Резолютивная часть оглашена 24.01.2014
В полном объеме изготовлено 28.01.2014
г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",
ООО "ИНТЕР-РАО - Центр управления закупками": Черновой И.С. - доверенность от 09.01.2014 N ДО/2014/15, Цыпелева А.Г. - доверенность от 09.01.2014 N ДО/2014/15,
ООО "Угольный разрез" уведомлено надлежащим образом, представители ООО "Угольный разрез" на рассмотрение жалобы не явились,
ООО "Сибсервис": Фирсова В.Ю. - приказ N20 от 22.05.2013 о продлении полномочий генерального директора ООО "Сибсервис",
рассмотрев жалобу ООО "Сибсервис" от 15.01.2014 N1092 на действия заказчика ООО "Угольный разрез", организатора закупки ОАО "ИНТЕР РАО - Центр управления закупками" при проведении открытых конкурентных переговоров N4579 на право заключения договора на выполнение работ и оказание услуг по комплексной отработке Окино-Ключевского буроугольного месторождения с погрузкой и транспортировкой угля до конечного потребителя для нужд ООО "Угольный разрез",
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Сибсервис" (далее - Заявитель) от 15.01.2014 N1092 (вх. N 3489-эп/14 от 15.01.2014) на действия заказчика ООО "Угольный разрез" (далее - Заказчик), организатора закупки ОАО "ИНТЕР РАО - Центр управления закупками" (далее - Организатор закупки) при проведении открытых конкурентных переговоров N4579 на право заключения договора на выполнение работ и оказание услуг по комплексной отработке Окино-Ключевского буроугольного месторождения с погрузкой и транспортировкой угля до конечного потребителя для нужд ООО "Угольный разрез" (далее - Конкурентные переговоры).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ООО "Угольный разрез", утвержденным Советом директоров ООО "Угольный разрез" (протокол от 08.02.2012 N10) (далее - Положения о закупке).
27.12.2013 на сайте http://www.interrao-zakupki.ru (далее - сайт Организатора закупки) размещено извещение о проведении Конкурентных переговоров (далее - Извещение), документация о проведении Конкурентных переговоров (далее - Документация).
Из жалобы следует, что при проведении Конкурентных переговоров были нарушены законные права и интересы Заявителя в части неразмещения Заказчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) Извещения, Документации, а также нарушения установленных пунктом 37.2.1 Положения о закупке сроков между датой размещения на сайте Организатора закупки Извещения, Документации и датой окончания подачи заявок на участие в Конкурентных переговорах.
Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России Заявитель дополнил жалобу следующими доводами:
- по мнению Заявителя, во исполнение требований части 4 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при осуществлении закупочной деятельности Заказчик в 2013 году обязан был руководствоваться положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). Учитывая, что Законом о размещении заказов не предусмотрен такой способ закупки, как конкурентные переговоры, Заказчиком выбран ошибочный способ осуществления закупки работ и услуг по комплексной отработке Окино-Ключевского буроугольного месторождения с погрузкой и транспортировкой угля до конечного потребителя для нужд ООО "Угольный разрез";
- действия Заказчика, выразившиеся в установлении требований к квалификации, деловой репутации участников Конкурентных переговоров, а также наличию у участников Конкурентных переговоров производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и других ресурсов, противоречат, по мнению Заявителя, нормам Закона о размещении заказов;
- при осуществлении закупки работ и услуг по комплексной отработке Окино-Ключевского буроугольного месторождения с погрузкой и транспортировкой угля до конечного потребителя для нужд ООО "Угольный разрез" Заказчик включил в предмет указанной закупки технологически и функционально не связанные работы, услуги, что ограничивает круг лиц, которые могут принять участие в Конкурентных переговорах.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора закупки, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Закон о закупках распространяется на закупку товаров, работ, услуг организациями, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в том числе, организациями осуществляющими регулируемые виды деятельности в сферах, указанных в Законе о закупках, а также дочерними хозяйственными обществами организаций, указанных в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 4 статьи 8 Закона о закупках, в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона о закупках заказчик (за исключением заказчиков, указанных в частях 5 - 8 статьи 8 Закона о закупках) не разместил в порядке, установленном Законом о закупках, утвержденное положение о закупке, заказчик при закупке руководствуется положениями Закона о размещении заказов до дня размещения утвержденного положения о закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 2.1 статьи 1 Закона о закупках действие Закона о закупках не распространяется на организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, если общая выручка соответственно таких организаций от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена на официальном сайте
В соответствии с пунктом 2 части 2.1 статьи 1 Закона о закупках действие Закона о закупках не распространяется на дочерние хозяйственные общества организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена на официальном сайте.
Информация об объеме выручки субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, размещается в общедоступной части официального сайта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 494 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации об объеме выручки отдельных видов юридических лиц и требованиях к такой информации" (далее - Постановление).
Согласно представленной на заседании Комиссии ФАС России копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц
ООО "Угольный разрез" (ИНН 0318015873) от 27.12.2013 N 19944В/2013 учредителем ООО "Угольный разрез" является ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" которому принадлежит 100% долей в уставном капитале ООО "Угольный разрез".
Комиссией ФАС России на основании представленных документов и сведений, а также информации, размещенной на сайте ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" установлено, что ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, электроснабжения.
23.11.2013 в порядке, предусмотренном Постановлением, на официальном сайте размещены сведения об объеме выручки ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" от регулируемых видов деятельности. Согласно указанным сведениям, доля участия Российской Федерации в уставном капитале ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" составляет 13,76%, выручка ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" от регулируемых видов деятельности составляет 4,4 % выручки от всех видов осуществляемой ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" деятельности за предшествующий календарный год.
Таким образом, ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" в соответствии с пунктом 1 части 2.1 статьи 1 Закона о закупках исключено из числа заказчиков, указанных в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках.
При этом, юридические лица, в уставном каптале которых доля участия ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" превышает 50%, не могут быть признаны заказчиками в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что ООО "Угольный разрез" не является субъектом естественных монополий, организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности, ООО "Угольный разрез" не обязано осуществлять закупочную деятельность в соответствии с требованиями Закона о закупках, Закона о размещении заказов.
2. В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Порядок рассмотрения заявлений, материалов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, в том числе положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также порядок принятия мер антимонопольного реагирования в случае установления таких признаков предусмотрен Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (далее - Регламент).
В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
Учитывая, что закупка работ и услуг по комплексной отработке Окино-Ключевского буроугольного месторождения с погрузкой и транспортировкой угля до конечного потребителя для нужд ООО "Угольный разрез" осуществляется Заказчиком путем проведения конкурентных переговоров, у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для принятия мер антимонопольного реагировании в соответствии с Регламентом.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Сибсервис" от 15.01.2014 N1092 (вх. N 3489-эп/14 от 15.01.2014) на действия заказчика ООО "Угольный разрез", организатора закупки ОАО "ИНТЕР РАО - Центр управления закупками" при проведении открытых конкурентных переговоров N4579 на право заключения договора на выполнение работ и оказание услуг по комплексной отработке Окино-Ключевского буроугольного месторождения с погрузкой и транспортировкой угля до конечного потребителя для нужд ООО "Угольный разрез" необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 января 2014 г. N 17/2691/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016