Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
рассмотрев жалобу ООО "Хендэ КомТранс" от б/д N б/н на действия заказчика ФГУП "Почта Крыма" при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку транспортных средств для нужд ФГУП "Почта Крыма" (извещение N 31401697650) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Хендэ КомТранс" (далее - Заявитель) от б/д N б/н (вх. N109908/14 от 01.12.2014) на действия заказчика ФГУП "Почта Крыма" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку транспортных средств для нужд ФГУП "Почта Крыма" (извещение N 31401697650) (далее - Запрос котировок).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного унитарного предприятия "Почта Крыма", утвержденным приказом ФГУП "Почта Крыма" от 26.09.2014 N64 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с пунктом 7.6 Положения о закупке Заказчик в исключительных случаях в праве обратиться в министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство), а Министерство вправе по обращению Заказчика принять решение по изменению установленного Положением о закупке порядка проведения закупки, заключения, исполнения и расторжения договора, как в отношении отдельной закупки, таки в отношении отдельных видов товаров, работ, услуг.
Протоколом заседания комиссии по координации и контролю деятельности подведомственных Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации организаций от 14.11.2014 N37 согласовано проведение Заказчиком Запроса котировок, документации о Запросе котировок (далее - Документация).
Из жалобы следует, что при проведении Запроса котировок нарушены права и законные интересы Заявителя в части отклонения заявки от участия в Запросе котировок.
Кроме того, по мнению Заявителя, на товарном рынке отсутствуют товары, которые могут быть признанны эквивалентными HINO-300, HINO-500, которые требуются к поставке.
Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
В документации о закупке должны быть указаны определенные положением о закупке требования к количественным характеристикам поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках).
В соответствии с Техническим заданием Документации по лоту N4 Запроса котировок к поставке требуется HINO-300 (или эквивалент) - 44 ед. (далее - ТС N1), HINO-500 (или эквивалент) - 5 ед. (далее - ТС N2).
Участник закупки, предлагая эквивалентный товар, должен указать в своей заявке конкретные значения показателей предлагаемого товара, соответствующие параметрам эквивалентности, установленным в Техническом задании Документации со знаком "*".
Техническим заданием Документации установлены требования к характеристикам закупаемого товара по лоту N4 Запроса котировок как помеченные знаком "*", так и характеристики без знака "*".
При этом, из Документации не следует, что в случае предложения участником Запроса котировок эквивалентного товара в заявке такого участника не указываются характеристики предлагаемого товара, не помеченные знаком "*", либо в отношении данных характеристик допускаются изменения по сравнению с Техническим заданием Документации.
Из протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок на поставку транспортных средств для нужд ФГУП "Почта Крыма" N31401697650 от 24.11.2014 (далее - Протокол) следует, что представленное в заявке Заявителя предложение об объекте лота N4 Запроса котировок не соответствует требованиям Технического задания Документации, а именно:
в отношении ТС N1: отсутствует стабилизатор поперечной устойчивости на передней оси, в комплектации ТС N1 отсутствует подушка безопасности, наружная сторона ТС N 1 выполнена из плакированного металла, ампераж генератора не соответствует техническим требованиям к ТС N1, установленным Техническим заданием Документации;
в отношении ТС N1:отсутствует водительское сиденье с пневмоподводкой, электрогидронасос подъема/опускания кабины, наружная сторона ТС N 1 выполнена из плакированного металла, электрооборудование не соответствует требованиям Технического задания Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что заявка Заявителя не соответствует требованиям Технического задания Документации по пунктам, указанным в Протоколе.
В соответствии с Протоколом заявка Заявителя представлена после окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России подтвердил, что заявка Заявителя подана в форме нескольких электронных сообщений, три из которых поданы после окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок.
Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России подтвердил, что в состав заявки Заявителя не включен документ (копия документа), подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Запросе котировок.
Согласно пояснениям представителя Заказчика указанные денежные средства, представляемые в качестве обеспечения заявки на участие в Запросе котировок, на счет Заказчика не поступили.
Исходя из требований пункта 1.7.1 Документации, заявка участника Запроса котировок отклоняется, в том числе, в случае, если заявка не соответствует требованиям Документации; не представлен документ или копия документа, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Запросе котировок, либо не поступления денежных средств на счет заказчика в течение пяти рабочих дней после даты окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок.
Таким образом, действия Заказчика в части отказа Заявителю в допуске к участию в Запросе котировок соответствуют требованиям пункта 1.7.1 Документации.
Доказательства, позволяющие сделать однозначный вывод о том, что на товарном рынке отсутствуют товары, которые могут быть признанны эквивалентными HINO-300, HINO-500, которые требуются к поставке, на заседании Комиссии ФАС России не представлено.
Комиссия ФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.
Согласно пункту 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок.
В соответствии с пунктом 2.1 Приложения N1 к Информационной карте Документации "Критерии оценки заявок на участие в запросе котировок, величины значимости и порядок оценки" оценка заявок на участие в Запросе котировок осуществляется по критерию "Деловая репутация участника закупки" на основании представленной по усмотрению участника Запроса котировок информации посредством экспертной оценки.
Вместе с тем, в Документации не установлено содержание критерия "Деловая репутация участника закупки".
Из Документации не представляется возможным определить, что именно подлежит оценке по данному критерию, при наличии какой именно деловой репутации в рамках экспертной оценки присваивается максимальный и минимальный баллы по критерию.
Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На заседании Комиссии ФАС России представлен заключенный по итогам Запроса котировок договор N447-03.1/091/Т от 03.12.2014.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Хендэ КомТранс" от б/д N б/н (вх. N109908/14 от 01.12.2014) на действия заказчика ФГУП "Почта Крыма" (при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку транспортных средств для нужд ФГУП "Почта Крыма" (извещение N 31401697650) необоснованной.
2. ФГУП "Почта Крыма" признать нарушившим требования пункта 13 части 10 статьи Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Передать соответствующему должностному Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 09.12.2014 N 223-ФЗ-144/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушений, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В связи с тем, что по итогам запроса котировок на право заключения договора на поставку транспортных средств для нужд ФГУП "Почта Крыма" (извещение N 31401697650) заключен договора обязательное для исполнения предписание, направленное на устранении выявленных нарушений, не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 декабря 2014 г. N 223Ф3-144/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016