Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО "НИАЭП": <> - доверенность от 25.10.2013 N40/297/2013-ДОВ, <> - доверенность от 22.12.2014 N40/377/2014-ДОВ;
ОАО "Атомкомплект": <> <> <> <> - доверенность от 25.12.2014 N304/111/2014-ДОВ;
представители ООО "Спецстрой" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Спецстрой" от 23.12.2014 N23а на действия (бездействие) заказчика ОАО "НИАЭП", организатора торгов
ОАО "Атомкомплект" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ: "Подготовительный период строительства энергоблоков N1, N2 Курской АЭС-2. Промплощадка. Песчаная и песчано-гравийная подушка под фундаменты зданий и сооружений энергоблоков" (Лот N13) (извещение N 31401762881) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Спецстрой" (далее - Заявитель) от 23.12.2014 N23а (вх.119821-ЭП/14 от 23.12.2014) на действия заказчика
ОАО "НИАЭП" (далее - Заказчик), организатора торгов ОАО "Атомкомплект" (далее - Организатор торгов) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ: "Подготовительный период строительства энергоблоков N1, N2 Курской
АЭС-2. Промплощадка. Песчаная и песчано-гравийная подушка под фундаменты зданий и сооружений энергоблоков" (Лот N13) (извещение
N 31401762881) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" (протокол от 15.02.2013 N46) (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных
частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
02.12.2014 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении Конкурса, а также Конкурсная документация (далее - Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя:
- начальная (максимальная) цена договора должна включать в себя все затраты, отраженные в проектно-сметной документации, в том числе стоимость оборудования;
- размер аванса должен быть указан в абсолютном, а не в процентном выражении;
- пунктом 14.3.1 Документации установлены требования к участникам закупки, которые, по мнению Заявителя, ограничивают круг потенциальных участников Конкурса;
- Заказчиком в Документации установлены излишние требования к привлечению субподрядных организаций.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, Организатора торгов Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Пунктом 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении о закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
Согласно пунктам 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные положением о закупке сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
При этом, Закон о закупках не содержит требований и ограничений к порядку определения заказчиком начальной (максимальной) цены договора (цены лота).
Согласно пункту 10 Извещения: "Начальная (максимальная) цена договора:
- в базисных ценах на 01.01.2000 г.: 1 242 524 559 (один миллиард двести сорок два миллиона пятьсот двадцать четыре тысячи пятьсот пятьдесят девять) рублей 00 копеек.
- в текущих ценах:
- 8 452 704 822 (восемь миллиардов четыреста пятьдесят два миллиона семьсот четыре тысячи восемьсот двадцать два) рубля 96 копеек, включая НДС.
- 7 163 309 172 (семь миллиардов сто шестьдесят три миллиона триста девять тысяч сто семьдесят два) рубля 00 копеек, без учёта НДС.
Цена Договора включает в себя:
- стоимость Работ по Договору, в том числе вознаграждение Субподрядчика за исполнение всех его обязанностей по настоящему Договору, в том числе стоимость всех необходимых для выполнения Работ Материалов (с учётом транспортных расходов на их доставку на Строительную площадку и заготовительно-складских расходов), стоимость разработки всех необходимых проектов производства Работ и Исполнительной документации;
- компенсацию всех издержек Субподрядчика, в том числе затраты, связанные с командированием и доставкой работников Субподрядчика к месту выполнения Работ и затраты Субподрядчика при производстве Работ в зимнее время (зимнее удорожание).
В Цену Договора не включена стоимость Оборудования".
Согласно расчету цены выполнения комплекса строительно-монтажных работ поставка оборудования в рамках исполнения договора, являющаяся предметом Конкурса, не предусмотрена.
Таким образом, довод Заявителя о невозможности рассчитать расходы, необходимые для выполнения требований договора в соответствии с порядком расчета договорной цены в Документации, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в
документации указываются форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Пунктом 19 Документации установлено "форма, размер и срок предоставления обеспечения исполнения обязательств по договору:
- обеспечение договора, предоставляется лицом, с которым заключается договор, до заключения договора, но не ранее 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола, на основании которого заключается такой договор, либо после заключения договора, в срок не позднее пятнадцати дней с даты его заключения, на сумму не менее 5% от цены договора".
Требований к установлению формы, размера и срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по договору в действующем законодательстве Российской Федерации не установлено.
На основании изложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Пунктами 14.3, 14.3.1 Информационной карты Документации установлены требования к участникам Конкурса и субподрядчикам в объеме выполняемых работ согласно плану распределения объемов выполнения работ:
"наличие опыта: должен иметь в рамках заключенных договоров по строительству объектов промышленно-гражданского строительства (ПГС) и/или объектов, относящихся, согласно части 1 и/или части 2 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным, технически сложным объектам и/или к уникальным объектам с выполненными в 2012-2014 гг. работами**, на общую сумму не менее 1 790 000 000,00 руб. без учёта НДС".
По мнению Заявителя, указанный объем выполняемых работ выполнить в срок, установленный Документацией невозможно.
Согласно пункту 7 Извещения срок выполнения работ:
- начало: 30 января 2015 года;
- окончание: 17 мая 2018 года.
Согласно пункту 2.6 методики установления требований и критериев оценки заявок в Документации, рассмотрения заявок участников (отборочная и оценочная стадии) установлено требование о наличии опыта выполнения договоров. Для подтверждения указанного требования необходимо представить, в том числе справку о перечне и объемах выполнения договоров за последние три года с указанием сроков выполнения данных договоров.
На основании изложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Участника, порядок привлечения субподрядных организаций установлен в нарушение действующего законодательства Российской Федерации.
При этом Заявителем не представлено доказательств о невозможности исполнение договора на условиях установленных Документацией, а именно в части привлечения субподрядных организаций.
Таким образом, указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 14 Извещения, размещенному на официальном сайте 02.12.2014:
- дата начала и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе в срок не позднее 10-00 (время московское) 24.12.2014.
22.12.2014 на официальном сайте опубликовано извещение о приостановлении Конкурса, в связи с принятием к рассмотрению Центральным арбитражным комитетом ГК "Росатом" жалобы участника Конкурса.
24.12.2014 на официальном сайте опубликовано извещение о возобновлении проведения Конкурса и переносе сроков, а именно:
- срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе 29.12.2014
(далее - Изменения).
В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Согласно пунктам 4.3.3, 4.3.4 Документации в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в извещение о проведении конкурса или конкурсную документацию такие изменения размещаются организатором конкурса на официальном сайте и на ЭТП в порядке, установленном для размещения извещения о проведении конкурса. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе продлевается так, чтобы со дня размещения на официальном сайте и ЭТП внесенных изменений в извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем 15 (пятнадцать) календарных дней, а в случае изменения предмета
конкурса - такой срок должен быть равен или больше срока, на который было размещено извещение о проведении конкурса.
Таким образом, при внесении изменений в Извещение и Документацию Заказчиком нарушена часть 11 статьи 4 Закона о закупках.
При этом, иные требования Документации, кроме сроков окончания подачи заявок, изменены не были.
Таким образом, допущенные нарушения не повлияли на результат проведения Конкурса, поскольку общий срок подачи заявок на участие в Конкурсе сокращен не был.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Спецстрой" от 23.12.2014 N23а на действия (бездействие) заказчика ОАО "НИАЭП", организатора торгов
ОАО "Атомкомплект" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ: "Подготовительный период строительства энергоблоков N1, N2 Курской АЭС-2. Промплощадка. Песчаная и песчано-гравийная подушка под фундаменты зданий и сооружений энергоблоков" (Лот N13) (извещение N 31401762881) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 декабря 2014 г. N 17/55362/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016