Решение Федеральной антимонопольной службы
от 25 декабря 2014 г. N 04/55199/14
Резолютивная часть оглашена 11.12.2014
В полном объеме изготовлено 25.12.2014
г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<>
в присутствии
представителей Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - Государственная компания, ответчик) <> (доверенность от 10.12.2014 N Д-14140379),
представителя ООО "АТАР" <> (доверенность от 26.08.2014 N 17/14),
рассмотрев дело N 1-15-105/00-04-14 по признакам нарушения Государственной компанией части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Поводом для возбуждения настоящего дела послужило обращение ООО "АТАР" о предъявлении Государственной компанией требований по заключению договора субаренды земельного участка площадью 4062 кв.м, предназначенного для размещения переходно-скоростных полос, опор освещения и информационной (ценовой) стелы, для доступа и функционирования объекта дорожного сервиса - автозаправочной станции, общей площадью 77,7 кв.м, адрес объекта: Смоленская область, Сафоновский район, 283 км а/м Москва-Минск, который находится на праве собственности у ООО "АТАР" (далее - Договор).
В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 1-15-105/00-04-14 ФАС России определениями от 05.09.2014 N 04/36206/14, от 03.10.2014 N 04/40533/14, от 31.10.2014 N 04/45002/14 были сделаны запросы о предоставлении информации лицам, участвующими в деле.
При рассмотрении настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства Государственной компанией письмами от 19.09.2014 N 123-со, от 02.09.2014 N 118-со, от 17.10.2014 N 134-со, от 15.10.2014 N 133-со были представлены письменные пояснения.
В ходе рассмотрения дела N 1-15-105/00-04-14 Комиссией установлено следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о государственной компании) Государственная компания является некоммерческой организацией, не имеющей членства и созданной Российской Федерацией на основе имущественных взносов в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления.
Согласно пункту 7 статьи 28 Закона о государственной компании Государственная компания осуществляет в качестве доверительного управляющего в пределах, установленных Законом о государственной компании, правомочия собственника автомобильных дорог в отношении передаваемых в доверительное управление Государственной компании автомобильных дорог общего пользования федерального значения - с даты передачи указанных автомобильных дорог Государственной компании по передаточному акту, подписанному федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, и Государственной компанией.
В статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно Перечню имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, к такому имуществу относятся в том числе переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии N 67-АБ N 392120 от 26.03.2009 в собственности ООО "АТАР" находится земельный участок общей площадью 15000 кв.м, на котором размещена стационарная автомобильная заправочная станция ООО "АТАР", расположенный по адресу: Смоленская область, Сафоновский район, с.о. Дуровский, 283 км а/м Москва-Минск.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Закона об автомобильных дорогах капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.
Во исполнение части 10 указанной статьи ООО "АТАР" исполняет возложенные Законом об автомобильных дорогах обязанности по осуществлению ремонта и содержанию подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос.
В соответствии с уведомлением о заключении договора субаренды в адрес заявителя, оформленным письмом от 17.12.12 N 4032 (далее - Уведомление), Государственной компанией было сообщено следующее.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2010 N 2133-р Государственной компании передана в доверительное управление автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-1 "Беларусь" - от Москвы до границы с Республикой Беларусь.
Земельные участки полосы автомобильной дороги М-1 "Беларусь" переданы Государственной компании по договору аренды от 23.08.2010 N ИЗ-2010-175 земельного участка полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-1 "Беларусь" площадью 4023030 кв.м сроком на 49 лет. Размер арендной платы по договору составляет 317 рублей 82 коп. в год.
По результатам проведенной Государственной компанией инвентаризации зданий, строений и сооружений, находящихся на земельных участках полосы отвода автомобильной дороги, переданной в аренду Государственной компании, установлено, что на данных участках без оформленных на них прав, располагаются в том числе переходно-скоростные полосы, подъезды и съезды к указанным объектам ООО "АТАР".
В Уведомлении Государственной компанией указывается, что в случае уклонения (или затягивания сроков) от заключения договора субаренды, а также участия в обследовании и продолжения использования частей земельных участков без законных на то оснований Государственная компания будет вынуждена обратиться в правоохранительные органы с целью предотвращения незаконного использования государственного имущества, а также в судебные инстанции с исками об освобождении фактически используемых частей земельных участков и приведении их в исходное состояние.
Кроме того, в своих пояснениях Государственная компания ссылается на представление Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 14.04.2011 N 73/2-65-11 "Об устранении нарушений законодательства в сфере транспортной инфраструктуры".
Согласно указанному представлению Государственной компанией не исполнены требования раздела II Программы деятельности Государственной компании на долгосрочный период (2010-2015 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 2146-р, предусматривающие внесение в 2010 г. предложений по ее изменению в части уточнения доходов компании от сдачи в субаренду земельных участков, размещения рекламы, присоединения объектов дорожного сервиса. Государственной компанией не приняты в полном объеме меры по получению указанных доходов. Так, в полосе отвода автомобильных дорог компании и на объектах ее недвижимости расположено 650 рекламных конструкций. Вместе с тем плата взимается лишь за 31 объект рекламы. Договоры на установку и эксплуатацию иных объектов рекламы не заключены.
Субарендная плата за земельные участки под объектами дорожного сервиса, либо примыканиями к ним, также, по мнению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, собрана Государственной компанией в недостаточной мере.
Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьей 5 Договора субарендатор владеет и пользуется указанным в статье 1 Договора земельным участком. Арендная плата по Договору составляет сумму 191 160 рублей 00 копеек в год.
Вместе с тем, согласно прилагаемой к Договору схеме земельного участка данный объект занят автомобильной дорогой общего пользования, находящейся в федеральной собственности.
Кроме того, письмами ООО "АТАР" от 10.11.2014 N 37, от 21.10.2014 N 74 сообщается, что по состоянию на 01.11.2014 съезды, выезды, примыкания, переходно-скоростные полосы, расположенные на автодороге М1 "Беларусь" по адресу: 283 км (лево), на балансе ООО "АТАР" не состоят, реклама ООО "АТАР" не размещается.
Таким образом, съезды, выезды, примыкания, переходно-скоростные полосы в настоящее время используются для движения неопределенного количества транспортных средств и не находятся во владении и (или) пользовании ООО "АТАР".
В этой связи, действия Государственной компании, выразившиеся в навязывании условий по заключению договора субаренды земельного участка, в котором другая сторона не заинтересована, не соответствуют положениям гражданского законодательства.
В частности, в соответствии со статьей 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно статье 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 7 статьи 36 Закона о государственной компании предусмотрено, что земельные участки могут передаваться Государственной компанией гражданам или юридическим лицам в субаренду для размещения объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании, строительства или реконструкции автомобильных дорог и иных целей.
При этом, Законом о государственной компании не предусмотрена обязанность сторон по заключению такого договора.
Таким образом, предусмотренные законом обязательства, при которых ООО "АТАР" был бы обязан заключить договор субаренды, отсутствуют.
Учитывая изложенное, обязанность ООО "АТАР" заключить Договор не предусмотрена действующим законодательством. Доводы об обратном не представлены Государственной компанией.
Согласно информации ООО "АТАР", представленной в письме от 28.11.2014 N 64, заключение Договора увеличит эксплуатационные затраты на содержание автозаправочной станции, что может повлиять на розничную стоимость отпускаемого товара и повлечь убытки, а также уход хозяйствующего субъекта с рынка.
В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаком ограничения конкуренции является, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост цены товара, установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, в данном случае действия Государственной компании по необоснованному препятствованию осуществления деятельности ООО "АТАР" на розничном рынке продажи автомобильных бензинов и дизельного топлива путем предъявления требований к заключению договора субаренды земельного участка, могут повлечь ограничение конкуренции путем сокращения числа хозяйствующих субъектов на данном рынке, роста цены на товар.
Руководствуясь статьей 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России решила:
Признать в действиях Государственной компании "Российские автомобильные дороги" нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО "АТАР" на розничном рынке продажи автомобильных бензинов и дизельного топлива путем предъявления требований по заключению договора субаренды земельного участка, предназначенного для размещения переходно-скоростных полос, опор освещения и информационной (ценовой) стелы, для доступа и функционирования объекта дорожного сервиса, что может повлечь ограничение конкуренции.
Предписание не выдавать, в связи с отсутствием последствий, приведших к ограничению конкуренции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 декабря 2014 г. N 04/55199/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016