Решение Федеральной антимонопольной службы
N СП/16944/16 (опубликовано 18 марта 2016 г.)
В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 12.10.2007 г. N 669 "О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)", в ФАС России обратилось с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления цен (тарифов) в сфере электроэнергетики АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (далее - Заявитель, Общество). Спор возник с Департаментом по тарифам Приморского края (далее - Респондент, Департамент), которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в электроэнергетике постановлением от 26.06.2015 N 26/12 "О внесении изменений в постановление Департамента по тарифам Приморского края от 24.12.2014 N 65/4 "Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги, на территории Приморского края на 2015 год" пересмотрены единые котловые тарифы 2016-23900(2) на услуги по передаче электрической энергии с 1 июля 2015 года. В соответствии с письмом АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" от 25.02.2016 N 03-02-05/896 об уточнении требований, изложенных в заявлении по досудебному спору с Департаментом по тарифам Приморского края (рег. N 102354/15 от 22.09.2015), Заявитель заявляет требования: 1. Обязать Департамент учесть разницу по товарной выручке по группе "население и приравненных к нему категорий потребителей", определенной по утвержденным тарифам на 2-е полугодие 2015 года и рассчитанным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.05.2015 N 458 в размере 217 789,81 тыс. руб., при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год; 2. Обязать Респондента пересмотреть единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на 2016 год с учетом сложившейся разницы товарной продукции, указанной в п.1, при сохранении величины сглаживания АО "ДРСК" "Приморские ЭС", принятой Респондентом на 2016 год при установлении единых (котловых) тарифов постановлением от 15.01.2016 N 2/4 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги, на территории Приморского края на 2016 год". Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 11.05.2015 N 458 "Об утверждении изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования порядка определения объемов покупки мощности на оптовом рынке для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей объемов покупки мощности организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью" (далее - постановление Правительства РФ N 458), поручено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принять решения об установлении (пересмотре) тарифов с 01 июля 2015 года: а) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для населения и приравненных к нему категорий потребителей с учетом абзаца двадцатого пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования) и Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей; 2 2016-23900(2) б) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков в отношении сетевых организаций; в) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в части учета установленных в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков; г) индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования) (с изменениями от 11.05.2015 N 458), прогнозные объемы покупки электрической энергии и мощности на оптовом рынке для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей определяются таким образом, чтобы отношение ежемесячного прогнозного объема потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей к объему электрической энергии, соответствующему среднему за данный месяц значению прогнозного объема мощности, определенного в отношении указанных категорий потребителей, не было ниже 500 и не превышало 625. При этом соответствие отношения полугодового прогнозного объема потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей к объему электрической мощности должно быть в среднем на 2-е полугодие 2015 года не ниже 3 000 (500*6) и не выше 3 750 (625*6). Приказом ФСТ России от 28.05.2015 N 1083-э внесены изменения в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2015 год, утвержденный приказом ФСТ России от 27.06.2014 N 170-э/1, в части изменения объемов потребления электрической мощности населением. Отношение ежемесячного прогнозного объема потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей к объему электрической мощности на 2-е полугодие 2015 года по Приморскому краю составляет 3 749. Постановлением Департамента от 24.06.2015 N 26/12 внесены изменения в утвержденные с 1 июля 2015 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии. Величина заявленной мощности (в том числе с учетом дифференциации по двум и по трем зонам суток) по населению и приравненных к 3 2016-23900(2) нему категорий потребителей на 2-е полугодие 2015 года утверждена в размере 641,85 МВт. При этом отношение прогнозного объема потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей к объему электрической энергии, соответствующему среднему на 2-ое полугодие 2015 года значению прогнозного объема мощности, определенного в отношении указанных категорий потребителей составляет 2 519,81, что не соответствует нормам постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2015 N 458. Респондент в своем отзыве (письмо от 27.11.2015 N 27/4910) отмечает, что при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2015 год постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 24.12.2014 N 65/4 учтено среднемесячное число часов использования покупной мощности оптового рынка по населению с 01.07.2015 г. 625 часов. Внесенные постановлением Департамента от 24.06.2015 N 26/12 изменения во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2015 N 458 позволили сохранить прежний размер тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), покупаемой в целях обеспечения потребления электрической энергии населения гарантирующими поставщиками во втором полугодии расчетного периода регулирования, принята Респондентом с учетом объемов покупки электрической энергии на оптовом рынке для населения и приравненных к нему категорий потребителей в размере 1 617,34 млн. кВтч и мощности 431,29 МВт. ФАС России отмечает, что в соответствии с Отчетом о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по субъекту Российской Федерации на 2015 год (расчет котловых тарифов на услуги по передаче) и Мониторингом размера перекрестного субсидирования в электроэнергетике (Приложение 2. Экономически обоснованные тарифы на электрическую энергию (мощность) по группам потребителей на 2 полугодие 2015 года), предоставленные Департаментом в адрес ФАС России, объем полезного отпуска электроэнергии населению составил 1 617,34 млн. кВтч, заявленная мощность населения и оплачиваемая мощность населением - 641,85 МВт, число часов использования мощности - 2 519,81 часов (или 420 часов), что является нарушением п. 4 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования порядка определения объемов покупки мощности на оптовом рынке для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей и объемов покупки мощности организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сеть, утвержденных постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2015 N 458. Филиал АО "ДРСК" "Приморские электрические сети" с 1 января 2010 года 4 2016-23900(2) регулируется методом доходности инвестированного капитала.
В соответствии с требованиями абзаца 20 пункта 81 Основ ценообразования, стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии, учитываемая в ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется как разность соответствующей цены (тарифа) и суммы стоимости единицы электрической энергии с учетом стоимости мощности для населения и цен (тарифов) на иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика для соответствующей категории потребителей. ФАС России обращает внимание на то, что сутью перерегулирования тарифов с 1 июля 2015 года являлось то, что без изменения ставок тарифов у потребителей изменялись размеры составляющих конечного тарифа (Т конечный = Т генерация + Т сети + Т сбыт). В данном случае решением Правительства Российской Федерации предусматривалось увеличение тарифа сетевых компаний (Т сети) за счет уменьшения составляющей (Т генерация), которое позволяло сетевым компаниям собрать во втором полугодии 2015 года большую выручку. При этом ставки конечного тарифа на электроэнергию не менялись (не пересматривались). Также ФАС России отмечает, что в соответствии с постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 24.06.2015 N 26/12, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии для населения и приравненных к нему категорий потребителей, пересмотрены не были, что является нарушением постановления Правительства Российской Федерации N 458. На основании вышеизложенного, по результатам рассмотрения представленных сторонами материалов по существу спора, ФАС России принято решение: 1. Возобновить рассмотрение спора по заявлению АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением тарифов, регулируемых в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях", с Департаментом по тарифам Приморского края (рег. N 102354/15 от 22.09.2015). 2. Признать Департамент по тарифам Приморского края нарушившим положения постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2015 N 458 "Об утверждении изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования порядка определения объемов 5 2016-23900(2) покупки мощности на оптовом рынке для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей объемов покупки мощности организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью" и Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178. 3. Частично удовлетворить требования, указанные в заявлении АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" о досудебном рассмотрении спора с Департаментом по тарифам Приморского края (рег. N 102354/15 от 22.09.2015). 4. Органу исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике: - включить в необходимую валовую выручку АО "ДРСК" на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год, документально подтвержденный недополученный доход, возникший в результате нарушения Департаментом по тарифам Приморского края в 2015 году постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2015 N 458 и Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, - пересмотреть тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Приморского края с 01.05.2016 г., включив в расчет тарифов документально подтвержденный недополученный доход, указанный в абзаце 2 пункта 4 настоящего решения, с учетом данных статистической и бухгалтерской отчетности АО "ДРСК" за 2015 год, при сохранении величины сглаживания АО "ДРСК" (филиал "Приморские электрические сети"), учтенной Департаментом по тарифам Приморского края на 2016 год, а также при условии не изменения тарифов на электрическую энергию для потребителей Приморского края, в том числе для населения. 5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии: - решения об установлении цен (тарифов), принятие которого предписывается настоящим решением;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере 6 2016-23900(2) электроэнергетики, на котором принималось решение, принятие которого было предписано настоящим решением; - экспертного заключения по делу об установлении для АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на 2016 год, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения. 6. Отказать в удовлетворении остальной части требований АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы N СП/16944/16 (опубликовано 18 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016