Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N 04-04/3775 (опубликовано 18 марта 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе: <_>
в присутствии представителей заказчика - ООО "Газпром трансгаз Казань" <_> (по доверенности от 09.03.2016 г. N201), <_> (по доверенности от 09.03.2016 г. N198), <_> (по доверенности от 09.03.2016 г. N200), <_> (по доверенности от 09.03.2016 г. N199), в отсутствии представителей заявителя - ООО "ЭСГ "Охрана труда", о месте, времени и дате рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "ЭСГ "Охрана труда" (далее - заявитель) на действия заказчика ООО "Газпром трансгаз Казань" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме N 31503154063 на предмет: "Оказание услуг по проведению специальной оценке труда", установила:
Извещение о проведении открытый запроса предложений в электронной форме N31503154063 на предмет: "Специальная оценка условий труда", было размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 25.12.2015 г.
Заказчик - ООО "Газпром трансгаз Казань".
Начальная (максимальная) цена контракта - <_> рублей.
Дата и время подведения итогов - 26.02.2016 г.
Заявитель считает, что комиссия Заказчика неправомерно приняла решение об отклонении заявки.
Представитель Заказчика с доводом заявителя не согласился, представив устные и письменные пояснения.
Заслушав представителя заказчика, а также изучив материалы, Комиссия установила следующее.
С 01.01.2012 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупке).
Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе правовым актом, регламентирующим правила закупки - положением о закупке.
В соответствии с пунктом 9.8.9. Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО "Газпром" от 19 апреля 2012 г. N1969, Комиссия вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений в случаях:
- несоответствия предмета заявки на участие в запросе предложений предмету закупки, указанному в документации о запросе предложений, в том числе по количественным показателям (несоответствие количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг);
- отсутствия документов, определенных документацией о запросе предложений, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике запроса предложений или о закупаемых товарах (работах, услуга).
Согласно пункту 3.3.5. Документации о запросе предложений срок (периоды) поставки товаров, выполнения работ оказания услуг, установленные заказчиком, представлены в информационной карте.
В соответствии с пунктом 4.1.9. Информационной карты срок оказания услуг установлен с момента заключения договора и до 30 апреля 2016 г.
Однако, по результатам изучения Заявки ООО "ЭСГ "Охрана труда" установлено, что Общество в Форме N1 Заявки указало, что принимает участие в запросе предложений при условии сроков начала работ с 15.03.2016 г. и завершения работ 31.12.2016 г., что не соответствует требованиям по сроку исполнения работ, указанных в пункте 4.1.9. Информационной карты открытого запроса предложений Документации о запросе предложений, в котором указан срок окончания работ 30.04.2016 г.
Таким образом, Заказчиком - ООО "Газпром трансгаз Казань" заявка заявителя - ООО "ЭСГ "Охрана труда" была отклонена правомерно.
Следовательно, довод заявителя является необоснованным.
Вместе с тем, по результатам изучения Технических требований Комиссией установлено, что пунктом 3 раздела 5 Технических требований к исполнителю предъявляется требование о наличии регистрации или действующих филиалов на территории Республики Татарстан.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" требование к организации, проводящей специальную оценку условий труда, о регистрации юридического лица или наличии филиала или обособленного подразделения на определенной территории не предусмотрено.
Таким образом, установление данных квалификационных требований к участникам закупки противоречит части 1 статьи 1, части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку включение в технические условия указанных требований, объективно может привести к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки, не обладающими такими требованиями.
Наличие или отсутствие регистрации либо обособленного подразделения в виде филиала или представительства на территории Республики Татарстан, в данном случае, не влияет на достаточность материальных и людских ресурсов для исполнения договора оказания услуг по проведению специальной оценке труда. В частности, потенциальный участник процедуры закупки способен надлежащим образом исполнить условия договора без образования обособленных подразделений на территории Республики Татарстан.
Кроме того, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2.5.1. Документации участник должен подготовить Заявку на участие в запросе предложений, которая состоит из:
- письма о подаче Заявки на участие в запросе предложений (пп. 3.1, 3.2, 3.3);
- документов, подтверждающих квалификацию (п. 3.6) и правоспособность (п. 3.7) Участника запроса предложений;
- подтверждения кредитоспособности (платежеспособности), если такие требования установлены в информационной карте (п. 4.1.17).
При этом, в соответствии с пунктом 3.6. Участнику закупки необходимо представить, в том числе информацию о субподрядчика/соисполнителях по Форме N5.
Однако, по результатам изучения заявок Участников установлено, что ни одним из участников данная информация не представлена, что не соответствует пункту 1.4.5 Документации в соответствии с которым Комиссия по подведению итогов запросов предложений вправе отклонить заявки на участие в запросе предложений в случае их несоответствия требованиям, установленным документацией о запросе предложений.
Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты осуществления закупки (определения поставщика), предписание об устранении нарушения законодательства о закупках не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЭСГ "Охрана труда" на действия заказчика ООО "Газпром трансгаз Казань" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме N 31503154063 на предмет: "Оказание услуг по проведению специальной оценке труда" необоснованной.
2. Признать ООО "Газпром трансгаз Казань", нарушившим требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N 04-04/3775 (опубликовано 18 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016