Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в составе:
Заместителя председателя Комиссии ФАС России (ведущего заседание) - начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц Управления контроля размещения государственного заказа Шипуновой О.В., членов комиссии ФАС России: заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Жуковой Е.С., советника Управления контроля размещения государственного заказа Вершининой И.А., (далее - Комиссия ФАС России),
представителей ФГУП "Почта России" - Винокурова Д.И. (доверенность
от 03.04.2014 N 883/ЮД), Евстафиева А.А. (доверенность от 27.11.2014
N 568/ЮД), Кузьмичевой С.Е. (доверенность от 27.11.2013 N 566/ЮД),
представителей ООО "Мастерс" - Бесчастного А.В., Палаткина А.С. -(доверенность от 01.09.2014 N 6/09/14), Шишкина Н.К. - (доверенность
от 01.09.2014 N 7/09/14),
рассмотрев жалобу ООО "Мастерс" на действия ФГУП "Почта России" при проведении открытой тендерной закупки в электронной форме на право заключения агентского договора на оказание услуг по обеспечению регулярных и своевременных поставок Заказчику (филиалам Заказчика) Товаров (моторного топлива) с использованием Карт и Талонов (извещение 31401313736) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Мастерс" (далее - Заявитель)
от 27.08.2014 N 78803/14 на действия ФГУП "Почта России" (далее - Заказчик) при проведении открытой тендерной закупки в электронной форме на право заключения агентского договора на оказание услуг по обеспечению регулярных и своевременных поставок Заказчику (филиалам Заказчика) Товаров (моторного топлива) с использованием Карт и Талонов (извещение 31401313736) (далее - Закупка).
В целях полного, всестороннего изучения представленных на заседании Комиссии ФАС России 03.09.2014 представителями Заявителя, Заказчика документов и сведений, Комиссией ФАС России принято решение об объявлении перерыва до 14:00 05.09.2014.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011
N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
03.07.2014 на официальном сайте размещено извещение о проведении Закупки (далее - Извещение) и документация о Закупке (далее - Документация).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. По мнению Заявителя, Заказчик при проведении Закупки руководствовался недействующим положением о закупках.
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
30.06.2014 Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России", утвержденное приказом от 30.06.2014 N 187-п (далее - Положение N 1).
Согласно сведениям, опубликованным на официальном сайте, Извещение, Документация размещены Заказчиком 03.07.2014.
Согласно пункту 1.1.1 Документации "_настоящая документация разработана в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положением о Закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России" (Далее - Заказчик) утвержденным приказом ФГУП "Почта России" от 30.03.2012 N 73-п (с учетом изменений и дополнений утвержденных Приказами N 254-п от 07.09.2012, N 423-п от 28.12.2012, N 226-п от 25.06.2013, N 406-п от 27.12.2013 и N54-п от 24.02.2014 г.)_".
При изучении документов и сведений, размещенных на официальном сайте, Комиссия ФАС России установила, что до 30.06.2014 Заказчик при осуществлении закупочной деятельности руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России" утвержденным приказом ФГУП "Почта России" от 30.03.2012 N 73-п (далее - Положение N 2).
Таким образом, после размещения на официальном сайте Положения N 1, а именно 30.06.2014, Заказчик при осуществлении закупки товаров, работ, услуг должен руководствоваться Положением N 1.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в проведении Закупки в соответствии с недействующим Положением N 2 нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках Заказчик.
2. При осуществлении оценки заявок на участие в Закупке по критерию "Квалификация Претендента" комиссией Заказчика не учтен опыт юридических лиц, выступающих на стороне Заявителя (ООО "Газпромнефть-Корпоративные продажи", ООО "Лукойл-Интер-Кард", ООО "Связь-Сервис-Центр",
ООО "Мастерс" ОГРН 1037717008757) в следствие чего заявке Заявителя по указанному критерию присвоено 0 баллов.
Пунктом 1.6.1 Документации установлено, что "_Претендентом на участие в закупке может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного Претендента на участие в закупке, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного Претендента на участие в закупке, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного Претендента на участие в закупке, которые соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с документацией".
Согласно пункту 7.1.1 Документации закупочная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в закупке, поданных претендентами, признанными участниками закупки, по критериям, указанным в Информационной карте, в целях выявления лучших условий исполнения договора.
В приложении N 1 к Информационной карте "Критерии оценки заявок и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке" установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Закупке:
- "Квалификация Претендента" - вес критерия - "30";
- "Техническое предложение" - вес критерия - "30";
- "Коммерческое предложение" - вес критерия - "40".
При этом в критерии "Квалификация Претендента" установлены, в том числе следующие подкритерии:
- "Общая сумма всех исполненных договоров на поставку Товаров (ОКДП 2320020), оказание одноименных услуг по поставке Товара за 2011, 2012, 2013 годы (млн. руб. с НДС)";
- "Максимальная сумма исполненного договора на поставку Товаров (ОКДП 2320020), оказание одноименных услуг за 2011, 2012, 2013 годы (млн. руб. с НДС)";
- "Общее количество исполненных договоров, цена которых превышает десять процентов от начальной (максимальной) цены договора в 2011, 2012, 2013 годах";
- "Опыт выполнения аналогичных предмету договора услуг (лет), ОКВЭД 51.51.2; 50.50; 51.12.1 ОКДП 2320020".
При этом в соответствии с пунктом 6 части 14 Информационной карты Документации, в составе заявки на участие в Закупке, участники закупки представляют "_документы, подтверждающие квалификацию Претендента (копии всех заключенных (завершенных) договоров (ОКВЭД 51.51.2, 50.50, 51.12.1, ОКДП 2320020), актов сдачи-приемки оказанных услуг и технических заданий к этим договорам, позволяющих точно идентифицировать содержание и объемы оказанных услуг в 2011, 2012, 2013 годах. Сведения, подтверждающие наличие опыта выполнения аналогичных предмету договора услуг".
Представители Заказчика пояснили, что согласно представленным в составе заявки Заявителя на участие в Закупке документам и сведениям, а именно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.07.2014 N 9266156_УД дата регистрации Заявителя, как юридического лица 11.11.2013.
Также Заявителем в заявке на участие в Закупке указано, что у Заявителя отсутствует личный опыт выполнения в 2013 году договоров на поставку моторного топлива (ОКДП 2320020), оказание одноименных услуг по поставке моторного топлива.
При этом из представленных Заявителем в составе заявки на участие в Закупке документов и сведений в отношении юридических лиц, указанных в заявке как выступающих на стороне Заявителя, не следует, что вышеуказанные юридические лица выступают на стороне Заявителя, а именно:
- представленные в составе заявки Заявителя письма ООО "Мастерс" (ОГРН 1037717008757) от 30.07.2014 N М/05/7-14 и ООО "Связь-Сервис-Центр" от 30.07.2014 N 1/0056/-14 подписаны заместителем генерального директора
ООО "Мастерс" И.В. Негодяевым и заместителем генерального директора
ООО "Связь-Сервис-Центр" И.В. Негодяевым, при этом отсутствует документ подтверждающий полномочия указанного лица. Также на указанных письмах отсутствуют печати соответствующих юридических лиц;
- в составе заявки Заявителя отсутствует документ, подтверждающий согласие ООО "Лукойл-Интер-Кард" выступать на стороне Заявителя при участии в Закупке;
- письмо ООО "Газпромнефть-Корпоративные продажи" от 30.07.2014 N 05/689 подписано генеральным директором Д.Г. Гузеевым, при этом не заверено печатью юридического лица.
Кроме того, в составе заявки Заявителя на участие в Закупке в отношении ООО "Газпромнефть-Корпоративные продажи", ООО "Лукойл-Интер-Кард",
ООО "Связь-Сервис-Центр", ООО "Мастерс" ОГРН 1037717008757 отсутствуют документы, указанные в пункте 6 части 14 Информационной карты Документации, а именно: "_документы, подтверждающие квалификацию Претендента (копии всех заключенных (завершенных) договоров (ОКВЭД 51.51.2, 50.50, 51.12.1, ОКДП 2320020), актов сдачи-приемки оказанных услуг и технических заданий к этим договорам, позволяющих точно идентифицировать содержание и объемы оказанных услуг в 2011, 2012, 2013 годах. Сведения, подтверждающие наличие опыта выполнения аналогичных предмету договора услуг".
Таким образом, комиссия Заказчика учитывая в совокупности указанные доводы, присвоила заявке Заявителя по критерию "Квалификация Претендента"
0 (ноль) баллов.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что комиссия Заказчика при осуществлении оценки и рассмотрении заявок на участие в Закупке действовала в соответствии с требованиями Документации.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в Документации не указано количество поставляемого товара.
Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках, в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара.
Пунктом 1 части 3 Техническое задание Документации установлено следующее:
"Прогнозное количество топлива к поставке:
Бензин, октановое число 80, 92, 95 в соответствии с ГОСТ Р 51866-02 - 246 116 тыс. л.;
Дизельное топливо, в соответствии с ГОСТ Р 52368-05 - 81 871 тыс. л.
ИТОГО: 327 987 тыс. л_".
В соответствии с пунктом 4 Информационной карты Документации
"_договор заключается по начальной максимальной цене, составляющей 9 701 211 471 рубль 04 копейки (Девять миллиардов семьсот один миллион двести одиннадцать тысяч четыреста семьдесят один рубль 04 копейки), (без учета НДС)".
Согласно пункту 5.7 части 2 "Проекта договора" Документации "_общая стоимость настоящего Договора не превысит 11 447 429 535 руб. 83 коп. (Одиннадцать миллиардов четыреста сорок семь миллионов четыреста двадцать девять тысяч пятьсот тридцать пять руб. 83 коп.), в том числе НДС 18%
1 746 218 064 руб. 79 коп. (Один миллиард семьсот сорок шесть миллионов двести восемнадцать тысяч шестьдесят четыре руб. 79 коп.), включая стоимость вознаграждения Агента и стоимость Товара (моторного топлива)_".
Согласно пункту 7.1 части 2 "Проекта договора" Документации
"_Настоящий договор вступает в силу с момента подписания обеими сторонами и действует 3 года или до исчерпания суммы, указанной в п. 5.7 настоящего Договора_".
Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что согласно Документации, объем моторного топлива подлежащего к поставке в течение трех лет невозможно определить на дату заключения договора. При этом в Документации указан прогнозный объем подлежащего поставке моторного топлива. Оплата по договору будет осуществляться по цене единицы товара исходя из объема фактически поставленного товара с учетом предложенной поставщиком скидки в пределах объемов выделенных денежных средств.
На основании изложенного Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика в части указания в Документации прогнозного количества поставляемого товара не противоречат требованиям Закона о закупках.
4. По мнению Заявителя, при внесении изменений в Документацию, Заказчиком не продлен срок окончания приема заявок на участие в Закупке после внесения изменений в Документацию, что противоречит требованиям части 11 статьи 4 Закона о закупках.
Пунктом 2.3.1 Документации установлено, что Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении закупки и/или в документацию не позднее, чем за 5 (пять) дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в Закупке.
В соответствии с пунктом 2.3.2 Документации, "_в течение 2 (двух) рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в извещение и/или в документацию такие изменения размещаются Заказчиком на сайтах. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на сайтах внесенных изменений в извещение и/или в документацию до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок позволял Претендентам внести соответствующие изменения в заявку и составлял не менее чем 10 (десять) дней".
Частью 11 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Согласно Извещению, Документации, дата и время окончания подачи заявок на участие в Закупке 31.07.2014 в 11:00.
21.07.2014 Заказчиком на официальном сайте размещены изменения в Документацию.
При изучении документов и сведений, представленных на заседании, Комиссия ФАС России установила, что в соответствии с Положением N 2, Документацией способ закупки "открытая тендерная закупка" не является торгами.
Таким образом, действия части 11 статьи 4 Закона о закупках на Закупку не распространяются.
При этом, срок со дня внесения изменений в Документацию (21.07.2014) до даты окончания подачи заявок на участие в Закупке (31.07.2014) составляет 10 дней.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика при внесении изменений в Документацию не противоречат требованиям Закона о закупках.
5. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком не даны разъяснения положений Документации по запросу Заявителя от 25.07.2014 N М/036-14.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что на официальном сайте при закупке размещается информация о закупке, в том числе разъяснения такой документации.
Согласно пункту 2.2.2 Документации, "_любой Претендент вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений извещения и/или документации о закупке. Запрос направляется в письменной форме, на фирменном бланке Претендента, заверенный подписью и печатью. В течение 2 (двух) рабочих дней со дня получения указанного запроса Заказчик обязан разместить на сайтах разъяснение положений документации о закупке, если указанный запрос поступил к Заказчику не позднее, чем за 5 (пять) дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке_".
Представителями Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представлены три запроса о разъяснении положений Документации от 25.07.2014 N М/035-14, N М/036-14, N М/037-14 с отметкой о принятии Заказчика 25.07.2014.
Комиссия ФАС России, изучив документы и сведения, размещенные Заказчиком на официальном сайте при осуществлении Закупки установила, что Заказчиком 29.07.2014 размещены разъяснения положений Документации в ответ на запрос Заявителя от 25.07.2014 N М/035-14, 30.07.2014 размещены разъяснения положений Документации в ответ на запрос Заявителя от 25.07.2014 N М/037-14.
При этом Заказчиком не даны разъяснения положений Документации по запросу Заявителя от 25.07.2014 N М/036-14.
Действия Заказчика, выразившиеся в неразмещении разъяснений положений Документации по запросу Заявителя от 25.07.2014 N М/036-14, нарушают часть 5 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Комиссией ФАС России установлено следующее.
6. В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
При изучении документов и сведений, представленных на заседании Комиссии ФАС России, а также размещенных на официальном сайте, Комиссия ФАС России установила, что Протокол вскрытия и рассмотрения заявок на участие в Закупке от 08.08.2014 (далее - Протокол) размещен на официальном сайте 18.08.2014, то есть по истечении регламентированного Законом о закупках срока.
Действия Заказчика, выразившиеся в размещении Протокола на официальном сайте с нарушением регламентированного Законом о закупках срока, являются нарушением части 12 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно Извещению, Документации предметом договора является поставка моторного топлива: Бензин, октановое число 80, 92, 95 в соответствии с ГОСТ Р 51866-02 и Дизельное топливо, в соответствии с ГОСТ Р 52368-05. Поставка
В соответствии с пунктом 3.1 Информационной карты Документации, местом поставки являются "_АЗС, расположенные на территории РФ по адресам, указанным в Приложении N 1 к Техническому заданию (Раздел III настоящей Документации.), либо на альтернативных АЗС, расположенных на удалении не более 3 км от АЗС указанных в Приложении N1 к Техническому заданию (Раздел III настоящей Документации.), в соответствии с предложением Претендента, в регионах обеспеченных возможностью предоставления услуги".
При этом, согласно Приложению N 1 к Техническому заданию Документации АЗС расположены на территории всей Российской Федерации.
Автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению - моторное топливо и предназначены для использования в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. Вместе с тем, бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а использование автомобильного бензина - для дизельного двигателя.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) на каждой ступени классификации (группа, подгруппа) деление осуществлено по "наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам". В соответствии с ОКП "дизельное топливо" (код ОКП 025130), "автомобильные бензины" (код ОКП 025110) являются разными подгруппами группы "нефтепродукты светлые" (код ОКП 025100).
Следовательно, бензины автомобильные и дизельное топливо относятся к рынкам с разными продуктовыми границами.
На основании изложенного Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком при осуществлении закупки нарушены принципы Закона о закупках, установленные частью 1 статьи 3 Закона о закупках.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с положениями Закона о закупках.
Порядок рассмотрения заявлений, материалов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, в том числе положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также порядок принятия мер антимонопольного реагирования в случае установления таких признаков предусмотрен Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (далее - Регламент).
Учитывая изложенное, в связи с наличием в материалах дела информации, содержащей признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции выразившиеся в объединении в один лот товаров, которые относятся к разным товарным рынкам, поставка которых должна осуществляться на территории всей Российской Федерации, Комиссия ФАС России считает необходимым передать материалы по указанному делу в профильное управление ФАС России для принятия соответствующих мер реагирования.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Мастерс" от 27.08.2014 N 78803/14 на действия ФГУП "Почта России" при проведении открытой тендерной закупки в электронной форме на право заключения агентского договора на оказание услуг по обеспечению регулярных и своевременных поставок Заказчику (филиалам Заказчика) Товаров (моторного топлива) с использованием Карт и Талонов (извещение 31401313736) обоснованной.
2. Признать ФГУП "Почта России" нарушившим часть 1 статьи 2, часть 1 статьи 3, части 5, 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ФГУП "Почта России" обязательное для исполнения предписание об аннулировании открытой тендерной закупки в электронной форме на право заключения агентского договора на оказание услуг по обеспечению регулярных и своевременных поставок Заказчику (филиалам Заказчика) Товаров (моторного топлива) с использованием Карт и Талонов (извещение 31401313736).
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 05.09.2014 N 223-ФЗ- 107/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
5. Передать материалы дела от 05.09.2014 N 223-ФЗ-107/14 в профильное управление ФАС России для определения соответствия действий Заказчика положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 сентября 2014 г. N 17/36674/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016