Решение Федеральной антимонопольной службы
от 9 октября 2014 г. N 08/41656/14
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе <>
рассмотрев дело N 3-00-45/00-08-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы молока ООО "Талицкий молочный завод",
<> установила:
В ФАС России поступило обращение Национального союза производителей молока (Союзмолоко) с указанием на признаки нарушения законодательства о рекламе в рекламе молока ООО "Талицкий молочный завод", распространяющейся в г. Екатеринбург и Тюмень.
Согласно представленной ООО "Талицкий молочный завод" информации реклама молока ООО "Талицкий молочный завод" распространялась в мае-июне 2014 г. в региональном эфире (г. Екатеринбург) федеральных телеканалов: "Россия-1", "НТВ", "Первый канал", "Рен ТВ", "Пятый канал", "ТВ-Центр", "ТНТ", а также в региональном эфире (г. Тюмень) федеральных телеканалов: "НТВ", "Первый канал", "СТС", "Пятый канал". Также в мае-июне 2014 г. реклама молока ООО "Талицкий молочный завод" распространялась на рекламных конструкциях в г. Екатеринбурге: Базовый переулок, 43А; Верх-Исстский бульвар, 1А и Дублер Сибирского тракта, 21; ул. Вильгельма де Генина, 33 и пр., и в июне 2014 г. - в г. Тюмени: ул. 50 лет ВЛКСМ (ТРЦ "Премьер"), Широтная-Олипийская (МжК), 50 лет Октября, 64 и пр.
Видеоряд рекламного ролика демонстрирует процесс наполнения стакана молоком, одновременно диктор сообщает: "Это молоко, прошедшее процессы нормализации и стерилизации. Кипячение при высоких температурах нейтрализует естественную микрофлору, что позволяет молоку храниться дольше".
Следующий видеоряд показывает три пустых стакана, и диктор за кадром сообщает: "А это молоко из Талицы. (пауза). Мы бы с радостью его показали, но оно уже закончилось".
Далее появляется мальчик, выпивает четвертый стакан "Талицкого молока" и говорит: "Натуральное не должно храниться долго".
Завершается видеоролик кадром, на голубом фоне которого содержатся изображение бутылки молока ООО "Талицкий молочный завод" и текст: "Талица молоком славится", "Натуральное долго не хранится". Одновременно диктор за кадром сообщает: "Талица молоком славится". В кадре мальчик ставит пустой стакан на стол и закадровым детским голосом сообщает: "Срок хранения всего 5 суток".
На рекламных конструкциях реклама распространялась в двух вариантах.
1 вариант.
На голубом фоне содержатся изображения пустого стакана и полупустой бутылки, сопровождаемые утверждениями: "Талица молоком славится", "Натуральное долго не хранится", "Срок хранения всего 5 суток".
2 вариант.
На голубом фоне содержатся изображения четырех пустых стаканов и полупустой бутылки молока, сопровождаемые утверждениями: "Талица молоком славится", "Натуральное долго не хранится", "Срок хранения всего 5 суток".
Из рекламы следует, что молоко ООО "Талицкий молочный завод" со сроком годности 5 суток (без указания на способ его термической обработки - пастеризацию) сравнивается по критерию натуральности с молоком, срок хранения которого более 5 суток, в частности с молоком, прошедшем процесс нормализации и стерилизации и имеющем срок годности до 6 месяцев.
Согласно с пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" молоко - продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него.
В соответствии с пунктом 11 указанной статьи питьевое молоко - молоко с массовой долей жира не более 9 процентов, произведенное из сырого молока и (или) молочных продуктов и подвергнутое термической обработке или другой обработке в целях регулирования его составных частей (без применения сухого цельного молока, сухого обезжиренного молока).
В соответствии с пунктом 2.12.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1293-03 "Гигиенические требования по применению пищевых добавок" не допускается использование консервантов при производстве пищевых продуктов массового потребления: молоко, сливочное масло, мука, хлеб (кроме расфасованного и упакованного для длительного хранения), свежее мясо, а также при производстве продуктов диетического питания и пищевых продуктов, обозначаемых как "натуральные" или "свежие".
Из совокупности приведенных норм следует, что все молоко, независимо от способа термической обработки и срока годности, является натуральным и в его производстве не используются консерванты и сухое молоко.
Идентификатор
Соответственно, в рекламе сравнение молока, производимого ООО "Талицкий молочный завод", с молоком иных производителей по критерию натуральности путем утверждения в отношении собственного молока: "Натуральное долго не хранится" и указания на срок его хранения 5 суток является некорректным.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федерального закона "О рекламе") недобросовестной признаётся реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Таким образом, в рекламе молока ООО "Талицкий молочный завод" с утверждением: "Натуральное долго не хранится" и указанием на срок его хранения 5 суток, усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 указанного закона.
Рекламодателем данной рекламы является ООО "Талицкий молочный завод" (юридический адрес: переулок Ковровый, 41, оф. 2/1, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620146, ОГРН 1096654000134, ИНН 6654012252, КПП 667101001).
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации "О рекламе", Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу молока ООО "Талицкий молочный завод", распространявшуюся в мае-июне 2014 г. в региональном эфире федеральных каналов в г. Екатеринбург и г. Тюмени, а также на рекламных конструкциях в указанных городах, нарушающей пункт 1 часть 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку в рекламе содержится некорректное сравнение молока ООО "Талицкий молочный завод" с молоком иных производителей по критерию натуральности путем утверждения: "Натуральное долго не хранится" и указания на срок его хранения 5 суток.
Выдать ООО "Талицкий молочный завод" предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Талицкий молочный завод".
Решение изготовлено в полном объеме 10 октября 2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
по делу N 3-00-45/00-08-14
09 октября 2014 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <>
на основании своего решения от 09 октября 2014 по делу N 3-00-45/00-08-14 о признании ненадлежащей рекламы молока ООО "Талицкий молочный завод", распространявшейся в мае-июне 2014 г. в региональном эфире федеральных каналов в г. Екатеринбург и г. Тюмени, а также на рекламных конструкциях в указанных городах, нарушающей пункт 1 часть 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Талицкий молочный завод" (юридический адрес: переулок Ковровый, 41, оф.2/1, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620146, ОГРН 1096654000134, ИНН 6654012252, КПП 667101001) прекратить нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", выразившееся в использовании некорректного сравнения молока ООО "Талицкий молочный завод" с молоком иных производителей по критерию натуральности путем утверждения: "Натуральное долго не хранится" и указания на срок его хранения 5 суток.
Срок исполнения предписания 15 дней со дня получения настоящего предписания.
2. ООО "Талицкий молочный завод" представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 ноября 2014 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 октября 2014 г. N 08/41656/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016