Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 5 февраля 2015 г. N К 14/189-10
Резолютивная часть решения оглашена "22" января 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "05" февраля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Веретенников И.В. - исполняющий обязанности руководителя.
Члены Комиссии:
Полухин Д.А. - заместитель начальника отдела контроля за
соблюдением законодательства;
Иванова Л.В. - заместитель начальника отдела контроля
за монополистической деятельностью;
Колтыпина С.М. - главный специалист-эксперт отдела контроля
за монополистической деятельностью;
Новожилова Т.Н. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля
за монополистической деятельностью;
Петрачук А.Ю. - специалист-эксперт отдела контроля
за монополистической деятельностью,
в присутствии представителя:
заявителя - Открытого акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" - филиал "Тюменьэнергосбыт": Неустроевой Натальи Георгиевны (доверенность N Дв-ТЭ-2014-0776 от 31.12.2014 г.);
представитель ответчика - ООО "Тюменская мебельная фабрика" на рассмотрение дела не явился, ответчик уведомлен надлежащим образом;
представители заинтересованных лиц: ООО "Хозинвентарьторг", ООО "Красота" на рассмотрение дела не явились, заинтересованные лица уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев дело N К 14/189-10 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Тюменская мебельная фабрика" (625007, г.Тюмень, ул.Молодежная, д.74) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Основанием для возбуждения дела N К14/189-10 послужило, согласно пункту 3 части 2 статьи 39 Федерального закона "О защите конкуренции", обнаружение в ходе рассмотрения заявления ОАО "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - заявитель) признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО "Тюменская мебельная фабрика" (далее - ответчик).
В своем заявлении ОАО "ЭК "Восток" указывает, что ООО "Тюменская мебельная фабрика" нарушает законодательство в сфере электроэнергетики, заключает договоры, согласно которым осуществляет энергоснабжение и оказывает услуги по передаче электрической энергии, а также взимает плату без утвержденного тарифа. Данные действия заявитель считает нарушением антимонопольного законодательства и ущемлением своих интересов, касающихся возможности непосредственной реализации электрической энергии на рынке поставки электроэнергии.
В ходе реализации своих полномочий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России, антимонопольный орган) был направлен запрос информации в ООО "Тюменская мебельная фабрика".
Согласно представленной информации, установлено, что ответчик в 2013,2014 гг. оказывал услуги энергоснабжения (поставка и передача электрической энергии) ООО "Хозинвентарьторг", ООО "Красота" посредством трансформаторной подстанции и взимал за это плату, однако за установлением тарифа на услуги по передаче электрической энергии ответчик в регулирующий орган не обращался.
Рассмотрев данное заявление, Тюменское УФАС России, обнаружило признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО "Тюменская мебельная фабрика" в части взимания платы за услуги по передаче электрической энергии.
В ходе рассмотрения представленных документов установлены доминирующее положение ООО "Тюменская мебельная фабрика" на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности присоединенных электрических сетей и признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Приказом от 25.12.2014 г. N 1014 в отношении ООО "Тюменская мебельная фабрика" возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела 22.01.2015 г. представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в письменных объяснениях, указав следующее. В стоимость услуг по договору энергоснабжения, заключенному между заявителем и ответчиком, уже включена стоимость услуг по передаче. В свою очередь, заключая договор с ответчиком, хозяйствующие субъекты оплачивают ему дополнительную плату за обслуживание трансформаторной подстанции ответчика, которая по своей сути является платой за услуги по передаче, однако для оказания данных услуг и взимания платы должен быть утвержден тариф. Данные действия заявитель считает нарушением антимонопольного законодательства.
На заседании Комиссии 22.01.2015 г. было озвучено поступившее в Тюменское УФАС России ходатайство ООО "Тюменская мебельная фабрика" об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью присутствия на заседании представителя ответчика. Рассмотрев данное ходатайство, Комиссия приняла решение об отказе в его удовлетворении, поскольку письменные объяснения и все запрашиваемые документы были предоставлены ответчиком по Определению от 25.12.2014 г. о назначении дела к рассмотрению, а доказательств невозможности присутствия представителя на заседании Комиссии ответчиком не представлено.
В письменных пояснениях ответчик указал следующее. В целях организации надлежащего содержания и сохранения здания по адресу: г.Тюмень, ул.Молодежная, д.74 в технически исправном состоянии между собственниками помещений были заключены агентские договоры, согласно которым осуществлялось в том числе обеспечение электричеством данных помещений. Согласно ст.210 и ст.249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с пунктом 7 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства от 27.12.2004 г. N 861, не признается услугой по передаче электрической энергии деятельность потребителя (производителя) электрической энергии, использующего электрическую энергию при предоставлении ему жилых и нежилых помещений в аренду, в наем и (или) эксплуатацию. На основании изложенного, ответчик считает, что не нарушил ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Заинтересованные лица письмами б/н от 19.01.2015 г. (ООО "Хозинвентарьторг") и N 2 от 19.01.2015 г. (ООО "Красота") просили рассмотреть дело N К 14/189-10 без их участия.
Заслушав пояснения заявителя, изучив представленные в материалы дела доку
менты, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО "Тюменская мебельная фабрика" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2008 N135-ФЗ "О защите конкуренции", исходя из следующего.
1. Между ОАО "ЭК "Восток" и ООО "Тюменская мебельная фабрика" заключен договор энергоснабжения N 4095 от 02.03.2013 г. В свою очередь, ООО "Тюменская мебельная фабрика" заключила агентские договоры N 1 от 01.05.2014 г. с ООО "Хозинвентарьторг" и N 2 от 01.05.2014 г. с ООО "Красота", на основании которых обеспечивает электроснабжение данных организаций и, самостоятельно, с помощью трансформаторной подстанции осуществляет передачу электрической энергии данным организациям.
Согласно ст.4 ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с ч.5 ст.5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ООО "Тюменская мебельная фабрика", имея в собственности трансформаторную подстанцию, расположенную по адресу: г.Тюмень, ул.Молодежная, д.74, строение 6 (свидетельство о государственной регистрации права N 72 НМ 337049 от 01.03.2013 г.), заключая договоры, предусматривающие электроснабжение, и взимая плату за услуги по передаче электрической энергии, которая указана как плата за обслуживание трансформаторной подстанции, фактически является субъектом естественной монополии, независимо от того, является ли оказание данных услуг для него основным видом деятельности или нет.
Ответчик, не являясь сетевой организацией, участвует по отношению к истцу в осуществлении естественно-монопольного вида деятельности по передаче электрической энергии, и, следовательно, на ответчика в полном объеме распространяются запреты, установленные ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Доказательств отсутствия доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности присоединенных электрических сетей ООО "Тюменская мебельная фабрика" не предоставило.
Исходя из вышеизложенного, ООО "Тюменская мебельная фабрика", являясь субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности присоединенных электрических сетей, занимает доминирующее положение на указанном рынке, поскольку имеет возможность в одностороннем порядке воздействовать на условия обращения товара (услуги по передаче электрической энергии) на рынке. В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
2. Как следует из материалов дела, между ООО "Тюменская мебельная фабрика" (на момент заключения - ЗАО "Тюменская мебельная фабрика") и ООО "Хозинвентарьторг" был заключен договор энергоснабжения N 9 от 03.03.2013 г. Пунктом 1.3 договора стороны подтверждают, что энергоснабжение ООО "Хозинвентарьторг" осуществляется через ТП-208, принадлежащую на праве собственности ЗАО "Тюменская мебельная фабрика". Основной договор энергоснабжения N 4095 заключен между ОАО "ЭК "Восток" и ЗАО "Тюменская мебельная фабрика" N 4095 от 02.03.2013 г.
Согласно пункту 2.1 договора энергоснабжения N 9 от 03.03.2013 г. абонент (ООО "Тюменская мебельная фабрика") обязуется передавать субабоненту (ООО "Хозинвентарьторг") электрическую энергию с мощностью 13 кВт, а субабонент обязуется оплачивать получаемую электрическую энергию и оказанные услуги в порядке, предусмотренном договором.
В соответствии с п.3.2.2 договора энергоснабжения N 9 от 03.03.2013 г. субабонент обязан ежемесячно оплачивать 14.000р. на содержание технического персонала для обслуживания оборудования ТП-208, находящегося на балансе абонента.
Согласно п.3.2.8 договора энергоснабжения N 9 от 03.03.2013 г. при выявлении случаев безучетного потребления электрической энергии/мощности обеспечивать явку своего представителя для составления Акта о безучетном потреблении электрической энергии/мощности и произвести оплату абоненту недоучтенной электрической энергии.
В соответствии с пунктом 6.1 договора N 9 от 03.03.2013 г. расчеты за потребленную электроэнергию производятся по тарифам, действующим на момент расчета согласно решениям Региональной энергетической комиссии.
Согласно пункту 6.8 договора N9 от 03.03.2013 г. стороны подтверждают необходимость ежегодного технического обслуживания и ремонта ТП-208. В связи с чем абонент имеет право своими силами либо с привлечением третьих лиц производить ремонтные, профилактические и иные, необходимые для нормального энергоснабжения, работы. По окончании выполнения работ абонент предъявляет субабоненту стоимость выполненных работ пропорционально потребляемой им электрической энергии и мощности путем выставления соответствующего счета. Выставление счетов для оплаты производится ежеквартально либо один раз в год.
Пунктом 6.9 договора энергоснабжения N9 от 03.03.2013 г. установлено, что абонент ежемесячно предъявляет потери в силовом трансформаторе 3%.
Согласно пункту 6.10 договора энергоснабжения N 9 от 03.03.2013 г. субабонент оплачивает, согласно потребленной электроэнергии, расходы на ремонт силового оборудования, профилактические и обязательные испытания электрооборудования ТП-208.
Приложением N 2 к договору энергоснабжения N9 от 03.03.2013 г. составлен Акт разграничения балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности электроустановок между ЗАО "Тюменская мебельная фабрика" и ООО "Хозинвентарьторг". Данный акт подписан сторонами. Соглашением от 18.02.2014 г. было установлено, что все права и обязанности ЗАО "Тюменская мебельная фабрика" переходят к ООО "Тюменская мебельная фабрика".
Соглашением от 30.04.2014 г. данный договор был расторгнут сторонами и заключен Агентский договор N 1 от 01.05.2014 г. Согласно пункту 1.1 агентского договора агент (ООО "Тюменская мебельная фабрика") обязуется совершать от своего имени, но за счет принципала (ООО "Хозинвентарьторг") все необходимые юридические действия, направленные на обеспечение электричеством, водоснабжением, водоотведением и т.д. нежилых помещений, расположенных по адресу: г.Тюмень, ул.Молодежная, д.74, принадлежащих принципалу (ООО "Хозинвентарьторг") на праве общей долевой собственности, а принципал обязуется уплатить агенту вознаграждение за оказываемые услуги.
В соответствии с пунктом 2.1 агент обязуется совершать следующие действия:
- заключать договоры с энергоснабжающими (ресурсоснабжающими) организациями в целях обеспечения электричеством, водоснабжением, водоотведением и т.д., нежилых помещений, расположенных по адресу: г.Тюмень, ул.Молодежная, д.74, принадлежащих принципалу на праве общей долевой собственности;
- перечислять вышеуказанным организациям принятые у принципала денежные средства в уплату платежей за предоставленные ими услуги. Согласно соглашению от 01.05.2014 г. условия агентского договора от 01.05.2014 г. применяются к отношениям сторон с 02.03.2013 г.
ООО "Тюменская мебельная фабрика" (ранее - ЗАО "Тюменская мебельная фабрика") выставляло ООО "Хозинвентарьторг" и взимало плату за услуги электроэнергии, а также за обслуживание подстанции в размере 14.000р. (счет N 42 от 16.04.2013 г., счет N 59 от 16.05.2013 г., счет N 70 от 17.06.2013 г., счет N 108 от 24.07.2013 г., счет N 115 от 16.08.2013 г., счет N 138 от 18.09.2013 г., счет N 163 от 16.10.2013 г., счет N 206 от 15.11.2013 г., счет N 242 от 13.12.2013 г., счет N 267 от 16.01.2014 г., счет N 22 от 14.02.2014 г., счет N 46 от 14.03.2014 г., счет N 72 от 15.04.2014 г., счет N 100 от 15.05.2014 г., счет N 127 от 18.06.2014 г., счет N 151 от 15.07.2014 г., счет N 167 от 13.08.2014 г., счет N 203 от 15.09.2014 г., счет N 222 от 14.10.2014 г.) как по договору энергоснабжения N 9 от 03.03.2014 г., так и по агентскому договору N 1 от 01.05.2014 г. В материалах дела имеются доказательства оплаты данных счетов ООО "Хозинвентарьторг".
ООО "Тюменская мебельная фабрика" также заключило агентский договор N 2 от 01.05.2014 г. с ООО "Красота". На основании данного договора ответчик выставлял ООО "Красота" счета за услуги электроснабжения и за обслуживание подстанции, а именно: счет N 38 от 16.04.2013 г. (обслуживание подстанции 4.351,58р.), счет N 61 от 16.05.2013 г. (обслуживание подстанции 4.302,20р.), счет N 68 от 17.06.2013 г. (обслуживание подстанции 4.324,63р.), счет N 109 от 24.07.2013 г. (обслуживание подстанции 4.331,56р.), счет N 116 от 16.08.2013 г. (обслуживание подстанции 4.209,32р.), счет N 137 от 18.09.2013 г. (обслуживание подстанции 4.594,21р.), счет N 161 от 16.10.2013 г. (обслуживание подстанции 4.563,31р.), счет N 209 от 15.11.2013 г. (обслуживание подстанции 7.793,47р.), счет N 235 от 13.12.2013 г. (обслуживание подстанции 5.068,58р.), счет N 269 от 16.01.2014 г. (обслуживание подстанции 5.108,57р.), счет N 20 от 14.02.2014 г. (обслуживание подстанции 5.232,72р.), счет N 50 от 14.03.2014 г. (обслуживание подстанции 5.908,32р.), счет N77 от 15.04.2014 г. (обслуживание подстанции 6.545,73р.), счет N 94 от 15.05.2014 г. (обслуживание подстанции 6.210,41р.), счет N 120 от 18.06.2014 г. (обслуживание подстанции 5.571,46р.), счет N154 от 15.07.2014 г. (обслуживание подстанции 4.249,37р.), счет N 180 от 13.08.2014 г. (обслуживание подстанции 6.177,53р.), счет N 207 от 15.09.2014 г. (обслуживание подстанции 3.983,13р.), счет N 220 от 14.10.2014 г. (обслуживание подстанции 6.572,55р.). В материалах дела имеются доказательства оплаты ООО "Красота" данных счетов.
Исходя из вышеизложенного, а также имеющихся материалов, следует, что ООО "Тюменская мебельная фабрика" на основании заключенных договоров оказывает услуги электроснабжения, в том числе услуги по передаче электроэнергии, ООО "Хозинвентарьторг" и ООО "Красота". Ответчик устанавливает различную стоимость услуг по передаче электрической энергии для своих потребителей. За установлением тарифа на услуги по передаче электрической энергии ООО "Тюменская мебельная фабрика" в регулирующий орган не обращалось. Следовательно, в 2013, 2014 гг. ООО "Тюменская мебельная фабрика" оказывало услуги по передаче электрической энергии 2 организациям и взимало плату по самостоятельно установленной цене.
3. ООО "Тюменская мебельная фабрика", владея объектами электросетевого хозяйства, оказывая услуги по передаче электрической энергии (естественно-монопольный вид деятельности), является субъектом естественной монополии и обязано соблюдать требования действующего законодательства, регулирующего деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
Согласно ст.3 ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных Федеральным законом.
В соответствии с частью 1.1. статьи 23.2 ФЗ "Об электроэнергетике" деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.4 статьи 23.1 ФЗ "Об электроэнергетике" цена на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям подлежит государственному регулированию.
Согласно абзацу 9 части 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ N 1178 от 29.12.2011 г., в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят: регулируемые цены (тарифы), предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности): цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства Российской Федерации не предусмотрено иное (далее - единый (котловой) тариф).
Согласно пункту 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке:
цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая:
единые (котловые) тарифы;
тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями;
цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, созданных на базе сетевых хозяйств промышленных предприятий и иных организаций и оказывающих эти услуги таким организациям. Указанные цены (тарифы) применяются к сетевым организациям, соответствующим критериям, которые определены Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Согласно пункту 57 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" утв. Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2, для расчета тарифов (цен) на услуги по передаче электрической энергии используются следующие материалы:
расчет технологического расхода электрической энергии (потерь) в электрических сетях ЭСО (региональные электрические сети);
баланс электрической энергии по сетям ВН, СН1, СН1 и НН;
электрическая мощность по диапазонам напряжения ЭСО;
структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей ЭСО;
расчет суммы платы на услуги по организации функционирования и развитию ЕЭС России, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности), передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети;
смета расходов;
расчет расходов на оплату труда;
расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов;
расчет среднегодовой стоимости основных производственных фондов по линиям электропередачи и подстанциям;
калькуляция расходов, связанных с передачей электрической энергии;
расчет источников финансирования капитальных вложений;
справка о финансировании и освоении капитальных вложений в электросетевое строительство (передача электроэнергии);
расчет балансовой прибыли, принимаемой при установлении тарифов на передачу электрической энергии;
расчет платы за услуги по содержанию электрических сетей;
расчет ставки по оплате технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу по сетям;
экономически обоснованные тарифы на электрическую энергию (мощность) по группам потребителей;
расчет условных единиц для распределения общей необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей по уровням напряжения;
бухгалтерская и статистическая отчетность на последнюю отчетную дату.
Плата ООО "Тюменская мебельная фабрика" за обслуживание трансформаторной подстанции включает в себя содержание технического персонала, стоимость технического обслуживания, расходы на ремонт силового оборудования, профилактические и обязательные испытания электрооборудования ТП-208 и потери в силовом трансформаторе в размере 3% и пр. Сравнив составляющие цены, применяемой ответчиком, и тарифа на услуги по передаче электрической энергии, Комиссия установила, что указанные ответчиком составляющие платы за обслуживание трансформаторной подстанции являются расходами, которые учитываются при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Таким образом, услуги по передаче электрической энергии являются регулируемым видом деятельности и для оказания данных услуг необходимо наличие утвержденного в установленном порядке тарифа.
Поскольку тариф на услуги по передаче электрической энергии ответчику утвержден не был, законных оснований для получения платы от ООО "Хозинвентарьторг", ООО "Красота" у ответчика не было.
Довод ответчика о применении статьи 210 и статьи 249 Гражданского кодекса РФ к отношениям по взиманию платы за обслуживание трансформаторной подстанции Комиссия считает необоснованным, поскольку ООО "Хозинвентарьторг" и ООО "Красота" не являются собственниками трансформаторной подстанции и нести расходы по содержанию трансформаторной подстанции, принадлежащей ответчику, не обязаны.
Ссылка ответчика на пункт 7 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства от 27.12.2004 г. N 861, согласно которому не признается услугой по передаче электрической энергии деятельность потребителя (производителя) электрической энергии, использующего электрическую энергию при предоставлении ему жилых и нежилых помещений в аренду, в наем и (или) эксплуатацию, является необоснованной, поскольку ответчик не является ни арендатором ни арендодателем нежилых помещений, в которых расположены ООО "Хозинвентарьторг" и ООО "Красота". В материалах дела имеется договор аренды N 1 от 01.01.2013 г., заключенный между ИП Каримов В.Г. и ООО "Хозинвентарьторг" на нежилые помещения, находящиеся по адресу: г.Тюмень, ул.Молодежная, д.74. ИП Каримов В.Г. является собственником нежилых помещений NN13-23 на первом этаже и NN1-11 на втором этаже административно-торгового здания, расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Молодежная, д.74 (свидетельство о государственной регистрации права N 72 НЕ 069450 от 24.08.2004 г.). Также в материалах дела имеется договор аренды б/н от 05.05.2014 г., заключенный между Сенявиным В.Ю. и ООО "Красота" на нежилые помещения, находящиеся по адресу: г.Тюмень, ул.Молодежная, д.74, строение 4. Сенявин В.Ю. является собственником нежилых помещений NN1-6, NN10-21 на первом этаже и N1, NN4-12 на втором этаже нежилого строения, расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Молодежная, д.74, строение 4 (свидетельство о государственной регистрации N 72 НМ 450919 от 01.09.2006 г.). Таким образом, ООО "Красота" и ООО "Хозинвентарьторг" расположены в нежилых помещениях, не принадлежащих ООО "Тюменская мебельная фабрика" и пункт 7 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства от 27.12.2004 г. N 861, в данном случае не применяется.
Исходя из вышеизложенного, ООО "Тюменская мебельная фабрика" фактически находилось в состоянии естественной монополии в границах балансовой принадлежности присоединенных электрических сетей, оказывало услугу по передаче электрической энергии, взимало плату за оказанные услуги, однако не имело тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
ООО "Тюменская мебельная фабрика", не имея утвержденного тарифа на услуги по передаче электроэнергии, не вправе было оказывать услуги по передаче электроэнергии и взимать за это плату.
Данные действия привели к установлению необоснованной цены за услуги по передаче электрической энергии потребителям ООО "Хозинвентарьторг" и ООО "Красота" и нарушению установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
ООО "Тюменская мебельная фабрика" злоупотребило своим доминирующим положением, оказывая услуги по передаче электрической энергии, не имея утвержденного в установленном порядке тарифа, и необоснованно взимая плату за услуги по передаче электрической энергии по самостоятельно установленной цене.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.06.2008 г. N 30, для квалификации действий (бездействия) по части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Материалами дела установлено, что ООО "Тюменская мебельная фабрика", оказывая услуги по передаче электрической энергии без утвержденного тарифа, необоснованно взимая плату по самостоятельно установленной цене, действовало с превышением пределов осуществления гражданских прав, злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии.
Вина ООО "Тюменская мебельная фабрика" заключается в том, что оно нарушило установленный Федеральным Законом "О защите конкуренции" запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением и не предприняло всех зависящих от него мер по его соблюдению. Каких либо сведений и доказательств о том, что ответчиком были предприняты все меры по соблюдению вышеуказанных запретов представлено не было.
Место совершения правонарушения - г.Тюмень.
Время совершения правонарушения, установленное материалами дела, - с 03.03.2013 г. по 04.12.2014 г.
Результатом рассмотренных действий ответчика явилось нарушение установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования.
Поскольку на момент рассмотрения дела (22.01.2015 г.) ООО "Тюменская мебельная фабрика" осуществило продажу трансформаторной подстанции ООО "Транзит-Электро-Тюмень" по договору купли-продажи недвижимости N 1 от 05.12.2014 г., передало трансформаторную подстанцию по акту приема-передачи от 08.12.2014 г., произвело государственную регистрацию о прекращении права собственности на трансформаторную подстанцию 30.12.2014 г., Комиссия решила предписание ответчику не выдавать.
Комиссия по рассмотрению дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью "Тюменская мебельная фабрика" нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в нарушении установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг по передаче электрической энергии в 2013, 2014 гг. ООО "Хозинвентарьторг" и ООО "Красота".
2. Предписание не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
Председатель Комиссии: И.В.Веретенников
Члены Комиссии:
Д.А.Полухин
Л.В.Иванова
С.М.Колтыпина
Т.Н.Новожилова
А.Ю.Петрачук
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 5 февраля 2015 г. N К 14/189-10
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016