Решение Федеральной антимонопольной службы
N 1-00-126/00-23-13 (опубликовано 16 августа 2013 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 15 мая 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 27 мая 2013 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Субботина П.Т.; членов Комиссии - заместителя начальника Управления контроля органов власти Кузнецова А.В., заместителя начальника Управления контроля социальной сферы и торговли Урюкиной Е.В., заместителя начальника Аналитического управления Шипунова В.А., заместителя начальника отдела расследований Управления контроля органов власти Мухлынова Р.В., советника отдела расследований Управления контроля органов власти Кобзева С.С., рассмотрев дело N 1-00-126/00-23-13, возбужденное в отношении Правительства Ставропольского края (пл. Ленина, д. 1, г. Ставрополь, 355025) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в присутствии представителя Правительства Ставропольского края Красновой Е.В. (доверенность N 02-20/4643 от 13.05.2013) и представителей Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Бондаренко В.Г. (доверенность N 830 от 14.05.2013), Зверева М.Н. (доверенность N 832 от 14.05.2013), Дьяконова Б.Б. (доверенность N 831 от 14.05.2013) установила:
Основанием для возбуждения дела N 1-00-126/00-23-13 послужило обращение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" (далее - Заявитель) вх. от 16.11.2012 N 66368/12, содержащее информацию о несоответствии антимонопольному законодательству постановления Правительства Ставропольского края от 25.06.2012 N 207-п "О дополнительных ограничениях времени и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Ставропольского края" (далее - Постановление N 207-п).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и возражения сторон по делу, Комиссией установлено следующее.
Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Пунктом 1 Постановления N 207-п установлено, что на территории Ставропольского края розничная продажа алкогольной продукции не допускается:
- в организациях культуры в части розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания (пункт 1.4.);
- в зонах рекреационного назначения (в границах территорий занятых парками, скверами, пляжами) (пункт 1.5.).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания.
Также в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, потребления (распития) пива и пивных напитков, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.
В соответствии с Определением Верховного Суда от 12.12.2012 N 74-АПГ12-19 "ограничения розничной продажи алкогольной продукции не распространяются на розничную продажу пива и пивных напитков, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания".
Таким образом, Постановление N 207-п вступает в противоречие с нормами Закона N 171-ФЗ. Тем самым Правительство Ставропольского края превысило нормотворческие полномочия субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2);
- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров (пункт 3).
Подпункт "б" пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) предусматривает запрет органам государственной власти субъектов на принятие нормативных правовых актов, решений, предусматривающих введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации.
На официальном сайте Комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию был опубликован "Перечень территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Ставропольского края" в соответствии с Постановлением N 207-п. Данный перечень состоит из 161 пункта (парки, скверы, пляжи и т.д.).
В соответствии с информацией, представленной Правительством Ставропольского края, после вступления в силу Постановления N 207-п на 30.04.2013 количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в организациях культуры Ставропольского края сократилось с 12 до 8, в рекреационных зонах - с 21 до 19. Данные хозяйствующие субъекты поставлены в неравные условия по отношению к тем субъектам, на которые не распространяется действие Постановления N 207-п.
Ставропольским городским союзом малого и среднего бизнеса был организован опрос в городе Ставрополь на тему "Пойдете ли Вы в кафе, если в его меню не будут включены алкогольные напитки" (кафе и рестораны в рекреационных зонах). В данном опросе приняли участие 500 респондентов. Данные опроса показали, что 55,8% откажутся от посещения таких заведений в пользу близлежащих ресторанов, 39,2% принесут алкоголь с собой, 5% готовы посетить такие заведения. Таким образом, результат опроса показал, что запрет на продажу алкогольных напитков в соответствии с Постановлением N 207-п не приведет к снижению потребления алкогольной продукции, а окажет негативные последствия для хозяйствующих субъектов, реализующих алкогольную продукцию при оказании услуг общественного питания на территории парков Ставропольского края.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 указано: "Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции".
Исходя из вышесказанного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Правительством Ставропольского края пункта 2 и пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и подпункта "б" пункта 4 статьи 15 Закона о торговле, выразившимся в установлении запрета на розничную продажу алкогольной продукции в организациях культуры и рекреационных зонах при оказании услуг общественного питания пунктами 1.4 и 1.5 постановления Правительства Ставропольского края от 25.06.2012 N 207-п "О дополнительных ограничениях времени и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Ставропольского края", что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке реализации алкогольной продукции на территории Ставропольского края.
Вместе с тем, в рамках рассмотрения дела в ФАС России поступило письмо исполняющего обязанности Губернатора Ставропольского края И.И. Ковалева (N 35650-ЭП/13 от 07.05.2013) содержащее информацию о добровольном устранении нарушений, а именно внесении изменений в Постановление N 207-п в части признания утратившими силу пунктов 1.4 - 1.6.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать Правительство Ставропольского края нарушившим пункты 2 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также подпункт "б" пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", выразившимся в установлении запрета на розничную продажу алкогольной продукции в организациях культуры и рекреационных зонах при оказании услуг общественного питания пунктами 1.4 и 1.5 постановления Правительства Ставропольского края от 25.06.2012 N 207-п "О дополнительных ограничениях времени и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Ставропольского края".
2. Прекратить дело N 1-00-126/00-23-13 в отношении Правительства Ставропольского края в связи с добровольным устранением нарушения.
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы N 1-00-126/00-23-13 (опубликовано 16 августа 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016