Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
рассмотрев жалобу ООО "АЛЕКСАНДР" от 19.12.2014 N70, направленную письмом Московского УФАС России от 23.12.2014 NИК/42887, на действия (бездействие) заказчика ГУП "Московский метрополитен" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по созданию "Системы интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов Московского метрополитена (1-й ЭТАП) (извещение N 31401769978) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "АЛЕКСАНДР" (далее - Заявители) от 19.12.2014 N70 (вх. от 23.12.2014 N 120076-эп/14), направленная письмом Московского УФАС России от 23.12.2014 NИК/42887, на действия (бездействие) заказчика ГУП "Московский метрополитен" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по созданию "Системы интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов Московского метрополитена (1-й ЭТАП) (извещение N 31401769978) (далее - Конкурс).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина", утвержденным приказом от 23.08.2013 N1588 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
03.12.2014 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Из жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и интересы Заявителей в части установления необоснованных требований к участникам Конкурса, а именно:
Заказчиком установлено требование к участникам Конкурса о наличии лицензии Министерства культуры Российской Федерации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
В соответствии с пунктом 20 Информационной карты Документации подрядчик должен иметь в наличии Лицензию Министерства культуры Российской Федерации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации. Лицензия должна содержать допуск к следующим видам работ:
- приспособление инженерных систем и оборудования;
- приспособление систем электроснабжения.
Согласно части 3 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Перечень).
Такие виды работ, как приспособление инженерных систем и оборудования, приспособление систем электроснабжения включены в Перечень (пункты 30, 31 Перечня).
Содержание и объемы закупаемых Заказчиком работ указаны в Приложении N 1 к Техническому заданию Документации.
Из таблицы N1 Приложений N1 к Техническому заданию Документации следует, что работы, являющиеся предметом Конкурса, будут осуществляться, в том числе, на таких станция метро, как станции "Лубянка", "Сокольники", "Красные вороты", "Киевская", "Маяковская", "Сокол", "Новокузнецкая", "Автозаводская", "Электрозаводская", "Динамо".
Вышеперечисленные станции относятся к объектам культурного наследия в соответствии с реестром объектов культурного наследия, размещенному на официальном сайте Департамента культурного наследия города Москвы в сети "Интернет".
Вместе с тем, таблица N1 Приложений N1 к Техническому заданию Документации также включает станции метрополитена, которые не относятся к объектам культурного наследия. Проведение закупаемых работ на данных станциях не требует наличия у участника Конкурса лицензии Министерства культуры Российской Федерации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации.
Исходя из части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть как отдельное лицо, так и группа лиц, выступающих на стороне одного участника (коллективный участник).
В соответствии с пунктом 25.1 Положения о закупке "участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного Участника закупки (далее - коллективный участник), независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного Участника закупки (далее - коллективный участник), в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного Участника закупки (далее - коллективный участник).".
Согласно пункту 25.1.2 Положения о закупке члены объединений, являющиеся коллективным Участником закупки, должны иметь соглашение между собой (или иной документ), соответствующее нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором должны быть определены:
- права и обязанности сторон как в рамках участия в закупке, так и в рамках исполнения договора;
- установлен лидер коллективного Участника закупки, который в дальнейшем представляет интересы каждой из сторон, входящих в состав коллективного участника, во взаимоотношениях с Заказчиком;
- солидарная ответственность по обязательствам, связанным с участием в закупках, заключением и последующем исполнением договора, если документацией о закупке не предусмотрено иное;
- все операции по выполнению договора в целом, включая платежи, совершаются с лидером, однако, по согласованию с Заказчиком или по его инициативе, данная схема может быть изменена.
Правила участия в Конкурсе коллективного участника предусмотрены разделом 5.7 Документации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5.6.1 Документации, пунктом 35 Информационной карты Документации допускается возможность привлечения субпоставщиков, субподрядчиков /соисполнителей к выполнению закупаемых работ.
При этом, согласно пункту 5.6.2 Документации участник Конкурса должен включить в заявку документы, подтверждающие соответствие предлагаемого субпоставщика, субподрядчика/соисполнителя дополнительным требованиям документации, указанным в пункте 18 Информационной карты Документации в объеме выполняемых субпоставщиком, субподрядчиком/соисполнителем поставок товара, выполнения работ, оказания услуг.
Из разъяснений Документации, размещенных на официальном сайте, пояснений представителя заказчика следует, что в пункте 5.6.2 Документации вместо слов "указанным в пункте 18 Информационной карты" следует читать "указанным в пункте 20 Информационной карты".
Пунктом 5.6.4 Документации установлено, что победитель конкурса (то есть участник Конкурса (в том числе, коллективный участник), предложивший лучшее сочетание условий исполнения договора и заявке на участие в Конкурсе которого было присвоено первое место согласно объявленной системе критериев, установленной в Документации) несет ответственность перед Заказчиком за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субпоставщиков, субподрядчиков/соисполнителей.
Таким образом, участник Конкурса, в том числе коллективный участник Конкурса, может привлечь для исполнения работ на станциях метрополитена, которые относятся к объектам культурного наследия, субпоставщика, субподрядчика/соисполнителя.
Следовательно, для участия в закупках на выполнение работ на объектах, относящихся к объектам культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, и выполнения таких работ участник, не обладающий лицензией Министерства культуры Российской Федерации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, может привлечь субподрядчика, который имеет данную лицензию.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 25.1.5 Положения о закупке требования к участникам закупки не должны накладывать на конкурентную борьбу необоснованных ограничений и создавать необоснованные преимущества для определенного участника закупки (нескольких участников закупки).
Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в установлении требования к участникам Конкурса о наличии лицензии Министерства культуры Российской Федерации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, противоречит нормам пункта 25.1.5 Положения о закупке, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "АЛЕКСАНДР" от 19.12.2014 N70 (вх. от 23.12.2014 N 120076-эп/14), направленную письмом Московского УФАС России от 23.12.2014 NИК/42887, на действия (бездействие) заказчика ГУП "Московский метрополитен" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по созданию "Системы интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов Московского метрополитена (1-й ЭТАП) (извещение N 31401769978) обоснованной.
2. Признать ГУП "Метрополитен" нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 декабря 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016