Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
N ИГ/6615 (опубликовано 1 марта 2016 г.)
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
На сайте в сети "Интернет" по адресу teron.ru размещалась реклама следующего содержания: "ВЕСЬ СПЕКТР ОПЕРАЦИЙ ИНТИМНАЯ ПЛАСТИКА, АБДОМИНОПЛАСТИКА, ГЛЮТЕОПЛАСТИКА И КРУРОПЛАСТИКА".
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 03.02.2015 на запрос Московского УФАС России, в рассматриваемой рекламе содержатся понятия, относящиеся к медицинским услугам. Понятие "абдоминопластика" упоминается в приказе Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2011 N 1664н "Об утверждении Номенклатуры медицинских услуг" (далее - Номенклатура медицинских услуг).
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, под абдоминопластикой понимается иссечение кожи и подкожно-жировой клетчатки передней брюшной стенки.
Согласно представленным в материалах дела документами и сведениями, спорная реклама размещалась на сайте в сети Интернет по адресу teron.ru.
Таким образом, установлено, что место и способ распространения рассматриваемой рекламы является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по территории его распространения и кругу лиц-потребителей рекламы, Комиссией Московского УФАС России не установлено.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Резюмируя изложенное, рассматриваемая информация распространялась неопределенному кругу лиц, исходя из способа распространения и содержания, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (медицинским услугам), а следовательно является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе, что не оспаривается.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Такое предупреждение должно занимать не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Информация размещалась в открытом доступе на сайте в сети "Интернет" по адресу teron.ru, а следовательно была доступна для восприятия неопределенному кругу лиц. Таким образом, исключение на возможность рекламы лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов в данном случае не распространяется, так как перечень случаев, при которых имеется возможность такой рекламы без соответствующего предупреждения закрытый и не может толковаться расширительно. Кроме того, из информации, размещаемой на сайте teron.ru, следует, что сайт не предполагается как информационный портал (ресурс) исключительно для для медицинских и фармацевтических работников, а направлен на широкий круг пользователей сети Интернет.
Следовательно Комиссией Московского УФАС России установлено, что на сайте teron.ru размещалась реклама медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
На основании изложенного, Комиссией Московского УФАС России установлен факт нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе Закона о рекламе, при распространении рассматриваемой рекламы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.
Таким образом, реклама следующего содержания: "ВЕСЬ СПЕКТР ОПЕРАЦИЙ ИНТИМНАЯ ПЛАСТИКА, АБДОМИНОПЛАСТИКА, ГЛЮТЕОПЛАСТИКА И КРУРОПЛАСТИКА", содержащая нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, является ненадлежащей.
В соответствии с представленным АО "Региональный Сетевой Информационный Центр" в адрес Московского УФАС России письмом от 30.12.2014, администратором домена (владельцем сайта) "teron.ru" является ООО "Терон.ру".
Положения статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливают, что сайтом в сети "Интернет" является совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет". Доменным именем является обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет". Владелец сайта в сети "Интернет" - это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте.
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных части 7 статьи 24 Закона о рекламе, несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Как установлено ранее, лицом ответственным за содержание сайта "teron.ru" является ООО "Терон.ру". Следовательно ООО "Терон.ру" является лицом, осуществившим распространение рекламы в сети Интернет, а следовательно рекламораспространителем такой рекламы. Учитывая факт непредоставления ООО "Терон.ру" в адрес Московского УФАС России каких-либо документов и сведений относительно рекламодателя спорной информации, Комиссия приходит к выводу о том, что непосредственное определение объекта рекламирование осуществлено именно Обществом.
Таким образом, ответственность за нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе при распространении рекламы следующего содержания: "ВЕСЬ СПЕКТР ОПЕРАЦИЙ ИНТИМНАЯ ПЛАСТИКА, АБДОМИНОПЛАСТИКА, ГЛЮТЕОПЛАСТИКА И КРУРОПЛАСТИКА" на сайте в сети "Интернет" по адресу teron.ru несет ООО "Терон.ру".
Установлено, что спорная реклама на сайте bryansktoday.ru белее не распространяется.
Частью 4 статьи 38 Закона о рекламе, частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
Также, частью 4 статьи 38 Закона о рекламе, частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
Исходя из части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о рекламе не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно имеющимся в материалах дела документам и сведениям, спорная реклама распространялась на сайте teron.ru в октябре 2014 года.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности в настоящем случае истек.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать рекламу следующего содержания: "ВЕСЬ СПЕКТР ОПЕРАЦИЙ ИНТИМНАЯ ПЛАСТИКА, АБДОМИНОПЛАСТИКА, ГЛЮТЕОПЛАСТИКА И КРУРОПЛАСТИКА", распространенную в октябре 2014 года на сайте в сети "Интернет" по адресу teron.ru, ненадлежащей в связи с нарушением требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд г. Москвы в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве N ИГ/6615 (опубликовано 1 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016