Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 14 января 2016 г. N 1-00-2220/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Наш дом" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУ "Жилищник района Бирюлево Восточное" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтового оборудования многоквартирных домов районов Бирюлево Восточное, Братеево, Даниловского, Донского, Зябликово, Москворечье-Сабурово, Нагатино-Садовники, Нагатинский затон, Нагорного, Орехово-Борисово Северное, Орехово-Борисово Южное, Царицыно в 2016 - 2017 годах (реестровый N 31503053434) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразились в необоснованном проведении Аукциона, в наличии в составе Аукционной документации противоречивых положений, в ограничении срока подачи заявок на участие в Аукционе, во включении в Аукционную документацию необоснованных требований, а также в отсутствии порядка оценки заявок участников Аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГБУ "Жилищник района Бирюлево Восточное" (далее - Положение о закупках).
07.12.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона от 07.12.2015 дата окончания подачи заявок - 28.12.2015, дата окончания рассмотрения заявок - 28.12.2015, дата подведения итогов Аукциона - 28.12.2015.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 28.12.2015 N б/н следует, что Заявитель не подавал заявку на участие в Аукционе.
Согласно доводам Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразились в следующем:
в необоснованном проведении Аукциона в соответствии с Законом о закупках, так как Положение о закупках Заказчика размещено в 2015 году;
в ограничении сроков подачи заявки на участие в Аукционе;
в неверном выборе способа проведения Аукциона;
в необоснованном установлении в составе Аукционной документации требований о необходимости предоставления документов, не предусмотренных Положением о закупках;
в отсутствие в составе Аукционной документации порядка оценки заявок участников Аукциона.
В ходе заседания Комиссии, Заказчик с доводами жалобы Заявителя не согласился и представил письменные возражения, согласно которым Заказчик разместил Положение о закупках как ГУП города Москвы "Дирекция единого заказчика района Бирюлево Восточное" 02.11.2012, при этом в процессе реорганизации данное Положение о закупках не размещено в 2014 в силу того, что ИКО было присвоено Заказчику только в 2015 году.
Вместе с тем, в Аукционной документации установлен порядок проведения Аукциона в соответствии с требованиями Закона о закупках.
Кроме того, в Аукционной документации указано, что дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе 28.12.2015. При этом, участники имеют право подать заявку на участие в Аукционе непосредственно перед вскрытием конвертов.
Вместе с тем, рассмотрение заявок участников Аукциона осуществляется закупочной комиссией только по критерию "цена договора".
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона., при осуществлении им закупок:
а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Таким образом, положения Закона о закупках применимы бюджетным учреждением, при осуществлении ими закупочной деятельности, при наличии правового акта, размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.
В ходе заседания Комиссия установила, что ГБУ "Жилищник района Бирюлево Восточное" образовано способом реорганизации Государственного унитарного предприятия города Москвы "Дирекция единого заказчика района Бирюлево Восточное" в Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник района Бирюлево Восточное".
В соответствии с распоряжением префекта Южного административного округа города Москвы от 10.10.2014 N 01-41-572 "О создании государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Бирюлево Восточное", а также выпиской из единого государственного реестра юридических лиц "Сведения о юридическом лице "ГБУ города Москвы "Жилищник района Бирюлево Восточное" по состоянию на 11.01.2016 года ГБУ "Жилищник района Бирюлево Восточное", образовано способом реорганизации ГУП города Москвы "Дирекция единого Заказчика района Бирюлево Восточное" в Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жлищиник района Бирюлево Восточное".
Согласно части 5 статьи 8 Закона о закупках заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона о закупках и созданные после дня вступления в силу настоящего федерального закона, утверждают в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупках. В случае, если в течение указанного срока такими заказчиками не размещено в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденное положение о закупка, заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения в соответствии с требованиями Закона о закупках утвержденного положения о закупках.
То есть вышеуказанная норма закона распространяет на заказчиков способ образования юридического лица которых "создание", а не реорганизация.
Положение о закупках размещено ГУП города Москвы "Дирекция единого заказчика района Бирюлево Восточное" 02.11.2012 года, то есть в соответствии с требованиями Закона о закупках.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссия установила, что в 10.12.2014 Заказчик направил заявление в Удостоверяющий центр Федерального казначейства сертификат ключа проверки электронной подписи с целью получения возможности публикации документов на Официальном сайте.
Исходя из вышеизложенного, после реорганизации Заказчиком были предприняты меры по размещению Положения о закупках на Официальном сайте.
Вместе с тем, ранее указанное заявление Заказчика было удовлетворено лишь в январе 2015 года. В следствии чего, Заказчик разместил Положение о закупках, утвержденное первым заместителем префекта ЮАО города Москвы, 19.01.2015.
Исходя из вышеизложенного, в указанных действия Заказчика не усматриваются нарушения действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалоб Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона необоснованной в части довода относительно необоснованного проведении Аукциона в соответствии с Законом о закупках, так как Положение о закупках Заказчика размещено в 2015 году.
В соответствии с пунктом 7.18. Информационной карты Аукционной документации заявки на участие в Аукционе принимаются по адресу: 115372, Москва, ул. Липецкая, д. 40. Контактное лицо: Волков И.Г.
Дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе: 28.12.2015.
В день, указанный в пункте 7.24. Информационной карты Аукционной документации, участники размещения заказа подают свои заявки на участие в Аукционе непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в Аукционе или в случае проведения аукциона по нескольким лотам перед вскрытием конвертов с заявками на участие в аукционе, поданными в отношении каждого лота.
Согласно пункту 7.24. Информационной карты Аукционной документации вскрытие конвертов с заявками на участие в Аукционе состоится, начиная с 12:00 часов по Московскому времени 28.12.2015, по адресу: Москва, ул. Автозаводская, д. 10,
каб. 114. Окружная торговая площадка.
Исходя из вышеизложенного, Извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 07.12.2015, при этом дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 28.12.2015. Следовательно, участники имеют возможность подать заявку на участие в Аукционе в вышеуказанный период с 07.12.2015 по 28.12.2015.
Вместе с тем, в Аукционной документации предусмотрена возможность подать заявку на участие в Аукционе непосредственно перед вскрытием конвертов.
Учитывая изложенное, в указанных действиях не усматриваются нарушения действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукционе необоснованной в части довода относительно ограничения сроков подачи заявки на участие в Аукционе.
3. В ходе заседания Комиссии было установлено, что на основании протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 28.12.2015 N б/н, Заявитель не подавал заявку на участие в Аукционах.
Следовательно, в силу положений части 2 статьи 18.1 Заявитель не может обжаловать указанные действия Заказчика при проведении Аукциона в части доводов относительно неверного выбора способа проведения Аукциона, необоснованного установления в составе Аукционной документации требований о необходимости предоставления документов, не предусмотренных Положение о закупках, а также относительно отсутствия в составе Аукционной документации порядка оценки заявок участников Аукциона, в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса необоснованной.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона необоснованной в части доводов относительно необоснованного проведении Аукциона в соответствии с Законом о закупках, а также ограничения сроков подачи заявки на участие в Аукционе. В остальной части оставить жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона без рассмотрения.
Снять ограничения на размещение Аукциона, наложенные письмом Московского УФАС России от 31.12.2015 N ИГ/54359.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 января 2016 г. N 1-00-2220/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016