Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N 04-04/3846 (опубликовано 18 марта 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: <_>
в присутствии представителя уполномоченного органа - ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Татарстан" - <_> (доверенность от 10.03.2016 г. N01-77), в отсутствие представителя заявителя ООО "Стройинвест", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев проведением внеплановой проверки в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Стройинвест" на действия уполномоченного органа - ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Татарстан", государственного заказчика - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации при проведении электронного аукциона N0311100007116000002 на предмет: "Реконструкция насосной станции и водозабора Нижнекамской оросительной системы, Нижнекамский район, Республика Татарстан", установила:
Извещение о проведении электронного аукциона N0311100007116000002 на предмет: "Реконструкция насосной станции и водозабора Нижнекамской оросительной системы, Нижнекамский район, Республика Татарстан" было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 16.02.2016 года.
Уполномоченный орган - ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Татарстан", государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Аукционная документация утверждена директором М.М. Хисматуллиным.
Начальная (максимальная) цена контракта - <_>
Суть жалобы: по мнению заявителя, в действиях государственного заказчика при проведении электронного аукциона содержатся нарушения действующего законодательства.
Представитель государственного заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, представил письменные пояснения.
Изучив материалы, Комиссия сочла доводы, изложенные в жалобе, обоснованными ввиду следующего.
Заслушав представителя заказчика, а также изучив материалы, Комиссия установила следующее.
1. Относительно довода об отсутствии в документации заказчика информации о датах начала и окончания предоставления разъяснений положений документации о закупке.
Пунктом 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 13 части 27 документации об электронном аукционе "Порядок начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе" После даты размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе любой участник закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, не указание в документации об Аукционе конкретной даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя является обоснованным.
2. Относительно отсутствия в документации сроков оплаты за выполненные работы по объекту.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно пункту 1.4 проекта контракта "срок выполнения работ: с даты заключения Контракта до 30 мая 2018 года (включительно), в пределах годовых лимитов бюджетных обязательств".
В пункте 2.3.2. проекта контракта указано, что "Окончательный расчет за выполненные работы по объекту производится Заказчиком после полного завершения его строительства, включая устранение выявленных дефектов, при условии своевременной сдачи объекта в эксплуатацию".
При этом, в пункте 2.6. проекта контракта указано, что "При сокращении бюджетных обязательств финансирования из бюджета и внебюджетных источников по объекту, сумма лимита уменьшается на недофинансированную часть с оформлением дополнительного соглашения".
В пункте 2.11. проекта контракта указано, что "В случае отсутствия бюджетного финансирования и невозможности выполнения обязательств по настоящему Контракту в установленные сроки, Заказчик освобождается от ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, при этом исполнение обязательств производится после поступления средств из бюджета на бюджетный счет Заказчика".
Следовательно, условия, указанные в проекте контракта в части расчета за выполненные работы вводят в заблуждение участников закупки.
Кроме того, необходимо учитывать, что для участников закупки срок оплаты является существенным условием контракта.
Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение и документацию о проведении электронного аукциона.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что проект контракта не содержит в себе конкретный порядок оплаты товара Исполнителю, что является нарушением требований части 1 статьи 8, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя является обоснованным.
3. Относительно довода об отсутствии в извещении и документации ограничений, установленных Постановлением Правительства N1457 от 29.12.2015 г.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики", в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики" (далее - Постановление N 1457) перечнем отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, заказчик обязан был установить в извещении и документации о проведении открытого конкурса запрет и ограничение к участникам закупки о привлечении к выполнению работ работников из числа граждан Турецкой Республики, не состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с указанными работодателями, заказчиками, согласно вышеуказанному постановлению.
Вместе с тем, уполномоченным органом, заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона и документации не установлены запреты, ограничения допуска работ, выполняемых иностранным лицами в соответствии с требованиями, установленными в Постановлении N 1457.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 6 части 1 статьи 63, часть 3 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя является обоснованным.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из толкования указанного положения законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части соответствия выполняемых подрядчиком работ, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе и проекте контракта исчерпывающий перечень нормативных актов, требованиям которых должны соответствовать работы.
Согласно пункту 1.2. проекта контракта в своей работе Подрядчик руководствуется требованиями нормативно-правовых актов в области строительства, проектно-сметной документацией, СНиПами и ГОСТами и другими нормативно-техническими документами, регламентирующими особенности проведения отдельных видов Работ, а также условиями настоящего Контракта, определяющими цену работ и сроки их выполнения.
Однако из условий проекта контракта, невозможно определить каким именно требованиям, ГОСТ, СНиП должны соответствовать работы.
В свою очередь пунктом 3.2.1.4. проекта контракта заказчик имеет право не принимать к оплате объемы работ, не предусмотренные утвержденным календарным графиком производства работ, настоящим контрактом, и (или) не соответствующие по качеству требованиям СНиПам, ГОСТам и иных нормативных документов.
Таким образом, из документации о закупке невозможно определить исчерпывающий перечень нормативных актов, которым должны соответствовать работы, что в свою очередь вводит участников закупки в заблуждение при формировании цены своей заявки, что является нарушением требований действующего законодательства о контрактной системе.
Таким образом, уполномоченным органом, заказчиком нарушены требования описания объекта закупки, что является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Однако, по результатам изучения раздела 28 "Технического задания" установлено, что заказчиком не указаны технические характеристики приобретаемого и устанавливаемого оборудования.
Таким образом, уполномоченным органом, заказчиком нарушены требования описания объекта закупки, что является нарушением требований частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, действующим градостроительным законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность для лица, осуществляющего строительство, иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Грк РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку участник закупки на основании допуска к работам по организации строительства может привлечь для выполнения отдельных видов работ субподрядные организации.
Согласно разделу Извещения "Требования к участникам" участник должен иметь свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по видам работ (перечень пунктов в СРО указан в документации электронного аукциона).
В соответствии с пунктом 2 части 1.4 раздела 1 Документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по следующим видам работ:
3. Земляные работы
3.2. Разработка грунта и устройство дренажей в водохозяйственном строительстве
3.3. Разработка грунта методом гидромеханизации
3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
10. Монтаж металлических конструкций
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.8. Антисептирование деревянных конструкций
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты
23. Монтажные работы
23.1. Монтаж подъемно-транспортного оборудования
24. Пусконаладочные работы
24.1. Пусконаладочные работы подъемно-транспортного оборудования
24.4. Пусконаладочные работы силовых и измерительных трансформаторов
24.9. Пусконаладочные работы электрических машин и электроприводов
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств
29. Устройство мостов, эстакад и путепроводов
29.7. Укладка труб водопропускных на готовых фундаментах (основаниях) и лотков водоотводных
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.12. Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики)
33.13. Гидромелиоративные объекты.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации о закупке требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ (за исключением работ по организации строительства), нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, и несоответствует требованиям, предусмотренным части 3 статьи 52 ГрК РФ.
7. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
При этом, в соответствии частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Вместе с тем, согласно пункту 7.2 проекта контракта размер обеспечения исполнения Контракта указан абсолютном выражении - <_> что является нарушением части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе. Кроме того, проект контракта не содержит требование обеспечения исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактнойсистеме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия уполномоченного органа - ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Татарстан", государственного заказчика - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации при проведении электронного аукциона N0311100007116000002 на предмет: "Реконструкция насосной станции и водозабора Нижнекамской оросительной системы, Нижнекамский район, Республика Татарстан", обоснованной.
2. Признать в действиях уполномоченного органа - ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Татарстан", государственного заказчика - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации нарушения части 1 статьи 8, части 6 статьи 31, частей 1 и 2 статьи 33, части 13 статьи 34, пункта 6 части 1 статьи 63, части 3 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 37, пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33, пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать уполномоченному органу - ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Татарстан", оператору электронной площадки - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N 04-04/3846 (опубликовано 18 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016