Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <>
Рассмотрев жалобу ФГУП "Рослесинфорг" от 07.11.2014 N 01/04-2080 на действия заказчика ООО "Газпром Трансгаз Томск", организатора
ОАО "Газпром" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения работ "Комплекс кадастровых и иных работ, необходимых для оформления прав ОАО "Газпром" на земельные (лесные) участки для нужд ООО "Газпром трансгаз Томск" (1349/ТГТомск/14-1.1-0883/01.09.14/ЗЭПГОС)" (извещение N 31401478071) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ФГУП "Рослесинфорг"
(далее - Заявитель) (вх. от 07.11.2014 N 101559-Ф/14; вх. От 07.11.2014
N 101547) на действия заказчика ООО "Газпром Трансгаз Томск"
(далее - Заказчик), организатора ОАО "Газпром" (далее - Организатор) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения работ "Комплекс кадастровых и иных работ, необходимых для оформления прав ОАО "Газпром" на земельные (лесные) участки для нужд ООО "Газпром трансгаз Томск" (1349/ТГТомск/14-1.1-0883/01.09.14/ЗЭПГОС)" (извещение N 31401478071) (далее - Запрос предложений).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО "Газпром" от 19.04.2012 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
01.09.2014 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее - Извещение, Документация).
Из жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и интересы Заявителя, а именно:
1) по мнению Заявителя, в связи с наличием ошибки в формулах учета подкритериев оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений Заказчиком нарушен порядок определения победителя Запроса предложений;
2) при организации и подведении итогов Запроса предложений нарушены требования Положения о закупке, устанавливающие запрет на включение в состав закупочной комиссии лиц, лично заинтересованных в определенных результатах закупки;
Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил дополнительные доводы жалобы (письмо ФГУП "Рослесинфорг" от 13.11.2014 N01/04-2139), выражающиеся в следующем:
1) к участию в Запросе предложений допущено лицо (ООО "Красноярскгазпром нефтегазпроект"), несоответствующее требованиям Документации;
2) Заказчик неоднократно переносил сроки проведения Запроса предложений;
3) в протоколе N 1/1349/ТГТомск/14-1.1-0883/01.09.14/ЗЭПГОС заседания комиссии ОАО "Газпром" по подведению итогов открытого запроса предложений N 1349/ТГТомск/14-1.1-0883/01.09.14/ЗЭПГОС на комплекс кадастровых и иных работ, необходимых для оформления прав ОАО "Газпром" на земельные (лесные) участки на период строительства и эксплуатации площадочных и линейных объектов инвестиционного проекта "Магистральный газопровод Сила Сибири": Участок КС-3 "Амгинская" - КС-5 "Нагорная" (республика Саха Якутия); участки КС-5 "Нагорная" - КС-7 "Сивакинская" (республика Саха Якутия, Амурская область), КС-7 "Сивакинская" - КС-7а "Зейская" - граница КНР для нужд ООО "Газпром трансгаз Томск" от 24.10.2014 (далее - Протокол) Заказчиком допущены ошибки в части указания количества лиц, подавших заявки на участие в Запросе предложений, и лиц, чьи заявки на участие в Запросе предложений оценивались Заказчиком.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 2.9.10 Документации в рамках оценочной стадии закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки на участие в Запросе предложений и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика в соответствии с Приложением 3 "Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений" к Документации (далее - Методика оценки), учитывая следующие критерии:
оценка квалификации участника Запроса предложений;
оценка коммерческого предложения участника Запроса предложений;
оценка технического предложения участника Запроса предложений;
привлечение для выполнения работ/оказания услуг по предмету Запроса предложений в качестве субподрядчиков /соисполнителей российских организаций малого и среднего предпринимательства.
Разделом 3 Методики оценки установлено, что рейтинг заявки на участие в запросе предложений представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям (подкритериям) с учетом значимости (веса) данных критериев (подкритериев).
Если какой-либо критерий имеет подкритерии, то выставляются оценки по каждому подкритерию, общая оценка по указанному критерию складывается из суммы оценок по подкритериям данного критерия с учетом значимости (веса) подкритериев.
Для данного запроса предложений максимальный уровень оценки устанавливается в баллах равных 100 или в процентах - равных 100%.
В соответствии с пунктом 6 таблицы, которая является частью раздела 3 Методики оценки, по подкритерию "Наличие сертификата менеджмента качества" за наличие в заявке на участие в Запросе предложений сертификата о соответствии системы менеджмента качества требованиям стандарта
ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001), сертификата о соответствии системы менеджмента качества требованиям стандарта СТО ГАЗПРОМ 9001 присваиваются баллы по формуле:
где:
Д - сертификат менеджмента качества (5 баллов).
Весомость данного подкритерия: 0,05.
Таким образом, переменная В определяется как сумма Д от 0 до 10, то есть Д1 + Д2+ _ +Д10.
Учитывая значимость подкритерия "Наличие сертификата менеджмента качества", в случае если Д будет равным 3 и более, максимальный уровень оценки заявки на участие в Запросе предложений превысит 100 баллов.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования части 10 статьи 4, части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержит признаки состава административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных.
2. В соответствии с пунктом 1.4.8 Положения о закупке членами закупочной комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в определенных результатах закупки, в том числе подавшие Заявки на участие в конкурентной закупке, состоящие в штате или являющиеся членами органов управления организаций, подавших Заявки на участие в конкурентной закупке. Такие члены Комиссии должны заявить самоотвод, о чем делается отметка в протоколе, и не принимать участие в голосовании по данному вопросу.
Из Протокола следует, что лучшей признана заявка на участие в Запросе предложений ООО "Красноярскгазпром нефтегазпроект".
100 % долей в уставном капитале ООО "Красноярскгазпром нефтегазпроект" принадлежит ОАО "Красноярскгазпром", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, информацией, размещенной на официальном сайте ООО "Красноярскгазпром нефтегазпроект" в сети "Интернет".
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ОАО "Красноярскгазпром" в сети "Интернет", генеральным директором ОАО "Красноярскгазпром" является Михаил Владимирович Сироткин.
В соответствии с Протоколом председателем комиссии по подведению итогов Запроса предложений, начальником Департамента по управлению корпоративными затратами является Михаил Владимирович Сироткин.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что М.В. Сироткин, осуществляя функции единоличного исполнительного органа ОАО "Красноярскгазпром", является лицом, обладающем правами, позволяющими определять условия осуществления предпринимательской деятельности ООО "Красноярскгазпром нефтегазпроект".
Таким образом, сотрудник Организатора является лицом, аффилированным с победителем Запроса предложений, что свидетельствует о наличии личной заинтересованности данного сотрудника в результатах Запроса предложений.
Учитывая изложенное, включение в состав закупочной комиссии лица, лично заинтересованного в определенных результатах закупки, противоречит требованиям 1.4.8 Положения о закупке, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.
3. Из жалобы следует, что ООО "Красноярскгазпром нефтегазпроект" не соответствует требованиям Документации в части наличия у ООО "Красноярскгазпром нефтегазпроект" соответствующих трудовых ресурсов.
В соответствии с пунктом 1.4.2.1 Документации претенденты на участие в Запросе предложений должны иметь, в том числе соответствующие трудовые ресурсы, обладать профессиональной компетентностью для выполнения работ, являющихся предметом закупки.
Пунктом 4.1.21 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью Документации (далее - Информационная карта) в штате участника Запроса предложений должно быть не менее 2 (двух) работающих кадастровых инженеров, имеющих действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.
В качестве документов, подтверждающих соответствие участника Запроса предложений требованиям Документации, необходимо представить копии действующих квалификационных аттестатов кадастровых инженеров (пункт 4.1.22 Информационной карты), справка о кадровых ресурсах участника Запроса предложений по Форма 5, которая является неотъемлемой частью Документации (пункт 3.6.7 Документации).
В составе заявки ООО "Красноярскгазпром нефтегазпроект" представлены справка о кадровых ресурсах ООО "Красноярскгазпром нефтегазпроект", квалификационный аттестат кадастрового инженера Голубева Е.В., квалификационный аттестат кадастрового инженера Швардовой И.К.
Таким образом, довод Заявителя о допуске к участию в Запросе предложений лица (ООО "Красноярскгазпром нефтегазпроект"), несоответствующего требованиям Документации, не нашел своего подтверждения.
4. Из части 3 статьи 3 Закона о закупках следует, что заказчик в положении о закупке обязан установить порядок осуществления закупки тем или иным способом.
В соответствии с пунктом 9.4.6 Положения о закупке до истечения срока подачи заявок на участие в запросе предложений Заказчик (Организатор) может внести изменения в извещение и документацию о запросе предложений. До начала проведения процедуры вскрытия заявок на участие в запросе предложений Заказчик (Организатор) вправе продлить срок подачи заявок на участие в запросе предложений и соответственно перенести дату и время проведения процедуры вскрытия заявок. До подведения итогов закупки Заказчик (Организатор) вправе изменить дату рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов запросов предложений.
Таким образом, действия Заказчика в части внесения изменений в Документацию и продления сроков окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений основываются на нормах пункта 9.4.6 Положения о закупке и не нарушают требования Закона о закупках.
5. В соответствии с пунктом 9.9.2 Положения о закупке решение комиссии по подведению итогов запроса предложений оформляется протоколом, в котором помимо общих сведений о закупке (наименования предмета и способа закупки, Организатора, Заказчика, номера и даты извещения о проведении закупки) должны содержаться следующие сведения:
о месте, дате, времени проведения процедуры вскрытия заявок на участие в запросе предложений, об участниках, представивших заявки на участие в запросе предложений на процедуру вскрытия заявок на участие в запросе предложений;
о принятом решении;
в случае принятия решения об определении лучшей заявки, указываются наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (для физического лица), адрес места нахождения и цена предложения участника, представившего заявку на участие в запросе предложений, признанную лучшей.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора признал наличие технической ошибки в Протоколе в части указания количества лиц, подавших заявки на участие в Запросе предложений, и лиц, чьи заявки на участие в Запросе предложений оценивались Заказчиком.
13.11.2014 на официальном сайте размещен Протокол в новой редакции с учетом изменений, направленных на устранение данной ошибки.
Таким образом, нарушение требований пункта 9.9.2 Положения о закупке Заказчиком устранено добровольно.
6. Руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
В соответствии с Приложением N2.1 "Календарный план" к проекту договора срок начала подготовительных работ (сбор и систематизации я исходных материалов (данных)): 01.10.2014.
При этом, Протокол составлен 24.10.2014, то есть после даты, определенной Заказчиком как дата начала выполнения работ, являющихся предметом Запроса предложений.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Документации сроков начала выполнения работ, которые невозможно исполнить, противоречат требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ФГУП "Рослесинфорг" от 07.11.2014 N 01/04-2080 на действия заказчика ООО "Газпром Трансгаз Томск", организатора
ОАО "Газпром" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения работ "Комплекс кадастровых и иных работ, необходимых для оформления прав ОАО "Газпром" на земельные (лесные) участки для нужд ООО "Газпром трансгаз Томск" (1349/ТГТомск/14-1.1-0883/01.09.14/ЗЭПГОС)" (извещение N 31401478071) частично обоснованной.
2. Признать ООО "Газпром Трансгаз Томск" нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3, часть 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011
N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Передать соответствующему должностному Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 24.10.2014 N 223-ФЗ-131/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Выдать ООО "Газпром Трансгаз Томск" обязательное для исполнения предписание, направленное на устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ
N 223-ФЗ-131/14
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов
"19" ноября 2014 г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <>
на основании решения от 19.11.2014 N 223-ФЗ-131/14, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ФГУП "Рослесинфорг" (вх. от 07.11.2014 N 101559-Ф/14; вх. от 07.11.2014 N 101547) на действия заказчика ООО "Газпром Трансгаз Томск", организатора ОАО "Газпром" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения работ "Комплекс кадастровых и иных работ, необходимых для оформления прав ОАО "Газпром" на земельные (лесные) участки для нужд ООО "Газпром трансгаз Томск" (1349/ТГТомск/14-1.1-0883/01.09.14/ЗЭПГОС)" (извещение N31401478071), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ООО "Газпром Трансгаз Томск" в срок не позднее 28.11.2014 отменить протокол N 1/1349/ТГТомск/14-1.1-0883/01.09.14/ЗЭПГОС заседания комиссии ОАО "Газпром" по подведению итогов открытого запроса предложений N 1349/ТГТомск/14-1.1-0883/01.09.14/ЗЭПГОС на комплекс кадастровых и иных работ, необходимых для оформления прав ОАО "Газпром" на земельные (лесные) участки на период строительства и эксплуатации площадочных и линейных объектов инвестиционного проекта "Магистральный газопровод Сила Сибири": Участок КС-3 "Амгинская" - КС-5 "Нагорная" (республика Саха Якутия); участки КС-5 "Нагорная" - КС-7 "Сивакинская" (республика Саха Якутия, Амурская область), КС-7 "Сивакинская" - КС-7а "Зейская" - граница КНР для нужд ООО "Газпром трансгаз Томск" от 24.10.2014.
2. ООО "Газпром Трансгаз Томск" не позднее чем в течение трех дней со дня совершения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания, вернуть лицам, подавшим заявки на участие в открытом запросе предложений в электронной форме на право заключения работ "Комплекс кадастровых и иных работ, необходимых для оформления прав ОАО "Газпром" на земельные (лесные) участки для нужд ООО "Газпром трансгаз Томск" (1349/ТГТомск/14-1.1-0883/01.09.14/ЗЭПГОС)" (извещение N 31401478071), представленные ими заявки.
3. ООО "Газпром Трансгаз Томск" не позднее чем в течение трех дней со дня совершения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания, разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.
4. ООО "Газпром Трансгаз Томск" внести в документацию о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения работ "Комплекс кадастровых и иных работ, необходимых для оформления прав ОАО "Газпром" на земельные (лесные) участки для нужд ООО "Газпром трансгаз Томск" (1349/ТГТомск/14-1.1-0883/01.09.14/ЗЭПГОС)" (извещение N 31401478071) изменения в порядке, установленном Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО "Газпром" от 19.04.2012, с учетом решения от 19.11.2014 N 223-ФЗ-131/14, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ФГУП "Рослесинфорг" (вх. от 07.11.2014 N 101559-Ф/14; вх. от 07.11.2014 N 101547) на действия заказчика ООО "Газпром Трансгаз Томск", организатора ОАО "Газпром" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения работ "Комплекс кадастровых и иных работ, необходимых для оформления прав ОАО "Газпром" на земельные (лесные) участки для нужд ООО "Газпром трансгаз Томск" (1349/ТГТомск/14-1.1-0883/01.09.14/ЗЭПГОС)" (извещение N 31401478071).
5. ООО "Газпром Трансгаз Томск" продлить срок подачи заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме на право заключения работ "Комплекс кадастровых и иных работ, необходимых для оформления прав ОАО "Газпром" на земельные (лесные) участки для нужд ООО "Газпром трансгаз Томск" (1349/ТГТомск/14-1.1-0883/01.09.14/ЗЭПГОС)" (извещение N31401478071) в порядке, установленном Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО "Газпром" от 19.04.2012.
6. ООО "Газпром Трансгаз Томск" разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 4, 5 настоящего предписания, не позднее чем в течение трех дней со дня совершения указанных действий.
7. ООО "Газпром Трансгаз Томск" продолжить проведение открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения работ "Комплекс кадастровых и иных работ, необходимых для оформления прав
ОАО "Газпром" на земельные (лесные) участки для нужд ООО "Газпром трансгаз Томск" (1349/ТГТомск/14-1.1-0883/01.09.14/ЗЭПГОС)" (извещение N31401478071) в порядке, установленном Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО "Газпром" от 19.04.2012, документацией о данной закупочной процедуре с учетом внесенных во исполнение
пункта 4 настоящего предписания изменений.
8. ООО "Газпром Трансгаз Томск" в срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пунктов 1 - 7 данного предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 ноября 2014 г. N 17/47827/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016