Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 14 марта 2016 г. N 05-10/125-15
Резолютивная часть решения оглашена "01" марта 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено "14" марта 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии - Бутенко Игоря Васильевича - заместителя руководителя, начальника отдела контроля монополистической деятельности,
членов Комиссии: Бердниковой Т.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Рыжковой Людмилы Михайловны - главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, при участии представителя Администрации Томской области С. по доверенности, представителя Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" М. по доверенности, рассмотрев дело N 05-10/125-15, возбужденное в отношении Администрации Томской области по признакам нарушения п.2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Томское УФАС России поступило заявление МБУ "Центр технического надзора" (вх. 5305 от 09.10.2015), в котором указывается на нарушение Администрацией Томской области в связи с внесением изменений в постановление от 08.06.2015 N 203а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 03.10.2014 N 378а". Этим постановлением утвержден Порядок привлечения региональным оператором, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или ) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД (далее -Порядок).
Пунктами 20, 88-89 (в редакции от 08.06.2015 N 203а) в Порядок внесены требования к хозяйствующим субъектам, осуществляющим строительный контроль, не предусмотренные законодательством РФ, это
- опыт строительного контроля - не менее 5 лет;
- осуществление строительного контроля за последние 3 календарных года на территории не менее 10 муниципальных районов, городских округов Томской области в каждом из указанных 3 календарных лет;
- наличие у подрядной организации опыта в выполнении работ по капитальному ремонту и (или) строительству многоквартирных домов, объектов социальной сферы за последние два календарных года на дату подачи заявки на участие в предварительном квалификационном отборе на сумму не менее 2 миллионов рублей.
Требования к юридическим лицам, осуществляющими строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства, установлены ч.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ: "Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам".
Все иные виды работ могут выполняться любыми физическими и юридическими лицами, что прямо закреплено ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.
Условия и требования установленного Порядка позволили Администрации Томской области без проведения аукционов на заключение договоров услуг строительного контроля заключать договора только с ОГКУ "Облстройзаказчик".
Установление такого Порядка является нарушением норм Закона "О защите конкуренции", так как устраняется конкуренция среди хозяйствующих субъектов и создаются преимущества отдельным хозяйствующим субъектам. В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается:
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Таким образом, утвердив Порядок (в редакции от 08.06.2015 N 203а) привлечения региональным оператором, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или ) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД Администрация Томской области нарушила пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которым органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
29.10.2015 Томским УФАС России было возбуждено дело N 05-10/125-15 в отношении Администрации Томской области по признакам нарушения п.2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Рассмотрение дела было назначено на 09.12.2015.
В заседание комиссии представитель Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области заявил ходатайство об отложении дела N05-10/125-15 в связи с подготовкой информации по вопросу согласования Порядка привлечения региональным оператором организаций для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах с органами прокуратуры.
Комиссия ходатайство удовлетворила, рассмотрения дела было назначено на 20.01.2016.
05 января 2016 года вступил в законную силу Федеральный закон от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", в котором предусмотрена выдача предупреждений в случае выявления признаков нарушения статьи 15 (запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, органов и организаций, осуществляющих их функции, организация, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг) Закона о защите конкуренции.
Согласно ч.3 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.
В связи с наличием в действиях Администрации Томской области (634050, г. Томск, пл. Ленина, 6), выразившихся во внесении изменений в пп. 20, 88-89 Порядка привлечения региональным оператором, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением от 03.10.2014 N 378а (постановление Администрации Томской области от 08.06.2015 N 203а), 21.01.2016 Администрации Томской области было выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий в тридцатидневный срок с момента получения предупреждения путем внесения изменений в постановление Администрации Томской области от 03.10.2014 N 378а в ныне действующей редакции, исключающих возможность ограничения конкуренции на рынке указанных услуг.
Письмом от 26.022016г. N АИ-26-44 Администрация Томской области сообщила о выполнении предупреждения Томского УФАС России. Администрацией Томской области принято постановление от 09.02.2016 N 42а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 03.10.2014 N 378а", исключающее возможность ограничения конкуренции на рынке услуг привлечения региональным оператором, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с п.7 ст 39.1 Федерального Закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ при условии выполнения предупреждения, дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1-3 ст. 39, ст. 41, п.1 ч. 2 ст. 48 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Производство по делу N 02-10/125-15, возбужденное в отношении Администрации Томской области прекратить в связи отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.
Председатель Комиссии: И.В. Бутенко
Члены Комиссии: Т.Н. Бердникова
Л.М. Рыжков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 14 марта 2016 г. N 05-10/125-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016