Резолютивная часть оглашена 30.07.2013
В полном объеме изготовлено 02.08.2013
г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",
рассмотрев жалобу ООО "Авантаж" N 42 от 19.07.2013 на действия ОАО "РЖД" в лице Санкт-Петербургской дирекции материально - технического обеспечения - структурного подразделения Росжелдорснаба - филиал ОАО "РЖД" при проведении запроса котировок цен NКТ-115/НХМ с целью выбора организации на право заключения договора на поставку "жалюзи" для нужд ОАО "РЖД" в 3 квартале 2013 года (реестровый номер: 31300417755) в соответствии с пунктом 1 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 N17/13 (далее - Порядок), статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Авантаж" (далее - Заявитель) N 42 от 19.07.2013 (вх. N 57872-эп/13 от 19.07.2013) на действия ОАО "РЖД" в лице Санкт-Петербургской дирекции материально - технического обеспечения - структурного подразделения Росжелдорснаба - филиала ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок цен NКТ-115/НХМ с целью выбора организации на право заключения договора на поставку "жалюзи" для нужд ОАО "РЖД" в 3 квартале 2013 года (реестровый номер: 31300417755) (далее - Запрос котировок).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО "РЖД", утвержденного Советом директоров ОАО "РЖД" от 29.11.2011(далее - Положение о закупке).
05.07.2013 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещена информация о Запросе котировок, содержащая сведения, предусмотренные частью 9 статьи 4 Закона о закупках (далее - Извещение).
Из жалобы следует, что при проведении Запроса котировок были нарушены права и законные интересы Заявителя в части ограничения его права подать заявочные материалы для участия в Запросе котировок, а именно: Извещение не содержит формы котировочной заявки, инструкции по заполнению заявки и порядка подачи котировочных заявок.
Кроме того, согласно Положению о закупке под запросом котировок цен понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребности в товарах, работах, услугах сообщается организатором ограниченному кругу лиц, а лучшей признается котировочная заявка с самой низкой ценой договора при условии поступления организатору не менее 3 котировочных заявок.
Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
При этом, согласно части 15 статьи 4 Закона о закупках не подлежат размещению на официальном сайте сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона о закупках. Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.
Согласно Извещению начальная (максимальная) цена договора составляет 974 214,29 руб.
Сведения о Запросе котировок не составляют государственную тайну. В отношении данной закупочной процедуры решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона о закупках не принималось.
Таким образом, при проведении Запроса котировок Заказчик не имел правовых оснований руководствоваться положениями частей 15, 16 статьи 4 Закона о закупках.
Иных случаев, при которых заказчик освобождается от обязанности размещать на официальном сайте предусмотренную частью 5 статьи 4 Закона о закупках информацию о закупке, Законом о закупках не предусмотрено.
При этом, Заказчик не разместил на официальном сайте документацию о Запросе котировок, нарушив тем самым требования части 5 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, разделом 11 "Размещение заказов методом запроса котировок цен" Положения о закупке не установлена обязанность Заказчика размещать на официальном сайте извещение и документацию о закупках, осуществляемых путем проведения запроса котировок цен.
2. В соответствии с представленной на заседание Комиссии ФАС России представителем Заказчика заявкой на проведение процедуры размещения заказа Санкт-Петербургской дирекции материально-технического обеспечения - обособленного структурного подразделения Росжелдорснаб - филиала ОАО "РЖД", Аналитической запиской в Постоянную рабочую группу подразделения Конкурсной комиссии Росжелдорснаба ОАО "РЖД" в Санкт-Петербургской Дирекции материально-технического обеспечения N 13199 от б/д для участия в Запросе котировок были направлены приглашения ограниченному круг юридических лиц: ООО "ОРИЗОН", ООО ПКО "УралСибПром", ООО "НЕВА СЕРВИС".
Указанным юридическим лицам была предоставлена документация о проведении Запроса котировок (далее - Документация).
Частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрен перечень сведений, которые должны быть указаны в документации о закупке.
Вместе с тем, Документация составлена Заказчиком с нарушением требований пунктов 8-11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, так как в Документации отсутствуют следующие сведения:
порядок, место, дата начала срока подачи заявок на участие в закупке;
требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
3. Согласно Извещению Запрос котировок проводится с целью выбора организации на право заключения договора на поставку "жалюзи".
При этом в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Документации, в состав лота помимо жалюзи входит мелок школьный.
Таким образом, Заказчик нарушил требования пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках, указав в Извещении недостоверные сведения о предмете договора.
4. Пунктом 213 Положения о закупке установлено, что по результатам размещения заказов методом запроса котировок цен договор заключается в соответствии с требованиями раздела 15 Положения о закупке.
В соответствии с пунктом 242 Положения о закупке в срок, указанный в документации по процедуре размещения заказа, заказчик направляет победителю проект договора, заключаемого по итогам процедуры размещения заказа.
В соответствии с пунктом 6.3 Документации по результатам Запроса котировок заключается договор в соответствии с законодательством Российской Федерации согласно Приложению N4 к Документации.
Приложение N4 к Документации содержит проект договора поставки, неотъемлимой частью которого является спецификация к договору.
Исходя из требований Положения о закупке и Документации, можно сделать вывод, что у Заказчика отсутствуют правовые основания для заключения по результатам Запроса котировок договора, не соответствующего Приложению N4 к Документации.
Однако, согласно документам и сведениям, представленным на заседании Комиссии ФАС Россиии представителем Заказчика, между ООО "ОРИЗОН" - победителем Запроса котировок и Заказчиком ранее заключен договор поставки от 27.02.2013 NСпбДМТО-68/13. По результатам Запроса котировок ООО "ОРИЗОН" и Заказчиком подписана только спецификация от 22.07.2013 NНХМ-5 к договору поставки от 27.02.2013 NСпбДМТО-68/13.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принятыми в соответствии с действующим законодательством и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Учитывая, что Положением о закупке, Документацией не предусмотрен порядок заключения договора по результатам закупочной процедуры путем подписания спецификации к ранее заключенным Заказчиком договорам, действия Заказчика в части подписания по результатам Запроса котировок спецификации от 22.07.2013 NНХМ-5 к договору поставки от 27.02.2013 NСпбДМТО-68/13 являются нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.
5. В соответствии со статьей 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно пункту 192 Положения о закупке под запросом котировок цен понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребности в товарах, работах, услугах сообщается организатором ограниченному кругу лиц, а лучшей признается котировочная заявка с самой низкой ценой договора при условии поступления организатору не менее 3 котировочных заявок.
При этом, Положением о закупке не регламентирован порядок выбора лиц, которым сообщается информация о потребности в товарах, работах, услугах Заказчика при проведении закупки посредством запроса котировок цен.
Из пункта 193 Положения о закупке следует, что заказ размещается методом запроса котировок цен, если производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются не по конкретным заявкам заказчиков и/или существует сложившийся рынок взаимозаменяемых закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Ограничение круга участников закупки, осуществляемой путем запроса котировок цен (пункт 192 Положения о закупке), при условии, что существует сложившийся рынок взаимозаменяемых закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, по мнению Комиссии ФАС России, может содержать признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Авантаж" N 42 от 19.07.2013 (вх. N 57872-эп/13 от 19.07.2013) на действия ОАО "РЖД" в лице Санкт-Петербургской дирекции материально - технического обеспечения - структурного подразделения Росжелдорснаба - филиал ОАО "РЖД" при проведении запроса котировок цен NКТ-115/НХМ с целью выбора организации на право заключения договора на поставку "жалюзи" для нужд ОАО "РЖД" в 3 квартале 2013 года (реестровый номер: 31300417755) обоснованной.
2. Признать ОАО "РЖД" в лице Санкт-Петербургской дирекции материально - технического обеспечения - структурного подразделения Росжелдорснаба - филиал ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2, часть 5 статьи 4, пункты 8-11 части 10 статьи 4, пункт 3 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ОАО "РЖД" обязательное для исполнения предписание о приведении раздела 11 Положения о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО "РЖД", утвержденного Советом директоров ОАО "РЖД" от 29.11.2011, в соответствие требованиям части 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4. Передать материалы по жалобе ООО "Авантаж" N 42 от 19.07.2013 (вх. N 57872-эп/13 от 19.07.2013) для принятия соответствующих мер антимонопольного реагирования в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N339.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ
N 223-ФЗ-02/2013
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов
"02" августа 2013 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",
на основании решения от 02.08.2013 N 223-ФЗ-02/2013, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО "Авантаж" N 42 от 19.07.2013 (вх. N 57872-эп/13 от 19.07.2013) на действия ОАО "РЖД" в лице Санкт-Петербургской дирекции материально - технического обеспечения - структурного подразделения Росжелдорснаба - филиал ОАО "РЖД" при проведении запроса котировок цен NКТ-115/НХМ с целью выбора организации на право заключения договора на поставку "жалюзи" для нужд ОАО "РЖД" в 3 квартале 2013 года (реестровый номер: 31300417755), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ОАО "РЖД" привести раздел 11 Положения о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО "РЖД", утвержденного Советом директоров ОАО "РЖД" от 29.11.2011, в соответствие требованиям части 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. ОАО "РЖД" в срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пункта 1 данного предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 августа 2013 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016