Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
рассмотрев жалобу ООО "БТЕ" от 27.11.2014 N 1056 на действия заказчика ОАО "Сбербанк России" при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ по устранению сбоев в работе устройств самообслуживания (УС), диагностике состояния УС, замене расходных материалов в УС, а также послегарантийного технического обслуживания УС Поволжского банка ОАО "Сбербанк России" (извещение N 31401527187) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "БТЕ" (далее - Заявитель) от 27.11.2014 N 1056 (вх. 108937/14 от 27.11.2014) на действия заказчика ОАО "Сбербанк России" (далее - Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ по устранению сбоев в работе устройств самообслуживания (УС), диагностике состояния УС, замене расходных материалов в УС, а также послегарантийного технического обслуживания УС Поволжского банка ОАО "Сбербанк России" (извещение N 31401527187) (далее - Конкурс).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N2348, утвержденным постановлением Наблюдательного совета ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N113 §6а (далее - Положение о закупке).
18.09.2014 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении Конкурса (далее - Извещение), Конкурсная документация (далее - Документация).
Из жалобы следует, что при проведении Конкурса были нарушены права и законные интересы Заявителя в части установления требований к участникам Конкурса, которые, по мнению Заявителя, ограничивают количество потенциальных участников Конкурса.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
При этом, Закон о закупках, иные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с Законом о закупках, не содержат требований к порядку формирования заказчиком требований к предмету закупки, участникам закупочной процедуры, критериям и порядку оценки и сопоставления заявок.
Требования к участникам Конкурса установлены разделом 4 Документации.
В соответствии с пунктом 4.2 Документации для оценки возможности допуска участника к закупочной процедуре устанавливаются пороговые критерии, приведенные в Таблице 1, в том числе:
8. |
Наличие прямых договоров с производителями УС (NCR, DORS и Новый город), на поставку запасных частей и проведение ремонтно-восстановительных работ в рамках данного конкурса (с предоставлением подтверждающих документов). |
Компания должна в комплекте предоставляемых документов, предоставить документальные подтверждения, заверенные Директором и Главным Бухгалтером компании с указанием номеров и сроков действия договоров. |
16 |
Обучение технического персонала у производителей УС (NCR, DORS и Новый город). |
Предоставить подтверждение о прохождении обучения штатными сотрудниками или копии договоров (соглашений о намерениях) на обучение. Все документы должны быть заверены печатью организации и подписью Директора компании. |
По мнению Заявителя, предусмотренные пунктами 8, 16 Таблицы 1 пункта 4.2 Документации требования к участникам Конкурса, документам, представляемым для подтверждения соответствия этим требованиям, являются непреодолимыми для компаний, которые не являются производителями оборудования или не аффилированы с ним.
В соответствии с протоколом от 14.10.2014 N88/2014 на участие в Конкурсе подано 6 заявок, в том числе заявка Заявителя.
Согласно протоколу от 13.11.2014 N99/2014 соответствующими требованиям Документации, в том числе требованиям пунктов 8, 16 Таблицы 1 пункта 4.2 Документации, признаны ООО "ЛАН АТМсервис", ЗАО "Эн. Си. Ар" NCR A/O, ООО "ХЕНДЗ сервис".
Документы и сведения, указывающие на то, что Заказчик не в равной степени применил требования пунктов 8, 16 Таблицы 1 пункта 4.2 Документации к участникам Конкурса, на заседании Комиссии ФАС России не представлены.
Доказательства, позволяющие сделать однозначный вывод о том, что требования пунктов 8, 16 Таблицы 1 пункта 4.2 Документации ограничивают количество потенциальных участников Конкурса, на заседании Комиссии ФАС России не представлены.
Таким образом, довод Заявителя об установлении Заказчиком требований к участникам Конкурса, ограничивающих количество потенциальных участников Конкурса, не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь частью 17 статьи 181. Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
Частями 9, 10 статьи 4 Закона о закупках определены требования к составу сведений, определенных положением о закупке, которые указываются в извещении о закупке и документации о закупке, в том числе место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки (пункт 7 части 9 статьи 4, пункт 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках).
Пунктом 8.6.5 Положения о закупке установлено, что при многоэтапном конкурсе по завершении рассмотрения конкурсных заявок Банк составляет и утверждает перечень участников, допущенных к следующему этапу конкурса. В течение 3 рабочих дней со дня утверждения указанного перечня, Заказчик направляет перечисленным в нем Участникам и размещает на сайте Банка, официальном сайте и сайте Оператора ЭТП (в случае электронного документооборота) уведомления о допуске к следующему этапу конкурса.
По результатам оценки заявок участников Заказчик принимает решение о выборе Победителя (Победителей) либо (при многоэтапном конкурсе) о составе участников, допущенных к следующему этапу (пункт 8.6.7 Положения о закупке).
Из пункта 1 Документации следует, что дата подведения итогов первого этапа Конкурса: 25.10.2014.
Протоколом N91/2014 от 24.10.2014 дата подведения итогов первого этапа Конкурса перенесена до 07.11.2014.
Протоколом N97/2014 от 07.11.2014 дата подведения итогов первого этапа Конкурса перенесена до 21.11.2014.
Итоги первого этапа Конкурса подведены протоколом N99/2014 от 13.11.2014.
Согласно пункту 8.8.2 Положения о закупке электронный аукцион проводится в порядке, предусмотренном пунктом 9.4 Положения о закупке, за исключением срока уведомления участников о проведении электронного аукциона, который в случае проведения электронного аукциона в качестве этапа конкурса должен быть не менее двух рабочих дней до даты проведения электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 8.10.1 Положения о закупке при подведении итогов конкурса решение о выборе победителя принимается Заказчиком в соответствии с принятым для данного конкурса порядком оценки и сопоставления конкурсных заявок, в сроки, установленные конкурсной документацией.
Пунктом 8.10.3 Положения о закупке установлено, что Заказчик составляет и подписывает протокол подведения итогов конкурса с информацией о победителе или о признании конкурса не состоявшимся, если заявки всех участников были признаны не соответствующими требованиям документации.
Согласно Извещению, Документации дата подведения итогов Конкурса: 17.11.2014.
Вместе с тем, по состоянию на 08.12.2014 на официальном сайте не размещен протокол подведения итогов Конкурса.
Таким образом, не разместив на официальном сайте протокол подведения итогов Конкурса, Заказчик нарушил часть 5 статьи 4 Закона о закупах. Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "БТЕ" от 27.11.2014 N 1056 (вх. 108937/14 от 27.11.2014) на действия заказчика ОАО "Сбербанк России" при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ по устранению сбоев в работе устройств самообслуживания (УС), диагностике состояния УС, замене расходных материалов в УС, а также послегарантийного технического обслуживания УС Поволжского банка ОАО "Сбербанк России" (извещение N 31401527187) необоснованной.
2. Признать ОАО "Сбербанк России" нарушившим часть 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Передать соответствующему должностному Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 08.11.2014
N 223-ФЗ-146/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
4. Выдать ОАО "Сбербанк России" обязательное для исполнения предписание, направленное на устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ
N 223-ФЗ-146/14
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов
"08" декабря 2014 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
на основании решения от 08.11.2014 N 223-ФЗ-146/14, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО "БТЕ" от 27.11.2014 N 1056 (вх. 108937/14 от 27.11.2014) на действия заказчика ОАО "Сбербанк России" при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ по устранению сбоев в работе устройств самообслуживания (УС), диагностике состояния УС, замене расходных материалов в УС, а также послегарантийного технического обслуживания УС Поволжского банка ОАО "Сбербанк России" (извещение N 31401527187), руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ОАО "Сбербанк России" в срок не позднее пяти рабочих дней с момента получения данного предписания разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) протокол, составленный по итогам проведения конкурса на право заключения договора на выполнение работ по устранению сбоев в работе устройств самообслуживания (УС), диагностике состояния УС, замене расходных материалов в УС, а также послегарантийного технического обслуживания УС Поволжского банка ОАО "Сбербанк России" (извещение N 31401527187).
2. ОАО "Сбербанк России" в срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пункта 1 данного предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 декабря 2014 г. N 223Ф3-146/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016