Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в составе:
<>(далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
<>
рассмотрев жалобу ООО "Энергоавтоматизация" от 30.05.2014 N б/д на действия заказчика ОАО "РЖД" при проведении запроса котировок цен N 323/ЗКЦ-ЭЭ/14 с целью выбора организации на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению в постгарантийный период функционирования технических и программных средств автоматизированной системы коммерческого учета розничных рынков электроэнергии ОАО "РЖД" в 2014 году (извещение N 31401146575) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Энергоавтоматизация" (далее - Заявитель) от 30.05.2014 N б/д (вх. N50526/14 от 02.06.2014) на действия заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок цен N 323/ЗКЦ-ЭЭ/14 с целью выбора организации на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению в постгарантийный период функционирования технических и программных средств автоматизированной системы коммерческого учета розничных рынков электроэнергии ОАО "РЖД" в 2014 году (извещение N 31401146575) (далее - Запрос котировок цен).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО "РЖД", утвержденным советом директоров ОАО "РЖД" от 29.11.2011 (далее - Положение о закупке).
12.05.2014 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении Запроса котировок цен (далее - Извещение), а также документ "Извещение о проведении запроса котировок цен N 323/ЗКЦ-ЭЭ/14" (далее - Извещение N 323/ЗКЦ-ЭЭ/14).
Из жалобы следует, что при проведении Запроса котировок цен были нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
- по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ удовлетворения потребности в услугах по обеспечению в постгарантийный период функционирования технических и программных средств автоматизированной системы коммерческого учета розничных рынков электроэнергии ОАО "РЖД" в 2014 году путем проведения запроса котировок цен;
- в документах, размещенных Заказчиком на официальном сайте, не указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в Запросе котировок цен; порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок цен; требования к участникам Запроса котировок цен и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе котировок цен;
- на официальном сайте не размещен протокол, составленный по итогам Запроса котировок цен.
Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
22.05.2014 в ФАС России поступила жалоба ЗАО "Институт Проектирования и Инноваций "УралСофт" на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении Запроса котировок цен, выразившиеся в ненаправлении ЗАО "Институт Проектирования и Инноваций "УралСофт" приглашения принять участие в Запросе котировок цен в результате неправомерного выбора способа данной закупки.
По результатам рассмотрения указанной жалобы ФАС России принято решение N 223-ФЗ-70/14 от 27.05.2014 признать жалобу необоснованной.
В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба возвращается заявителю в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
Учитывая изложенное, у Комиссии ФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения довода Заявителя относительно действий Заказчика в части неправомерного выбора способа закупки.
Из части 5 статьи 4, части 10 статьи 8 Закона о закупках следует, что при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Частями 9, 10 статьи 4 Закона о закупках установлен перечень сведений, которые должны быть указаны в извещении о закупке, документации о закупке.
При этом, требования частей 5, 9, 10 статьи 4 Закона о закупках распространяются на все предусмотренные положением о закупке способы закупки.
В соответствии с пунктом 194 Положения о закупке организатор закупки осуществляет подготовку извещения о проведении закупки методом запроса котировок цен и направляет его с соответствующей документацией не менее чем за 5 рабочих дней до истечения срока подачи котировочных заявок. Предусмотренный пунктом 194 Положения о закупке состав сведений, указываемых в извещении о проведении закупки методом запроса котировок цен, соответствует требованиям части 9 статьи 4 Закона о закупках.
Пунктом 195 Положения о закупке предусмотрено: "Запрос котировок цен может направляться любым средством связи, в том числе в электронной форме, при использовании которого можно получить подтверждение его получения". Перечень сведений, которые должны содержаться в соответствии с пунктом 196 Положения о закупке в документе "Запрос котировок цен", соответствует требованиям к составу сведений, указываемых в обязательном порядке в документации о закупке в соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках.
Таким образом, исходя из системного толкования части 10 статьи 4 Закона о закупках, пунктов 195, 196 Положения о закупке, документ "Запрос котировок цен" является документацией о закупке, осуществляемой способом запрос котировок цен, размещение которой на официальном сайте является обязанностью Заказчика в соответствии частью 5 статьи 4 Закона о закупках.
Представителем Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представлен документ, в состав которого входят "Уведомление о запросе котировок цен N323/ЗКЦ-ЭЭ/14" и "Запрос котировок цен N323/ЗКЦ-ЭЭ/14", составленный во исполнение требований пунктов 195, 196 Положения о закупке, который направлялся лицам, приглашенным к участию в Запросе котировок цен (далее - Уведомление о запросе котировок цен; Запрос котировок цен N323/ЗКЦ-ЭЭ/14).
Запросом котировок цен N323/ЗКЦ-ЭЭ/14 регламентированы, в том числе:
требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в Запросе котировок цен (разделы 2, 7.3 Запроса котировок цен N323/ЗКЦ-ЭЭ/14);
порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок цен (пункт 2.5 Запроса котировок цен N323/ЗКЦ-ЭЭ/14);
критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе котировок цен (пункт 5.1 Запроса котировок цен N323/ЗКЦ-ЭЭ/14).
Вместе с тем, Уведомление о запросе котировок цен, Запрос котировок цен N323/ЗКЦ-ЭЭ/14 на официальном сайте Заказчиком не размещены.
В Извещении, а также в Извещении N 323/ЗКЦ-ЭЭ/14 содержатся, в том числе требования к заявке претендента, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе котировок цен, а также дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок цен.
Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в документах, размещенных Заказчиком на официальном сайте при проведении Запроса котировок цен, требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в Запросе котировок цен, даты начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок цен, критериев оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе котировок цен не нашел своего подтверждения.
При этом, Комиссией ФАС России установлено, что довод Заявителя об отсутствии в документах, размещенных Заказчиком на официальном сайте при проведении Запроса котировок цен, порядка, места подачи заявок на участие в Запросе котировок цен, требований к участникам Запроса котировок цен и перечня документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям соответствует действительности.
Извещение N 323/ЗКЦ-ЭЭ/14 не соответствует требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 196 Положения о закупке. Таким образом, Извещение N 323/ЗКЦ-ЭЭ/14 не является документацией о Запросе котировок.
Учитывая изложенное, а также факт неразмещения на официальном сайте Запроса котировок цен N323/ЗКЦ-ЭЭ/14, действия Заказчика в части неразмещения на официальном сайте документации о Запросе котировок цен (документа, предусмотренного пунктами 195, 196 Положения о закупке) нарушают требования части 5 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 6 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке указываются срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа.
Согласно Извещению срок представления документации о Запросе котировок цен: с 12.05.2014 по 21.05.2014.
При этом, место и порядок предоставления документации о Запросе котировок цен Извещением, Извещением N 323/ЗКЦ-ЭЭ/14 не предусмотрены.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неуказании а извещении о Запросе котировок цен места и порядка предоставления документации о Запросе котировок цен, противоречат требованиям пункта 6 части 9 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Таким образом, на официальном сайте размещаются протоколы, составляемые в ходе закупки, после их подписания.
В соответствии с Извещением N 323/ЗКЦ-ЭЭ/14 дата подведения итогов Запроса котировок цен: 27.05.2014.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, представленным на заседании Комиссии ФАС России (письмо ОАО "РЖД" Nб/н от 06.06.2014) составленный 27.05.2014 по итогам Запроса котировок цен протокол в настоящий момент находится на стадии подписания и согласования.
Таким образом, действия Заказчика в части неразмещения на официальном сайте неподписанного протокола, составленного по итогам Запроса котировок цен, не противоречат требованиям части 12 статьи 4 Закона о закупках.
Во исполнение части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссией ФАС России установлено следующее.
01.04.2014 в ФАС России поступила жалоба ООО "Энергопрактика" (вх. N29780/14 от 01.04.2014) на действия заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме "N 158/ОКЭ-ЭЭ/14 на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению в постгарантийный период функционирования технических и программных средств автоматизированной системы коммерческого учета розничных рынков электроэнергии ОАО "РЖД" в 2014году" (извещение N31400905862) (далее - Конкурс), выразившиеся в установлении Заказчиком требований к участникам Конкурса, которые, по мнению ООО "Энергопрактика", являются неизмеряемыми и ограничивают количество потенциальных участников Конкурса (далее - Жалоба ООО "Энергопрактика").
По результатам рассмотрения Жалобы ООО "Энергопрактика" принято решение от 10.03.2014 N 223-ФЗ-42/14 признать данную жалобу обоснованной, ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 4 части 1 статьи 2, часть 6 статьи 3, пункт 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выдать ОАО "РЖД" обязательное для исполнения предписание, направленное на устранении выявленных нарушений, в том числе, - внести изменения в Конкурсную документацию в части приведения требований к участникам закупки в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также в части установления в данной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе с учетом решения от 10.04.2014 N 223-ФЗ-42/14.
Вместе с тем, 21.04.2014 ОАО "РЖД" согласно пункту 1.1.9 Конкурсной документации Конкурс прекращен; изменения в Конкурсную документацию в соответствии с решением от 10.03.2014 N 223-ФЗ-42/14, предписанием от 10.03.2014 N 223-ФЗ-42/14, выданным антимонопольным органом по результатам рассмотрения Жалобы ООО "Энергопрактика", в Конкурсную документацию не вносились.
Заказчиком нарушения при проведении Конкурса, выявленные по результатам рассмотрении Жалобы ООО "Энергопрактика", устранены путем отмены Конкурса, а не посредством исполнения предписания от 10.03.2014 N 223-ФЗ-42/14.
Согласно пояснениям представителей Заказчика приглашения принять участие в Запросе котировок цен направлялось лицам, подававшим заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, приглашения принять участие в Запросе котировок цен направлялись только тем лицам, которые фактом подачи заявок на участие в Конкурсе выразили согласия с требованиями Конкурсной документации к участникам Конкурса, которые, в свою очередь, признаны антимонопольным органом несоответствующими требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Учитывая, что Заказчиком не предприняты действия, направленные на обеспечение равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам Конкурса, действия Заказчика в части направления приглашения принять участие в Запросе котировок цен только тем лицам, которые подавали заявки на участие в Конкурсе, ограничивают количество потенциальных участников Запроса котировок цен, которые имеют возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Запроса котировок цен.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуется принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 2 раздела 1 Положения о закупке.
Таким образом, действия Заказчика в части определения круга лиц, приглашенных к участию в Запросе котировок цен, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 2 раздела 1 Положения о закупке, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Энергоавтоматизация" от 30.05.2014 N б/д (вх. N50526/14 от 02.06.2014) на действия заказчика ОАО "РЖД" при проведении запроса котировок цен N 323/ЗКЦ-ЭЭ/14 с целью выбора организации на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению в постгарантийный период функционирования технических и программных средств автоматизированной системы коммерческого учета розничных рынков электроэнергии ОАО "РЖД" в 2014 году (извещение N 31401146575), выразившиеся в неуказании в документах о данной закупочной процедуре, размещенных на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, порядка, места подачи заявок на участие в данной закупке, требований к участникам закупки и перечня документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, обоснованной.
2. Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 5 статьи 4, пункт 6 части 9 статьи 4, часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ОАО "РЖД" обязательное для исполнения предписание об аннулировании запроса котировок цен N 323/ЗКЦ-ЭЭ/14 с целью выбора организации на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению в постгарантийный период функционирования технических и программных средств автоматизированной системы коммерческого учета розничных рынков электроэнергии ОАО "РЖД" в 2014 году (извещение N 31401146575).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 июня 2014 г. N 17/24108/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016