Решение Федеральной антимонопольной службы
от 12 декабря 2012 г. N 1 15/96-12
Резолютивная часть решения оглашена "03" декабря 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено "12" декабря 2012 г.
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела N1 15/27-12 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: Председателя комиссии - заместителя руководителя ФАС России - Цыганова А.Г., членов Комиссии: заместителя начальника Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса Епифановой И.Н., начальника отдела сельского хозяйства Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса Трусовой Г.Н., заместителя начальника отдела сельского хозяйства Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса Нечаевой Н.М., консультанта отдела правовой экспертизы Правового управления Фонарева Р.Ю., заместителя начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления Покидовой Е.В.,
в присутствии ответчика: представителя Администрации Брянской области Рябцевой Г.Н. (доверенность от 27.10.2012 N 1-6915и),
заинтересованного лица: представителя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области Рябцевой Г.Н. (доверенность от 06.11.2012 N 3/4484),
рассмотрев дело N 1 15/96-12 по признакам нарушения Администрацией Брянской области, Проспект Ленина, д. 33, г. Брянск, 241002, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступило обращение Российского Союза предприятий молочной отрасли (вх. N 17945 от 29.03.2012) с жалобой на действия администрации Брянской области, касающиеся установления в I полугодии 2012 года закупочных цен на сортовое молоко-сырье у сельхозтоваропроизводителей области на уровне соответствующего периода 2011 года, но не ниже 13 рублей за 1 килограмм (без НДС).
В рамках проверки фактов, изложенных в обращении, ФАС России письмом от 16.04.2012 N ЦА/11677 запросил у Администрации Брянской области материалы совещания руководства Администрации Брянской области с руководителями сельскохозяйственных и молокоперерабатывающих предприятий по вопросам формирования цен на сырое молоко.
По результатам рассмотрения поступивших в ФАС России материалов Администрации Брянской области (вх. N 28266 от 16.05.2012) было установлено следующее.
1 февраля 2012 года состоялось совещание при Губернаторе Брянской области Н.В. Денине с руководителями молокоперерабатывающих, сельскохозяйственных предприятий и начальниками ГКУ Брянской области "Районные управления сельского хозяйства".
Повесткой совещания были вопросы о закупочных ценах на молоко-сырье у сельхозтоваропроизводителей, себестоимости производства молочной продукции на молокоперерабатывающих предприятиях и ценах ее реализации в розничной торговой сети.
В соответствии с Протоколом совещания от 01.02.2012 г., утвержденного Губернатором Брянской области Н.В. Дениным, по итогам совещания было принято решение, в соответствии с которым руководителям молокоперерабатывающих предприятий рекомендовано установить в I полугодии 2012 года закупочные цены на сортовое молоко-сырье у сельхозтоваропроизводителей области на уровне соответствующего периода 2011 года, но не ниже 13 рублей за 1 килограмм (без НДС).
В соответствии с Определением о назначении дела N 1 15/96-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 02.10.2012 N ЦА/31926 Администрация Брянской области письмом от 27.10.2012 N 1-6916и (вх. 61018/12 от 30.10.2012) представила письменное обоснование своей позиции по делу.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" в число полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (во взаимодействии с федеральными органами государственной власти) входят:
реализация с учетом региональных особенностей единой государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности;
разработка и принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения продовольственной безопасности;
формирование и поддержание необходимых запасов и резервов продовольствия в субъектах Российской Федерации;
обеспечение ведения мониторинга состояния продовольственной безопасности на территории субъектов Российской Федерации.
Молоко отнесено к отдельным видам социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения".
В целях оперативного устранения ценовых диспропорций на рынках сельскохозяйственной продукции, стабилизации ценовой ситуации и формирования механизмов ценообразования на основе индикативных цен на основные виды продукции, повышения доступности пищевых продуктов для всех групп населения региона, а также принимая во внимание многочисленные обращения руководителей сельскохозяйственных предприятий и населения в связи с необоснованным, по их мнению, снижением молокоперерабатывающими предприятиями области закупочных цен на молоко, 1 февраля 2012 года Губернатором Брянской области Н.В.Дениным было проведено совещание с руководителями молокоперерабатывающих предприятий, сельскохозяйственных предприятий и начальниками ГКУ Брянской области "Районные управления сельского хозяйства" с повесткой дня: "О закупочных ценах на молоко-сырье у сельхозтоваропроизводителей, себестоимости производства молочной продукции на молокоперерабатывающих предприятиях и ценах ее реализации в розничной торговой сети".
Принятые по итогам указанного совещания решения для молокоперерабатывающих предприятий и сельскохозяйственных предприятий носили рекомендательный характер и не являлись обязательными для исполнения.
Ответственным за исполнение решений протокола совещания был определен Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области (далее - Комитет).
Каких-либо действий, понуждающих молокоперерабатывающие и сельскохозяйственные предприятия к неукоснительному исполнению решений протокола, Администрацией Брянской области и Комитетом не принималось. Указаний хозяйствующим субъектам о приобретении товара молокоперерабатывающим или сельскохозяйственным предприятиям, в том числе, по определенной цене, не давались.
Из представленной Комитетом информации (письмо от 24.10.2012 N 8-4339), запрошенной Определением о назначении дела N 1 15/96-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (письмо ФАС России от 02.10.2012 N ЦА/31926), следует, что отношения между молокоперерабатывающими предприятиями и поставщиками сырого молока строятся на основании договоров поставки, в которых отражены требования, предъявляемые к качеству и безопасности поставляемого молока в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2008 года N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", оговорены сроки, условия и способы доставки, сроки и формы расчетов за поставленную продукцию, ответственность сторон.
Как приложение к договору поставки сторонами оформляется и подписывается протокол согласования договорных цен на поставку сырого молока по сортам.
Закупочные цены на молоко-сырье формируются и согласовываются по договоренности между сторонами.
В 2012 году каждое молокоперерабатывающее предприятие придерживалось своей ценовой политики на товарном рынке сырого молока, разработанной с учетом качества молока (массовой доли жира и его сорта), объема поставок, способа доставки, спроса и предложения на рынке.
Согласно ежемесячной информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области средняя цена реализации предприятиями-производителями молока сырого в Брянской области в 2012 году составляла за 1 тонну: 12626,23 руб. в январе; 12810,65 руб. в феврале; 12948,40 руб. в марте; 13052,91 руб. в апреле; 12202,99 руб. в мае; 11322,39 руб. в июне; 10993,53 руб. в июле; 11245,51 руб. в августе; 11550,26 руб. в сентябре, что подтверждает несоблюдение предприятиями-производителями молока принятых на совещании решений в части рекомендованной цены на молоко сырое.
Исследовав материалы дела N 1 15/96-12, выслушав объяснения лиц, присутствующих на заседании, Комиссия установила следующее.
15 марта 2012 года в Комитете состоялось совещание с руководителями сельскохозяйственных и молокоперерабатывающих предприятий по вопросам закупочных цен на молоко-сырье в марте-апреле текущего года и активизации деятельности Союза производителей молока Брянской области.
В соответствии с Протоколом совещания от 15.03.2012 г. по итогам совещания было принято решение рекомендовать руководителям молокоперерабатывающих предприятий исполнить решение протокола совещания при Губернаторе Брянской области от 01.02.2012 г. об установлении в I полугодии 2012 года закупочных цен на сортовое молоко-сырье у сльхозтоваропроизводителей области на уровне соответствующего периода 2011 года, но не ниже 13 рублей за 1 килограмм (без НДС).
Определением о назначении дела N 1 15/96-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 02.10.2012 N ЦА/31926 к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц были привлечены следующие хозяйствующие субъекты: ЗАО "Карачевмолпром", ОАО "Брянский молочный комбинат", ООО "Торговый дом "Дубровкамолоко", ООО "КоМол", ООО "МолПродукт", Товарищество на вере "Сыр Стародубский", ООО "МОЛОКО", Товарищество на вере "Авангард", ОАО "Учхоз "Кокино", ООО "Брасовские сыры", КФХ Дубининой Е.И., ООО "Жуковский молочный завод".
По результатам анализа информации и материалов, представленных в ФАС России указанными хозяйствующими субъектами в соответствии с Определением о назначении дела N 1 15/96-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 02.10.2012 N ЦА/31926, было установлено, что указания о закупочных ценах на молоко-сырье, которые зафиксированы в Протоколе совещания от 01.02.2012 г. при Губернаторе Брянской области Н.В.Денине, были приняты хозяйствующими субъектами к сведению. Каждый хозяйствующий субъект придерживается собственной ценовой политики на товарном рынке сырого молока.
При формировании цены на сырое молоко учитывается: количество поступившего сырья, сортность, качество, а также стоимость транспортировки.
Закупка сырого молока осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками сроком на один год. Закупочные цены устанавливаются по обоюдному согласию двух сторон (покупателя и поставщика) и фиксируются в дополнении к договору - протоколе согласования цен.
В период с апреля 2012 года по июль 2012 года по сравнению с уровнем цен соответствующего периода 2011 года по Брянской области происходило снижение цен на сырое молоко, цены у каждого хозяйствующего субъекта были различные и не превышали 13 рублей за килограмм.
Комиссия не выявила фактов дачи каких-либо указаний Администрацией Брянской области хозяйствующим субъектам, понуждения хозяйствующих субъектов придерживаться закупочной цены на сырое молоко, рекомендованной решением совещания от 01.02.2012 г.
Таким образом, принятые 1 февраля 2012 года по итогам совещания, проведенного Губернатором Брянской области Н.В.Дениным с руководителями молокоперерабатывающих предприятий, сельскохозяйственных предприятий и начальниками ГКУ Брянской области "Районные управления сельского хозяйства", решения не привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке сырого молока.
В действиях Администрации Брянской области нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Комиссией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 частьи 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Прекратить дело в отношении Администрации Брянской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Администрации Брянской области.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 декабря 2012 г. N 1 15/96-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016