Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
N 3-5-219/77-15 (опубликовано 29 января 2016 г.)
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссией Московского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 28 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, при рассмотрении дела антимонопольный орган знакомится с письменными и вещественными доказательствами по делу, заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, а также оглашает представленные в письменной форме объяснения и заключения.
Антимонопольный орган обязан принимать все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
На электронную почту заявителя с электронного адреса no-replay@arbitr-praktika.law2law.ru поступила реклама электронного издания "Арбитражная практика".
Согласно письму регистратора АО "Региональный Сетевой Информационный Центр" от 16.09.2015, администратором домена (владельцем сайта) в сети "Интерет" по адресу arbitr-praktika.ru явялется ООО Консультативно-финансовый центр "Актион".
Положения статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливают, что сайтом в сети "Интернет" является совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет". Доменным именем является обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет". Владелец сайта в сети "Интернет" - это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте.
Таким образом, установлено, что ООО Консультативно-финансовый центр "Актион" является лицом, ответственным за размещения на сайте в сети "Интернет" по адресу arbitr-praktika.ru спорной рекламы.
В соответствии с представленными в адрес Московского УФАС России документами и сведениями, доменное имя arbitr-praktika.ru для размещения журнала "Арбитражная практика", проведения рекламных компаний журнала, осуществления рассылок и иных действий, направленных на представление информации о журнале в сети Интернет использует ООО "Актион-Медиа", что в полной мере подтверждается договором оказания услуг от 19.07.2015, заключенным между ООО Консультативно-финансовый центр "Актион" и ООО "Актион-Медиа".
ООО "Актион-Медиа" факт распространения спорной информации не отрицает, как и само отнесение такой информации к рекламе в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе.
Спорная реклама содержала обращение автора книги "Юридическое лицо 2.0. Руководство пользователя", являющегося главным редактором журнала "Арбитражная практика", в конце письма приводилось изображение книги, под изображением располагаелась виртуальная кнопка (гиперссылка) "Оставить заявку и получить книгу в подарок".
При нажатии на данную надпись осуществлялся переход на страницу сайта в сети Интернет по адресу: arbitr-praktika.ru. На отображаемой странице размещалась информация о подписке на бумажный журнал "Арбитражная практика", а именно варианты подписки (6 месяцев или 12 месяцев), стоимость подписки, а также виртуальная кнопка "хочу подписаться".
Рекламное объявление (баннер), распространенное по средствам сети Интернет, представляет собой графическое изображение или текстовое сообщение, функцией которого является перевод пользователя на сайт лица, разместившего баннер. Само рекламное объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является само по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически данное информационное сообщение, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после "клика" на такое сообщение, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта.
Учитывая специфику распространения информации в сети Интернет, в том числе с использованием гиперссылок, по мнению специалистов Московского УФАС России, при указанных обстоятельствах в спорной рекламе не усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе, поскольку в совокупности сообщение, содержащееся в рекламе и представленная на сайте информация способны создать у потребителя устойчивое впечатление о возможности получить рекламируемую книгу исключительно в случае оформления подписки на журнал "Арбитражная практика".
Кроме того, Комиссией Московского УФАС России принято во внимание, что из содержания обращения к потребителю рекламы, содержащегося в письме, следует, что предыдущая книга данного автора предлагалась на эксклюзивных условиях исключительно подписчикам журнала "Арбитражная практика". Кроме того, книга "Юридическое лицо 2.0. Руководство пользователя" бесплатно вручалась всем подписчикам журнала "Арбитражная практика" (как в бумажной, так и в электронной версии журнала) вне зависимости от осведомленности подписчика о проводимой акции.
Резюмируя изложенное, по решению Комиссии Московского УФАС России дело N 3 5 219/77 15 подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
Производство по делу N 3 5 219/77 15 в отношении ООО "Актион-Медиа" прекратить в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве N 3-5-219/77-15 (опубликовано 29 января 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016