Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия
N 99 (опубликовано 26 февраля 2016 г.)
Изготовлено в полном объеме 26 февраля 2016 г. г. Черкесск
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии - А.С. Уракчиев - руководитель управления;
Члены Комиссии:
- К.А. Бабаев - заместитель руководителя управления;
- Д.А. Чагарова - начальник отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- А.Ю. Салпагарова - специалист 2 разряда отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
в отсутствие:
- заявителя - Ставропольского филиала Публичного акционерного общества "Росгосстрах" (ранее - Общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах"), надлежаще извещенного о времени и месте заседания, ходатайствовавшего о рассмотрении дела в отсутствие представителя,
- ответчика - Страхового акционерного общества "ВСК", надлежаще извещенного о времени и месте заседания, своего представителя не направившего, о причинах неявки не известившего,
рассмотрев дело N 99 по признакам нарушения Страховым акционерным обществом "ВСК" (121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4) статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 10.01.2016 года), выразившегося в совершении действий, направленных на получение преимуществ при участии в электронном аукционе на право оказания услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), установила:
В УФАС по КЧР поступило заявление (вх. N 2561 от 01.10.2015 года) Ставропольского филиала Публичного акционерного общества "Росгосстрах" (далее - ПАО "Росгосстрах"). Из заявления следует, что Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения "Черкесская городская поликлиника" был объявлен электронный аукцион на право заключить государственный контракт на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), в котором ПАО "Росгосстрах" приняло участие. Заявитель полагает, что рассчитывая страховые премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, один из участников электронного аукциона - Страховое акционерное общество "ВСК" (далее - САО "ВСК") применил неверные коэффициенты страховых тарифов. Осуществив данные действия, САО "ВСК" неправомерно уменьшило итоговую сумму страховой премии по данному лоту, в результате чего получило преимущество перед другими участниками конкурса и было признано победителем конкурсной процедуры.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Усмотрев в действиях САО "ВСК" признаки нарушения антимонопольного законодательства, УФАС по КЧР своим Приказом N 209 от 24.12.2015 года возбудило дело N99 по признакам нарушения САО "ВСК" части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 13.07.2015 года). Определением от 25.12.2015 года дело было назначено к рассмотрению.
В соответствии с п. 1.6. Приказа ФАС России от 25.05.2012 N 339 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации" при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия, состоящая из должностных лиц, вправе в случае неявки на заседание Комиссии лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, рассмотреть дело в их отсутствие.
Настоящее дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте заседания сторон, не направивших своих представителей.
Из письменного ходатайства представителя Ставропольского филиала ПАО "Росгосстрах" (от 27.01.2016 года) следует, что Общество поддерживает поданную жалобу в полном объеме и просит рассмотреть заявление в отсутствие представителя.
Из письменных пояснений (N 29 от 30.10.2015 года и N б/н от 22.01.2016 года) САО "ВСК" следует, что с доводами, указанными в жалобе, Общество не согласно. Расчет стоимости услуг ОСАГО в рамках закупки произведен в соответствии с действующим законодательством, а сама по себе разница между стоимостью услуг, определенной ООО "Росгосстрах" и САО "ВСК" не свидетельствует о нарушении законодательства о конкуренции.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, с учетом вступления в силу с 05.01.2016 года Федерального закона от 05.10.2015 года N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Комиссия УФАС по КЧР по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу о необходимости выдачи САО "ВСК" предупреждения N 175-1/16 от 29.01.2016 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства и отложении рассмотрения настоящего дела (определение от 29.01.2016 года).
Срок исполнения предупреждения был установлен - не позднее 16.02.2016 года.
Во исполнение предупреждения УФАС по КЧР 15.02.2016 года САО "ВСК" издано распоряжение N 00-70-07/29, которым введен в действие регламент "Об определении КБМ при участии в конкурсах по ОСАГО". Положения регламента доведены до сотрудников САО "ВСК", в том числе Карачаево-Черкесского филиала, осуществляющих продажи, с указанием на неукоснительное соблюдение требований регламента, недопустимость действий, направленных на получение преимуществ при оказании услуг по ОСАГО. Учитывая изложенное, ответчик просит предупреждение УФАС по КЧР от 29.01.2016 N 175-1/16 считать исполненным в полном объеме.
Вместе с тем, нарушение антимонопольного законодательства САО "ВСК" имело место, исходя из следующего.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - ФЗ об ОСАГО).
В соответствии со статьей 8 ФЗ об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Пунктом 1 статьи 9 названного Закона установлено, что страховые тарифы состоят из базовых страховых тарифов и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ФЗ об ОСАГО коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от: а) территории преимущественного использования транспортного средства; б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей; в) технических характеристик транспортных средств; в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему; г) сезонного использования транспортных средств; д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
Согласно пункту 6 статьи 9 ФЗ об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее Указание Банка России N 3384).
При использовании законодательно утвержденных базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов, а так же при соблюдении методик расчета, страховая премия, рассчитанная для одних и тех же транспортных средств, не может быть различной. Таким образом, участник конкурсной процедуры, добросовестно исполняющий требования ФЗ об ОСАГО, не вправе предлагать иную цену, рассчитанную с отступлением от Указания Банка России N 3384, стремясь предложить наименьшую цену контракта.
Как следует из материалов дела, 25.06.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме на право оказания услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0379300002715000050). Начальная максимальная цена контракта составила 65 918, 18 руб.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 07.07.2015 года победителем, то есть участником, предложившим наименьшую цену, было признано САО "ВСК" с ценой государственного контракта 63 583, 73 руб.
Анализ расчета страховой премии в размере 63 913, 32 руб., предложенной заявителем - ООО "Росгосстрах" при участии в аукционе показал, что он произведен в полном соответствии с формулой, установленной Указанием Банка России N 3384-У от 19.09.2014 года для расчета страховых премий и с правильным применением коэффициентов страховых тарифов.
При анализе предложенной САО "ВСК" цены, установлено, что рассчитывая страховую премию, Общество, в нарушение Указания Банка России, занизило коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) для нескольких транспортных средств, что, в свою очередь, привело к занижению итоговой суммы страховой премии и цены контракта.
В результате неправомерного уменьшения суммы страховой премии при подведении итогов аукциона в электронной форме заявке САО "ВСК" филиала присвоен первый номер как участнику, предложившему наименьшую цену контракта.
Из вышеизложенного следует, что действия САО "ВСК":
- противоречат законодательству Российской Федерации - статье 9 Федерального закона от 25.04.2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", которая устанавливает, что страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, не соответствующие требованиям, установленным Банком России;
- направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, так как САО "ВСК" своими неправомерными действиями по занижению страхового тарифа в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат (КБМ) и в итоге страховой премии, получило преимущество, победив в открытом аукционе на право оказания услуг по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств для нужд Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Черкесская городская поликлиника".
- повлекли последствия для конкурирующих страховых компаний (в частности, ООО "Росгосстрах"), лишив их возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и заключить с заказчиком контракт на оказание услуг ОСАГО.
Действия САО "ВСК" необходимо расценивать как акт недобросовестной конкуренции.
Определение "недобросовестной конкуренции" дано в пункте 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", это - любые действия любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и при-чинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции 10.01.2016 года) установлен запрет на иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 Федерального закона.
Исследовав письменные материалы, исходя из фактических обстоятельств, сложившихся на момент рассмотрения дела, а также в связи с наличием в действиях Страхового Акционерного Общества "ВСК" нарушения запрета, установленного статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции 10.01.2016 года), руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия УФАС по КЧР решила:
1. Признать Страховое акционерное общество "ВСК" нарушившим статью 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. В связи с исполнением предупреждения УФАС по КЧР о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства - предписание Страховому акционерному обществу "ВСК" не выдавать.
3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии А.С. Уракчиев
Члены Комиссии К.А. Бабаев
Д.А. Чагарова
А.Ю. Салпагаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия N 99 (опубликовано 26 февраля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016