Решение Федеральной антимонопольной службы
от 30 октября 2014 г. N ЦА/48876/14
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <>
рассмотрев дело N 3-5-56/00-08-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы продукции (шуб) меховой фабрики "Каляев" в рекламной системе "Яндекс. Директ" в сети Интернет,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО "Меховая фабрика" (КАЛЯЕВ) (юридический адрес: ул. Кантемировская, д. 58, г. Москва, 115477, ОГРН 1137746081087, ИНН 7724862410, КПП 772401001, дата регистрации 05.02.2013) - Питаевой О.Г. (доверенность б/н от 24.10.2014);
заявителя:
ООО "Пятигорская меховая фабрика "АЛЕФ"" (юридический адрес: Черкесское шоссе, д. 28, Ставропольский край, г. Пятигорск, 357502, ОГРН 1062632006634, ИНН 2632080177, КПП 263201001, дата регистрации 29.09.2006) - Тарасевич А.О., Костылевой К.И. (доверенность б/н от 27.10.2014) установила:
В ФАС России поступило обращение ООО "Пятигорская меховая фабрика "АЛЕФ"" с претензией к рекламе продукции (шуб) меховой фабрики "Каляев", распространявшейся в мае 2014 г. в рекламной системе "Яндекс. Директ" в сети Интернет.
Протоколом осмотра от 15.05.2014 информационной страницы http://yandex.ru/yandsearch lr=213&msid=22888.8996.1400141662.49508&text=%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%84+ %D1%88%D1%83%D0%B1%D1%8B в рекламной системе "Яндекс. Директ" Гонеш Юлия Сергеевна - временно исполняющая обязанности нотариуса города Москвы Смирновой Ольги Владимировны, зафиксировала факт распространения рекламы продукции (шуб) меховой фабрики "Каляев" следующего содержания:
"КАЛЯЕВ: наши шубы лучше алефа. Качество шуб Каляев лучше алефа. Цены и скидки вас тоже приятно удивят".
В протоколе отражено, что нажатие на ссылку в указанном объявлении приводит на сайт рекламодателя - меховой фабрики "Каляев".
Использованное в рекламе утверждение "КАЛЯЕВ: наши шубы лучше алефа. Качество шуб Каляев лучше алефа" свидетельствует о превосходстве продукции (шуб) меховой фабрики "Каляев" над аналогичными товарами, производящимися на меховой фабрике заявителя ООО "Пятигорская меховая фабрика "АЛЕФ"".
При использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара над товарами иных производителей ("лучший" и пр.), должны быть указаны те конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают данное утверждение.
Использование сравнительной характеристики "лучший" в рекламе без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной признаётся реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуется другими продавцами.
В рекламе продукции (шуб) меховой фабрики "Каляев" не приведены критерии сравнения, и соответственно, невозможно установить обоснованность того, что продукция (шубы) меховой фабрики "Каляев" действительно является "лучше" продукции меховой фабрики ООО "Пятигорская меховая фабрика "АЛЕФ".
Из устных и письменных объяснений ООО "Меховая фабрика" (КАЛЯЕВ) следует, что не общество не имело намерения сравнивать свою продукцию с продукцией конкурента ООО "Пятигорская меховая фабрика "АЛЕФ", и такое сравнение в рекламном утверждении отсутствует, поскольку слово "алеф" обозначает букву еврейского алфавита. Кроме того, слово "алеф" имеет множество значений, таких как "богатство", "успех", "корона", "основополагающая энергия жизни", "чудо", "особое волшебное состояние". В этой связи идеей для размещения рекламы с утверждением "КАЛЯЕВ: наши шубы лучше алефа. Качество шуб Каляев лучше алефа." было выявление по контекстному поиску людей, увлекающихся философией, эзотерикой, духовным поиском, мистицизмом, любителей современной прозы и поэзии, которым интересна тема, алефа, почитателей таланта Паоло Коэльо (международный бестселлер - роман "Алеф").
Однако, доводы ООО "Меховая фабрика" (КАЛЯЕВ) о том, что в указанной рекламе отсутствует сравнение продукции (шуб) меховой фабрики "Каляев" с товаром конкурента, несостоятелен, поскольку такое сравнение очевидно.
При этом каких-либо доказательств, подтверждающих обоснованность приведенного в рекламе сравнения, ООО "Меховая фабрика" (КАЛЯЕВ) не представило.
Таким образом, реклама продукции (шуб) меховой фабрики "Каляев" с утверждением "КАЛЯЕВ: наши шубы лучше алефа. Качество шуб Каляев лучше алефа" содержит признаки нарушения пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 настоящего закона.
ООО "Меховая фабрика" (КАЛЯЕВ) (юридический адрес: ул. Кантемировская, д. 58, г. Москва, 115477, ОГРН 1137746081087, ИНН 7724862410, КПП 772401001, дата регистрации 05.02.2013) является рекламодателем рекламы шуб меховой фабрики "Каляев".
Руководствуясь пунктом 1 части 2 и пунктом 1 части 3 статьи 5, частью 6 статьи 38, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 1 части 2 и пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" рекламу продукции (шуб) меховой фабрики "Каляев" с утверждением "КАЛЯЕВ: наши шубы лучше алефа. Качество шуб Каляев лучше алефа", распространявшуюся в системе "Яндекс. Директ" в сети Интернет, поскольку реклама содержит некорректное сравнение и не соответствующие действительности сведения о преимуществах продукции (шуб) меховой фабрики "Каляев" перед находящимися в обороте товарами, которые произведены конкурентом - ООО "Пятигорская меховая фабрика "АЛЕФ".
2. Выдать ООО "Меховая фабрика" предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 18 ноября 2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
по делу N 3-5-56/00-08-14
"30" октября 2014 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе<>
рассмотрев дело N 3-5-56/00-08-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы меховой фабрики "Каляев" в рекламной системе "Яндекс. Директ" в сети Интернет,
на основании своего решения от 30 октября 2014 г. по делу N 3-5-56/00-08-14 о признании рекламы меховой фабрики "КАЛЯЕВ" нарушающей пункт 1 части 2 и пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Меховая фабрика" (юридический адрес: ул. Кантемировская, д. 58, г. Москва, 115477, ОГРН 1137746081087, ИНН 7724862410, КПП 772401001, дата регистрации 05.02.2013) прекратить нарушение требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе шуб меховой фабрики "КАЛЯЕВ", выразившееся в некорректном сравнении с товаром конкурента и сообщении не соответствующих действительности сведений о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые производятся конкурентом.
Срок исполнения предписания 30 дней со дня получения настоящего предписания.
2. ООО "Меховая фабрика" представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 декабря 2014 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 октября 2014 г. N ЦА/48876/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016