Решение Федеральной антимонопольной службы
от 28 ноября 2014 г. N АК/48706/14
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе <>
рассмотрев дело N 3-5-50/00-08-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации по факту распространения рекламы кваса "Никола" ООО "ТД Дека Спб" в отсутствии представителя ООО "ТД Дека СПб", установила:
В ФАС России поступило обращение ЗАО "МПБК "Очаково" с претензиями к рекламе кваса "Никола" производства ООО "ТД ДЕКА СПБ", распространявшейся на телеканалах "Первый канал", "СТС", "ТНТ", "НТВ" с мая по июнь 2014 года.
Реклама кваса "Никола" распространялась в виде рекламного видеоролика, в котором квасной сомелье утверждает:
"Никола" прекрасно охлаждает в жару. А если его пить, то еще и утоляет жажду. Сварен из натуральных русских продуктов. Вообще из всех напитков наш квас один натурал остался. Квас "Никола" - натурал среди напитков".
В нижней части видеоряда в конце сообщения сомелье появляется текстовая сноска: "Натурал" - значит натуральный среди напитков производства ООО "ТД ДЕКА СПБ".
Продолжительность рекламного ролика составляет пятнадцать секунд.
Видеоряд с текстом сноски демонстрируется в течение четырех секунд. Текст сноски занимает не более 1/50 площади экрана и выполнен мелким нечитаемым шрифтом белого цвета на светлом фоне, форма и способ подачи которого не позволяет потребителям воспринять данную информацию, представленную в сноске.
При этом, в аудиоряде рекламы утверждение "Вообще из всех напитков" выделяется интонационно и относится не только к квасу, а ко всем напиткам вообще. Уточняющие сведения о том, что в указанной рекламе квас "Никола" является единственным натуральным напитком только среди напитков производства ООО "ТД ДЕКА СПБ", а не вообще среди напитков других производителей, формально присутствуют в рекламе, однако не доводятся до потребителя надлежащим образом.
Учитывая изложенное, в рекламе проводится сравнение кваса "Никола" с квасной продукцией других производителей по критерию натуральности, и реклама дает основание потребителям полагать, что данный продукт превосходит иные квасы, поскольку является единственным натуральным в отличии от кваса других производителей.
Вместе с тем, утверждение "Вообще из всех напитков наш квас один натурал остался. Квас "Никола" - натурал среди напитков" может повлиять на формирование объективного мнения у потребителя о натуральности и качестве квасов других производителей.
На квасном рынке также обращается квасная продукция иных производителей, в частности квас "Очаково", который изготавливает свою продукцию только на натуральном сырье.
Таким образом, рекламное утверждение "Вообще из всех напитков наш квас один натурал остался" не соответствует действительности, и в рекламе кваса "Никола" сообщаются недостоверные сведения о превосходстве кваса "Никола" перед продукцией (квасами) иных производителей по натуральности происхождения.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") запрещается недостоверная реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
С учетом изложенного, в рекламе кваса "Никола" с утверждением "Вообще из всех напитков наш квас один натурал остался. Квас "Никола" содержатся признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем указанной рекламы является ООО "Дека СПб" (юридический адрес: Нейшлотский пер., д.3, литер А, г. Санкт- Петербург, 194044; ИНН 7802461827, ОГРН 1097847040939, КПП 780201001).
ООО "Дека Спб" был надлежащим образом уведомлен и на рассмотрение дело не явилось.
Руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу кваса "Никола" с утверждением "Вообще из всех напитков наш квас один натурал остался. Квас "Никола", распространявшейся на телеканалах "Первый канал", "СТС", "ТНТ", "НТВ" с мая по июнь 2014 года, поскольку в рекламе кваса "Никола" сообщаются недостоверные сведения о превосходстве кваса "Никола" перед продукцией (квасами) иных производителей по натуральности происхождения.
2. Выдать ООО "Дека СПб" предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Дека СПб".
Решение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 ноября 2014 г. N АК/48706/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016