Решение Федеральной антимонопольной службы
от 2 сентября 2013 г. N АК/40086/13
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя ФАС России;
Члены Комиссии:
Карташов Н.Н. - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Василенкова И.И. - заместитель начальника управления - начальник отдела Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Никитина Т.Е. - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Бурова С.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N 3-5-62/00-08-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы канала "Муз-ТВ" с утверждением "Телеканал "Муз-ТВ" - главный музыкальный канал",
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО "Муз-ТВ Операционная компания" (адрес: 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25 А, стр.6, ОГРН 5087746427434, ИНН 0278087999) - Давлетяров А.И. (генеральный директор), Быков В.В., Зворыгина О.Ю. (доверенность от 28.08.2013), установила:
В ФАС России поступило обращение гражданина с претензиями к рекламе канала "Муз-ТВ" с утверждением "Телеканал "Муз-ТВ" - главный музыкальный канал", содержащейся в анонсе передачи "Премия МУЗ-ТВ" на телеканале "Муз- ТВ".
20.06.2013 с 13:30 до 14:30 на телеканале "Муз- ТВ" транслировался анонс передачи "Премия МУЗ-ТВ", в котором сообщалось о предстоящей трансляции на канале "Муз-ТВ" передачи "Премия МУЗ-ТВ", а также содержалась самореклама канала с утверждением "Телеканал "Муз-ТВ" - главный музыкальный канал".
Кроме того, данная реклама содержится в форме заставки на Интернет ресурсе - официальном сайте канала МУЗ ТВ http://muz-tv.ru.
В соответствии с "Толковым словарем русского языка Ожегова" (http://slovarus.com/poisk=yes) слово "главный" означает самый важный, основной, старший по положению, а также вообще возглавляющий что-нибудь.
Согласно Толковому словарю Кузнецова (http://kuznetsov-dictionary.info/) слово "главный" имеет значение главнейший, самый важный, основной, старший по положению.
В словосочетании "главный музыкальный канал" имеется имплицитное (скрытое) сравнение рекламируемого музыкального канала с иными каналами, освещающими подобную тематику.
Кроме того, присутствие в данном словосочетании слова "главный" в значении "самый важный, основной" указывает на то, что канал определенной тематики (музыкальный) в стране (России) является "самым важным, основным". Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкальный канал превосходит остальные каналы той же тематики.
Следовательно, использованное в рекламе утверждение "Телеканал "Муз-ТВ" - главный музыкальный канал" подразумевает, что рекламируемый канал обладает более высокими достоинствами и преимуществом перед иными музыкальными каналами.
Вместе с тем для приобретения телеканалом статуса "главный" необходимо наличие оснований, позволяющих судить о таком положении телеканала.
К таким основаниям можно отнести, например, публикуемые на сайте http://www.tns-global.ru ЗАО "ТНС ГЭЛЛАП МЕДИА" (входит в группу компаний TNS, которая на международном уровне выступает экспертом в области измерения аудитории СМИ (пресса, радио, ТВ, интернет) данные по измерению аудитории СМИ (рейтинги СМИ-ТВ). В частности, на сайте http://www.tns-global.ru публикуются результаты измерения среднесуточной доли телеканала - среднее количество человек, смотревших телеканал на протяжении суток, выраженное в процентах от общего количества телезрителей (тех, кто смотрел любой телеканал в течение суток, включая оцениваемый телеканал), а также рейтинг Топ 10 по жанрам.
По данным ЗАО "ТНС ГЭЛЛАП МЕДИА" среднесуточная доля телеканала "Муз ТВ" после ребрендинга в сентябре 2012 года и начала вещания на новой частоте в обновленном формате - классическом формате музыкального телеканала, достигла 0,1 - 0,2 %. При этом в данном рейтинге телеканал "Муз ТВ" появился только в марте 2013 года.
В тоже время среднесуточная доля такого телеканала музыкальной тематики, как RU.ТВ, в марте-августе 2013 года достигала 0,3 - 0,5 %. При этом телеканал RU.ТВ присутствует в данном рейтинге значительно дольше, чем телеканал "Муз ТВ" в обновленном формате.
В рейтинге Топ 10 по жанру "Музыкальные программы" присутствуют музыкальные программы таких телеканалов, как Россия 1, первый, Россия К, НТВ и другие. Программы телеканала Муз ТВ в данном рейтинге отсутствуют за протяжении всего периода существования телеканала в обновленном формате.
Использованное в рекламе утверждение "Телеканал "Муз-ТВ" - главный музыкальный канал" носит категоричный, всеобъемлющий характер и, без уточнений критерия оценки, свидетельствует о том, что рекламируемый музыкальный канал превосходит во всём иные каналы музыкальной тематики или их музыкальные программы.
Между тем рейтинги аудитории телеканалов СМИ свидетельствует об отсутствии преимущества телеканала "Муз ТВ" по данным критериям.
Кроме того, утверждение "Телеканал "Муз-ТВ" - главный музыкальный канал" претендует на то, что музыка на телеканале удовлетворяет всем возможным музыкальным запросам и вкусам зрителей.
Однако музыкальные предпочтения зрительской аудитории столь разнообразны, а жанры в музыке столь многочисленны, что претендовать на удовлетворение всевозможных музыкальных запросов зрителей не может ни один телеканал.
Таким образом, утверждение "Телеканал "Муз-ТВ" - главный музыкальный канал" сделано при отсутствии оснований для такого утверждения и будет некорректным сравнением телеканала МУЗ ТВ с иными каналами, освещающими музыкальную тематику.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
При отсутствии оснований и критериев указание телеканалом МУЗ ТВ на статус "главный" является некорректным сравнением, которое не допускается положениями пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
С учетом изложенного реклама телеканала Муз-ТВ с утверждением "Телеканал "Муз-ТВ" - главный музыкальный канал" содержит признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 1 часть 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Рекламное утверждение "Телеканал "Муз-ТВ" - главный музыкальный канал" не содержит конкретных сведений о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В связи с этим в рекламе телеканала МУЗ ТВ не усматривается признаков нарушения пункта 1 часть 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
Рекламодателем указанной рекламы является ООО "Муз-ТВ Операционная компания" (адрес: 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25 А, стр.6, ОГРН 5087746427434, ИНН 0278087999).
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать недобросовестной рекламу ООО "Муз-ТВ Операционная компания" с утверждением "Телеканал "Муз-ТВ" - главный музыкальный канал", нарушающей пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Муз-ТВ Операционная компания" предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Муз-ТВ Операционная компания".
Решение изготовлено в полном объеме 20 сентября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 сентября 2013 г. N АК/40086/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016