Решение Федеральной антимонопольной службы
от 31 января 2014 г. N АК/4497/14
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя ФАС России;
Члены Комиссии:
Василенкова И.И. - заместитель начальника управления - начальник отдела Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Никитина Т.Е. - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Бурова С.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N 3-5-82/00-08-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Изварино-Фарма" рекламы лекарственного препарата "Голдлайн" и БАД "Голдлайн Лайт" на сайте www.gold-line.su в 2013 г.,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО "Изварино-Фарма" (адрес: 142750, г. Москва, д. Изварино, территория ВНЦМДЛ, стр.1, ИНН 5003022562, ОГРН 1035000900758, КПП 775101001) - Ляховецкого Д.Д. (доверенность от 12.11.2013),
заявителя,
Компания с ограниченной ответственностью "ПРОМОМЕД" (США), имеющая на территории Российской Федерации Представительство Компании с ограниченной ответственностью "ПРОМОМЕД" (адрес: проспект Мира, д.13, корп. 1, офис 16, г. Москва, 129090, зарегистрировано в ГРП при Минюсте России за номером 14213) - Машутина А.Б. (доверенность от 20.01.2014), Кобаненко М.А. (доверенность от 15.10.2013), Фирсовой К.Л. (доверенность от 15.10.2013), Родионова А.Е. (доверенность от 15.10.2013), установила:
В рассмотрении дела 22 января 2014 г. объявлялся перерыв до 24 января 2014 г. В рассмотрении дела 24 января 2014 г. объявлялся перерыв до 31 января 2014 г.
В ФАС России поступило заявление Компании с ограниченной ответственностью "ПРОМОМЕД" (США), имеющей на территории Российской Федерации Представительство (далее - Компания "ПРОМОМЕД"), о признаках нарушения законодательства о рекламе в рекламе рецептурного лекарственного препарата "Голдлайн" и БАД "Голдлайн Лайт".
Реклама лекарственного препарата "Голдлайн" распространялась в марте 2013 г. в виде рекламного баннера на каждой интернет-странице сайта http://www.gold-line.su.
Как следует из представленного заявителем протокола осмотра интернет-сайта, составленного нотариусом города Москвы Ковалевой С.Н. (реестровый N 3-1485), по состоянию на 21 марта 2013 года на интернет-странице по адресу http://www.gold-line.su/content/id=144880 размещался рекламный баннер лекарственного препарата "Голдлайн" и рекламная статья под заголовком "Что можно купить в аптеке".
В рекламном баннере приводится изображение упаковок лекарственного препарата "Голдлайн" и утверждение: "Что поможет похудеть. Голдлайн", а в рекламной статье проводится сравнение лекарственного препарата "Голдлайн" дистрибьютором которого на территории Российской Федерации является ООО "Изварино Фарма", с лекарственным препаратом "Редуксин", которое на территории Российской Федерации зарегистрировано Компанией "ПРОМОМЕД".
Согласно Инструкции по применению лекарственного препарата "Голдлайн", регистрационный N ЛСР-005820/09, в состав препарата "Голдлайн" входит сибутрамина гидрохлорида моногидрат, 10 мг, 15 мг, условия отпуска из аптек: по рецепту.
В соответствии с пунктом 2.2. Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785, лекарственные препараты, содержащие сибутрамин, отпускаются аптечными учреждениями (организациями) по рецептам врачей.
Таким образом, препарат "Голдлайн" является рецептурным лекарственным препаратом.
Согласно части 8 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Таким образом, в рекламе рецептурного лекарственного препарата "Голдлайн", распространявшейся в марте 2013 г. на сайте http://www.gold-line.su, усматриваются признаки нарушения части 8 статьи 24 Закона о рекламе.
С июля 2013 г. размещенный на интернет-сайте по адресу http://www.gold-line.su/content/id=144880 рекламный баннер рецептурного лекарственного препарата "Голдлайн" изменен. Прежнее изображение упаковок рецептурного лекарственного препарата "Голдлайн" заменено на изображение упаковки препарата под названием "Голдлайн Лайт", который является биологически активной добавкой к пище (БАД) (свидетельство о государственной регистрации N RU.77.99.11.003.Е.001687.03.13 от 01.03.2013).
В рекламном баннере БАДа "Голдлайн Лайт" демонстрация упаковки БАДа сопровождается следующими утверждениями: "Что поможет похудеть. Голдлайн Лайт", "Скинь лишнее или мы вернем деньги. Узнай условия акции", "Теперь похудеть стоит на 30% дешевле". Данные утверждения сопровождаются изображениями девушек до и после применения препарата. Указанные рекламные баннеры размещены на каждой странице интернет-сайта www.gold-line.su.
При этом рекламное утверждение: "Что поможет похудеть" в рекламных баннерах лекарственного препарата "Голдлайн" и БАДа "Голдлайн Лайт" остались без изменений.
Вместе с тем, в названиях рецептурного лекарственного препарата "Голдлайн" и БАДа "Голдлайн Лайт" использовано одно и то же слово "Голдлайн", различие состоит только в использовании обозначения "Лайт" в названии БАДа.
Упаковки рецептурного лекарственного препарата "Голдлайн" и БАДа "Голдлайн Лайт" не различаются между собой шрифтом и размером шрифта написания названий, расположением надписей на упаковке, а также иными элементами изобразительного оформления упаковок, в том числе использованными в оформлении цветами.
Так, в упаковке лекарственного препарата "Голдлайн" бордовый цвет используется для оформления нижней части упаковки, а белый - верхней, цветовые зоны отделены изогнутой линией золотистого цвета. В упаковке БАДа "Голдлайн Лайт" используется аналогичное цветовое сочетание и дизайнерское решение в зеркальном отображении. На обеих упаковках в верхнем левом углу используются абсолютно идентичные изображения силуэта девушки золотистого цвета.
Таким образом, упаковки БАДа "Голдлайн Лайт" и рецептурного лекарственного препарата "Голдлайн" сходны до степени смешения.
При этом на лицевой стороне упаковки БАДа "Голдлайн Лайт" не содержится указания на то, что препарат является биологически активной добавкой к пище, рекламный баннер также не содержит такого указания, что усиливает восприятие препарата в качестве рецептурного лекарственного препарата.
В связи с этим использование обозначения "Лайт" не влияет на различительную способность названий товаров и их упаковок, что может свидетельствовать для потребителя о более легкой версии того же самого препарата (лекарственного препарата "Голдлайн").
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что БАД "Голдлайн-Лайт" в рекламе ассоциируется с рецептурным лекарственным препаратом "Голдлайн", и его реклама должна рассматриваться как реклама рецептурного лекарственного препарата "Голдлайн".
Вывод Комиссии об ассоциативной связи в восприятии упаковок БАДа "Голдлайн Лайт" и рецептурного лекарственного препарата "Голдлайн" подтверждается результатами проведенного ВЦИОМ социологического исследования, представленного Компанией "ПРОМОМЕД". При этом доводы ООО "Изварино Фарма" о том, что данное социологическое исследование не дает объективной и достоверной картины восприятия потребителями препаратов "Голдлайн" и "Голдлайн Лайт" и в целом является ненадлежащим и недопустимым доказательством отклоняются Комиссией, как несостоятельные.
Согласно отчету ВЦИОМ 94,7 % респондентов посчитали упаковки препарата "Голдлайн" и БАДа "Голдлайн Лайт" сходными между собой по внешнему виду, 92 % респондентов полагают, что препарат "Голдлайн" и БАД "Голдлайн Лайт" относятся к одной линейке продуктов, то есть являются взаимозаменяемыми продуктами, лишь 7,6 % опрошенных смогли различить "Голдлайн" и "Голдлайн Лайт" как лекарственный препарат и БАД, 36,7 % респондентов не увидели различий вообще, по мнению оставшейся части респондентов, отличия заключаются в количестве капсул, дозировке, силе действия и эффективности и пр.
Согласно части 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные Законом рекламе в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной рекламой признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
Изложенные обстоятельства позволяют заключить, что реклама рецептурного лекарственного препарата "Голдлайн" осуществляется под видом рекламы другого товара - БАД "Голдлайн-Лайт", соответственно, реклама БАДа "Голдлайн Лайт" представляет собой рекламу рецептурного лекарственного препарата "Голдлайн" и должна быть признана недобросовестной.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестная реклама не допускается.
Таким образом, реклама БАДа "Голдлайн Лайт" размещена на интернет-сайте http://www.gold-line.su с признаками нарушения пункта 3 части 2 статьи 5, части 8 статьи 24 Закона о рекламе.
Согласно представленному протоколу осмотра интернет-сайта http://www.gold-line.su, составленного нотариусом города Москвы Бублий Д.С. (реестровый N 1до-518), на интернет-странице сайта по адресу http://www.gold-line.su/content/id=144880 размещена рекламная статья "Что можно купить в аптеке". В данной статье приводится сравнение рецептурного лекарственного препарата "Голдлайн" с рецептурным лекарственным препаратом "Редуксин".
В частности, в рекламной статье указывается: "В этих препаратах [Прим.: Речь идет о рецептурных лекарственных средствах "Голдлайн" и "Редуксин"] содержится одно и то же действующее вещество - сибутрамин в одних и тех же дозировках - 10 и 15 мг. Разница между ними лишь в цене". Далее следует изображение упаковок рецептурного лекарственного препарата "Голдлайн" и рецептурного лекарственного препарата "Редуксин" и приводится таблица цен на указанные препараты в различных дозировках:
Голдлайн Редуксин
10 мг 30 капсул
850 руб
1190 руб
10 мг 60 капсул
1265 руб
2030 руб
10 мг 90 капсул
1600 руб
-
15 мг 30 капсул
1070 руб
1800 руб
15 мг 60 капсул
1580 руб
3050 руб
15 мг 90 капсул
2050 руб
-
При этом рекламная статья сопровождается рекламным баннером с утверждением "Теперь похудеть стоит на 30% дешевле". Исходя из представленной в рекламной статье таблицы цен на рецептурные лекарственные препараты, следует, что препарат "Голдлайн" на 30-50% дешевле препарата "Редуксин", что воспринимается как подтверждение используемого в рекламном баннере утверждения.
Таким образом, совокупность утверждений "Теперь похудеть стоит на 30% дешевле" и "Разница между ними лишь в цене" указывают на привлекательность цены препарата "Голдлайн" по сравнению с ценой препарата "Редуксин". При этом, исходя из содержания рекламной статьи, создается впечатление о тождественности характеристик указанных препаратов.
Между тем, данные препараты отличаются друг от друга по ряду характеристик. Согласно инструкции по медицинскому применению, регистрационный N ЛСР-005820/09 от 17.07.2009, активным веществом препарата "Голдлайн" является сибутрамина гидрохлорида моногидрат в дозировке 10 мг и 15 мг. Вспомогательные вещества: лактоза в дозировке 232,00 мг, целлюлоза микрокристаллическая в дозировке 30,00 мг, кремния диоксид коллоидный в дозировке 1,00 мг, магния стеарат в дозировке 2,00 мг.
В свою очередь, согласно инструкции по медицинскому применению препарата "Редуксин", регистрационный N ЛС-002110 от 29.02.2012, активными веществами препарата являются сибутрамина гидрохлорида моногидрат в дозировке 10 мг и 15 мг и целлюлоза микрокристаллическая (МКЦ) в дозировке 158,5 мг и 153,5 мг. Вспомогательные вещества: кальция стеарат в дозировке 1,5 мг.
Исходя из приведенных данных, в состав лекарственного препарата "Голдлайн" входит одно фармакологически активное вещество (сибутрамина гидрохлорида моногидрат), в то время как в состав лекарственного препарата "Редуксин" включены два фармакологически активных вещества (сибутрамина гидрохлорида моногидрат, целлюлоза микрокристаллическая).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61 ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтические субстанции - лекарственные средства в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства, изготовления лекарственных средств и определяющие их эффективность. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств под вспомогательными веществами понимаются вещества неорганического или органического происхождения, используемые в процессе производства, изготовления лекарственных препаратов для придания им необходимых физико-химических свойств.
Согласно Инструкции по медицинскому применению входящее в состав лекарственного препарата "Редуксин" активное вещество целлюлоза микрокристаллическая выполняет фармакологическое действие энтеросорбента, обладает сорбционными свойствами и неспецифическим дезинтоксикационным действием. В свою очередь, входящее в состав препарата "Голдлайн" вспомогательное вещество целлюлоза микрокристаллическая не обладает фармакологической активностью, что обусловливает различный качественный состав фармакологически активных веществ препаратов "Голдлайн" и "Редуксин".
В силу различных количественного и качественного составов препараты зарегистрированы под различными международными непатентованными наименованиями (МНН). На основании пункта 3 Приказа Минздрава России от 20.12.2012 N 1175Н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию (МНН).
Согласно Регистрационному удостоверению лекарственного препарата N ЛС 002110 от 29.02.2012 препарат "Редуксин" имеет МНН "Сибутрамин + целлюлоза микрокристаллическая". Согласно утвержденной инструкции по медицинскому применению препарата "Голдлайн" N ЛСР-005820/09 от 17.07.2009 лекарственный препарат "Голдлайн" имеет МНН "Сибутрамин".
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 964 "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации" препарат "Голдлайн" относится к сильно действующим веществам, поскольку его активным веществом является только сибутрамина гидрохлорида моногидрат. Препарат "Редуксин" имеет в своем составе иные активные вещества (фармацевтические субстанции) и к сильнодействующим веществам не относится.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной рекламой признается реклама, которая содержит некорректное сравнение рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуется другими продавцами.
Учитывая изложенное, рекламный баннер с утверждением "Теперь похудеть стоит на 30% дешевле" и приведенное в рекламной статье "Что можно купить в аптеке" сравнение препаратов "Голдлайн" и "Редуксин" является некорректным и создающим искаженное представление о тождественности указанных препаратов и о ценовой привлекательности препарата "Голдлайн", соответственно, реклама лекарственного препарата "Голдлайн" и БАД "Голдлайн Лайт" должна быть признана недобросовестной.
Таким образом, в рекламе лекарственного препарата "Голдлайн" и БАД "Голдлайн Лайт" (баннер и рекламная статья "Что можно купить в аптеке") усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 24 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частью 8 статьи 24 Закона о рекламе.
Согласно справке аккредитованного регистратора доменных имен ЗАО "Региональный Сетевой Информационный Центр", ООО "Изварино Фарма" является администратором доменного имени gold-line.su.
Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является ООО "Изварино Фарма" (адрес: 142750, г. Москва, д. Изварино, территория ВНЦМДЛ, стр.1, ИНН 5003022562, ОГРН 1035000900758, КПП 775101001).
Руководствуясь частью 8 статьи 24, пунктами 1, 3 части 2 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей распространявшуюся в виде баннера на сайте gold-line.su в сети Интернет рекламу рецептурного лекарственного препарата "Голдлайн", нарушающей требования пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку реклама недобросовестна, а именно реклама рецептурного лекарственного препарата "Голдлайн" осуществляется под видом рекламы другого товара - БАД "Голдлайн-Лайт".
2. Признать ненадлежащей распространявшуюся в виде баннера на сайте gold-line.su в сети Интернет рекламу рецептурного лекарственного препарата "Голдлайн", нарушающей требования части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", поскольку реклама распространялась в местах и способом, не предусмотренными данной нормой.
3. Признать ненадлежащей распространявшуюся в виде баннера и рекламной статьи под заголовком "Что можно купить в аптеке" на сайте gold-line.su в сети Интернет рекламу рецептурного лекарственного препарата "Голдлайн", нарушающей требования пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку реклама недобросовестна, а именно содержит некорректное сравнение препаратов "Голдлайн" и "Редуксин", создающее искаженное представление о тождественности указанных препаратов и ценовой привлекательности препарата "Голдлайн".
4. Выдать ООО "Изварино Фарма" предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Изварино Фарма".
Решение изготовлено в полном объеме 10 февраля 2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 января 2014 г. N АК/4497/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016