Решение Федеральной антимонопольной службы
от 7 апреля 2014 г. N АК/15730/14
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев жалобу Шакирова И.Р. (XXXXXXXXXXXX), на постановление от 30.12.2013 по делу N АР-179-13 об административном правонарушении, вынесенное Башкортостанским УФАС России в отношении Шакирова И.Р., а также материалы дела N АР-179-13 об административном правонарушении, установил:
Жалоба рассматривается в отсутствии Шакирова И.Р. и представителя Башкортостанского УФАС России. Жалоба (вх. 4763/14 от 17.01.2014) подана с соблюдением срока, установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.
На основании статьи 14.3 КоАП РФ на Шакирова И.Р. Башкортостанским УФАС России был наложен штраф в размере двух тысяч рублей за нарушение требований пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") при размещении рекламы алкогольной продукции (пива) "Балтика 7", "Жигули барное", "Жатецкий гусь светлое" и "BUD" на сайте sushi02.ru ресторана "on-line ресторан доставки суши02ру", в котором можно сделать он-лайн заказ еды и напитков.
Шакиров И.Р. (далее - Заявитель) в жалобе просит отменить постановление от 30.12.2013 о наложении штрафа, вынесенное в отношении него Башкортостанским УФАС России по делу N АР-179-13 об административном правонарушении, поскольку считает, что административный орган необоснованно квалифицировал размещенную на сайте sushi02.ru информацию о пиве "Балтика 7", "Жигули барное", "Жатецкий гусь светлое" и "BUD" в качестве рекламы, соответственно, состав вменяемого правонарушения в его действиях отсутствует.
ФАС России находит доводы жалобы Заявителя обоснованными, а жалобу подлежащей удовлетворению.
Из материалов административного дела N АР-179-13 усматривается, что Шакиров И.Р. осуществляет в г. Нефтекамске продажу и доставку еды (пицца, суши и пр.) и напитков и размещает информацию об услугах и продукции on-line ресторана на принадлежащем ему сайте sushi02.ru с указанием телефона для заказа еды и напитков, а также потребительских свойствах товаров, для визуализации которых использует иллюстрации (изображения, демонстрирующие товар).
Башкортостанское УФАС России заключило, что использованные на сайте изображения алкогольных напитков выделяют определенный товар и акцентируют внимание потребителя на алкогольных напитках, что свидетельствует о размещении на сайте on-line ресторана рекламы, объектом которой выступает пиво "Балтика 7", "Жигули барное", "Жатецкий гусь" и "BUD", в нарушение запрета, установленного пунктом 8 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностынх лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Башкортостанское УФАС России постановлением от 30.12.2013 по делу N АР-179-13 об административном правонарушении признало гражданина Шакирова И.Р. рекламодателем, виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, с установлением административного штрафа в размере 2000 рублей.
Вместе с тем ФАС России находит, что в данном случае имел место дистанционный способ продажи товара, и продавец товара в силу статьи 26 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" обязан до заключения договора предоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствах товара и ознакомить потребителя с описанием товара, в частности, посредством каталогов, фотоснимков, средств связи или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Сайт on-line ресторана состоит из разделов, объединяющих соответствующий ассортимент товаров. Сведения о товарах (продукции ресторана, напитках) представлены в отдельных блоках, выполненных по форме и содержанию в едином стиле. В частности, в разделе "Напитки" товары представлены в отдельных блоках, в которых содержатся изображения предлагаемых товаров: пива "Балтика 7", "Жигули барное", "Жатецкий гусь светлое", "BUD", воды "Aqua Minerale негазированной", напитка "Coca-Cola"; их наименования, цены, артикулы и объем тары, а также предоставляется сервис, позволяющий заказать необходимое количество товара. Аналогичным образом продукция ресторана (суши, роллы и пр.) представлена в других разделах сайта.
Кроме того, на сайте сообщается о скидках и акциях при заказе товаров в ресторане. Так, одна из акций предлагает потребителям на выбор литр сока или пива при заказе суши или роллов от 700 рублей. Данное предложение сопровождено изображениями сока "Фруктовый сад Яблочный" и пива "Балтика 7".
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вместе с тем, согласно пунктам 2, 3 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, и на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Сайт on-line ресторана с информацией, содержащей одинаковый набор сведений о предлагаемых товарах, ценах и скидках на них, представляет собой каталог товаров, содержащий сведения справочно-информационного характера, направленных на извещение потребителей об ассортименте предлагаемых к продаже товаров и обеспечение права потребителя на правильный их выбор.
При размещении кратких, информационных сведений, такая стоящая перед рекламой задача, как информирование и поддержание интереса к конкретному товару, не выполняется, поскольку однородная информация, размещенная среди таких же, однородных, сведений о различных товарах не позволяет выделить какой-либо отдельный товар и сформировать к нему интерес.
Исходя из положений указанных норм, если информация о реализуемых товарах (с их описанием) размещена продавцом при дистанционном способе продажи товаров в каталоге (на сайте) для информирования потребителей об ассортименте товаров, правилах пользования, их потребительских свойствах, ценах, скидках, акциях и т. п., то такая информация является справочной, носит обязательный характер и не является рекламой, следовательно, и на такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
При таких обстоятельствах рассматриваемая информация о пиве "Балтика 7", "Жигули барное", "Жатецкий гусь светлое" и "BUD", размещенная на сайте sushi02.ru ресторана "on-line ресторан доставки суши02ру", в котором можно сделать он-лайн заказ еды и напитков, не может быть признана рекламой пива, соответственно, отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного оспариваемое постановление Башкортостанского УФАС России от 30.12.2013 по делу N АР-179-13 об административном правонарушении не может быть признано законным.
Заместитель руководителя ФАС России, руководствуясь 14.3, 24.5, 29.7, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решил:
Отменить постановление от 30.12.2013 Башкортостанского УФАС России о наложении штрафа по делу N АР-179-13 об административном правонарушении в отношении ИП Шакирова И.Р. и прекратить производство по делу N АР-179-13 об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3, частями 1, 3 статьи 30.9 КоАП решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения. Жалоба на решение подаётся вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 апреля 2014 г. N АК/15730/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016