Решение Федеральной антимонопольной службы
от 27 ноября 2012 г. N 1 14/83-12
Резолютивная часть решения оглашена "06" ноября 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено "27" ноября 2012 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии:
Карташов Н.Н - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции.
члены Комиссии:
Никитина Т.Е. - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Гриднев Е.И. - начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Кононова Н.В. - заместитель начальника отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Аксаментов А.О. - ведущий специалист-эксперт отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев в присутствии законных представителей ЗАО "Русское море" и ООО "Торговый Дом "Раптика" дело N 1 14/83-12 по признакам нарушения ЗАО "Русское море" (141800, Московская область, г. Ногинск, ст. Захарово) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила:
В Федеральную антимонопольную службу, в соответствии с частью 3 статьи 39 Закона "О защите конкуренции", а также пунктом 1.4.1 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных Приказом ФАС России от 01.08.2007 N 244 и на основании письма УФАС по Московской области (вх.16415 от 21.03.2012 г.), поступили материалы дела 05-15/69-10 о нарушении антимонопольного законодательства ЗАО "Русское море" (далее - Ответчик), выразившемся в нарушении Ответчиком части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции".
ООО "Торговый Дом "Раптика" (далее - Заявители" осуществляют деятельность на товарном рынке рыбы и морепродуктов Российской Федерации, в частности Заявитель с 2009 года осуществляет введение в гражданский оборот на территорию Российской Федерации пресервов "Атлантическая сельдь по-исландски филе-кусочки в пряной заливке", "Атлантическая сельдь по-исландски филе-кусочки в винном соусе", "Атлантическая сельдь по-исландски филе-кусочки в беловинном соусе", "Атлантическая сельдь по-исландски филе-кусочки в ароматизированном масле" (далее - "Атлантическая сельдь по-исландски" (4 вида), а также является правообладателем патентов на промышленные образцы N54907 "банка для пресервов" (4 варианта) и N 80405 "банка для пресервов" (2 варианта).
В 2009 г. Заявителями были обнаружены на рынке Российской Федерации пресервы "Атлантическая сельдь по-исландски филе-кусочки в пряном маринаде", "Атлантическая сельдь по-исландски филе-кусочки в красном вине", "Атлантическая сельдь по-исландски филе-кусочки в белом вине", "Атлантическая сельдь по-исландски филе-кусочки в оливковом масле" (далее - "Атлантическая сельдь по-исландски" (4 вида) производства Ответчика.
При этом, по мнению Заявителей, Ответчиком скопированы этикетки пресервов производства Заявителя, в частности:
- скопировано композиционное построение, в том числе его отдельные словесные и изобразительные элементы;
- использовано идентичное цветовое решение отдельных словесных и изобразительных элементов;
- повторены характерные оригинальные изобразительные элементы.
Заявитель также отмечает, что Ответчик производил и продолжает производить пресервы из сельди с наименованием "Исландка" под товарным знаком "Русское море". С конца 2009 г. Ответчик стал дополнительно производить пресервы из сельди с наименованием "Атлантическая сельдь по-исландски" (4 вида) под товарным знаком "Флоттика".
В связи с изложенным Заявитель считает, что в действиях Ответчика содержатся признаки недобросовестной конкуренции, а также что они нарушают пункт 2 части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции".
Ответчик, не согласившись с заявлением Заявителей, представил объяснения, в которых указал следующее.
Ответчик является одной из крупнейших и известных компаний, специализирующихся на производстве и поставке готовой рыбной продукции, охлажденной и свежемороженой рыбы и морепродуктов на территории Российской Федерации.
Ответчик вводит в гражданский оборот пресервы "Атлантическая сельдь по-исландски" (4 вида) под товарным знаком "Флоттика", исключительными правами на который он обладает по свидетельству N 336874 (дата приоритета 15.06.2006).
Ответчик также пояснил, что в его действиях отсутствует введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей, так как пресервы вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации под разными товарными знаками.
В связи с изложенным, Ответчик просит прекратить дело N 1 14/83-12 о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела N 1 14/83-12 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев все приложенные к материалам дела доказательства, выслушав представителей Заявителей и Ответчика, установила следующие обстоятельства.
Заявитель осуществляют деятельность на товарном рынке рыбы и морепродуктов Российской Федерации, в частности с 2009 года осуществляет производство и введение в гражданский оборот на территории Российской Федерации пресервов "Атлантическая сельдь по-исландски" (4 вида), что подтверждается что подтверждается образцами продукции и копиями бухгалтерского баланса за 2009 и приложениям к нему.
Ответчик также осуществляет деятельность на товарном рынке рыбы и морепродуктов Российской Федерации и вводит в гражданский оборот на территории Российской Федерации пресервы "Атлантическая сельдь по-исландски" (4 вида) под товарным знаком маркой "Флоттика"", что подтверждается образцами продукции и копией договора поставки от 01.10.2011, а также дистрибьюторскими договорами NN Д-2148 от 30.09.2011, Д-2507 от 01.11.2011, Д-3296 от 16.01.2012, Д-010112 от 01.01.2012.
Таким образом, Заявители и Ответчик осуществляют деятельность на товарном рынке рыбы и морепродуктов Российской Федерации и, следовательно, являются хозяйствующими субъектами - конкурентами.
Согласно заключению Института Социологии РАН от 19.01.2011 N 14207-25, задачей которого было определить, существует ли возможность введения потребителей в заблуждение в случае одновременного присутствия на рынке пресервов "Сельдь по-исландски" "Раптика" и "Сельдь по-исландски" "Флоттика", по результатам которого:
- 63% опрошенных знакомы с пресервами "Сельдь по-исландски" "Флоттика", треть (33%) ответили, что эти продукты им не знакомы, а 4% затруднились ответить.
- Пресервы "Сельдь по-исландски" "Раптика" известны подавляющему большинству опрашиваемых (87%), 13% эти товары не известны.
- Большинство респондентов полагают что пресервы "Сельдь по-исландски" "Раптика" и "Флоттика" производятся одной компанией (59%), 27% - что разными, а 14% затруднились ответить на вопрос.
- Абсолютное большинство опрашиваемых считают, что они могли бы по ошибке вместо пресервов "Сельдь по-исландски" "Раптика" купить аналогичный продукт с обозначением "Флоттика" (62%), 35% ответили, что не совершили бы подобной ошибки, а 3% затруднились ответить.
- Подавляющее большинство опрашиваемых (92%) полагают, что в том случае, если приобретенный товар пресервы "Сельдь по-исландски" "Флоттика" им бы не понравился, это повлияло бы негативно на их отношение к пресервам "Сельдь по-исландски" "Раптика", у 2% это отношение улучшилось бы, у 5% осталось неизменным, 1% опрошенных затруднился ответить.
Комиссия ФАС России сделала вывод, что действия Ответчика по введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации пресервов Атлантическая сельдь по-исландски" (4 вида), под наименованием "Флоттика" с использованием дизайнерских решений, применяемых Заявителем при оформлении пресервов "Атлантическая сельдь по-исландски" (4 вида), приводят к смешению продукции разных производителей, что вводит потребителей в заблуждение в отношении производителя пресервов "Атлантическая сельдь по-исландски" (4 вида) под торговой маркой "Флоттика".
В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, выраженная во введении в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Таким образом, признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции", присутствуют в действиях Ответчика:
1. Направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентом выразилась в использовании Ответчиком репутации Заявителей и выпускаемой ими продукции, приобретшей широкую различительную способность у потребителей задолго до введения в оборот аналогичной продукции Ответчиком, за счет чего Ответчик обеспечил стабильный спрос и снизил издержки на продвижение выпускаемой им продукции;
2. Противоречие действующему законодательству, а именно пункту 1 части 3 статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, запрещающему все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;
3. Способность причинения убытков конкуренту выразилась в том, что в результате введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации Ответчиком пресервов "Атлантическая сельдь по-исландски" (4 вида), под наименованием "Флоттика" с использованием дизайнерских решений, применяемых Заявителем при оформлении пресервов "Атлантическая сельдь по-исландски" (4 вида), Заявитель лишаются возможности эффективно реализовывать свой товар, что в свою очередь не может не сказаться на их прибыли, а также может повлечь перераспределение спроса на товарном рынке рыбы и морепродуктов продукции Российской Федерации.
Таким образом, действия Ответчика, выраженные в использовании при введении в гражданский оборот на территории Российской Федерации Ответчиком пресервов "Атлантическая сельдь по-исландски" (4 вида) под наименованием "Флоттика" дизайнерских решений в оформлении продукции, вводящих в заблуждение относительно производителя товара, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат действующему законодательству, а также способны причинить убытки хозяйствующему субъекту - конкуренту.
Принимая во внимание упомянутые обстоятельства и руководствуясь статьей 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона "О защите конкуренции", Комиссия ФАС России решила:
1. Признать действия ЗАО "Русское море" на товарном рынке рыбы и морепродуктов Российской Федерации, связанные с введением в заблуждение в отношении производителя пресервов "Атлантическая сельдь по-исландски филе-кусочки в пряном маринаде", "Атлантическая сельдь по-исландски филе-кусочки в красном вине", "Атлантическая сельдь по-исландски филе-кусочки в белом вине", "Атлантическая сельдь по-исландски филе-кусочки в оливковом масле", актом недобросовестной конкуренции, противоречащим пункту 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ЗАО "Русское море" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N 1 14/83-12
о нарушении антимонопольного законодательства
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии:
Карташов Н.Н. - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
члены Комиссии:
Никитина Т.Е. - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Гриднев Е.И. - начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Кононова Н.В. - заместитель начальника отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Аксаментов А.О. - ведущий специалист-эксперт отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от ___ ноября 2012 г. по делу N 1 14/83-12 о нарушении ЗАО "Русское море" пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ЗАО "Русское море" в срок до 15 января 2013 года прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно прекратить введение в гражданский оборот на территории Российской Федерации пресервов пресервов "Атлантическая сельдь по-исландски филе-кусочки в пряном маринаде", "Атлантическая сельдь по-исландски филе-кусочки в красном вине", "Атлантическая сельдь по-исландски филе-кусочки в белом вине", "Атлантическая сельдь по-исландски филе-кусочки в оливковом масле" с использованием дизайнерских решений в оформлении продукции, вводящих в заблуждение в отношении производителя товара.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Примечания:
- предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения;
- за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписания коммерческие организации и их руководители несут ответственность, предусмотренную, соответственно, пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 ноября 2012 г. N 1 14/83-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016