
2. Заказчику - НКО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" (ИНН 5190996259) исполнить предписание до 01 апреля 2016 года и незамедлительно представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области доказательства исполнения предписания в письменном виде либо в форме электронного документа на адрес электронной почты: to51@fas.gov.ru.
Резолютивная часть предписания оглашена 16 марта 2016 года.
В полном объёме предписание изготовлено 17 марта 2016 года.
Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Мурманской области.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области N 07-03ПР/16-29 (опубликовано 21 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016