Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" рассмотрев жалобу ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева" б/н, б/д, на действия ФГУП "Космическая связь" при проведении открытого конкурса на право заключения Договора на проектирование, разработку, изготовление, поставку, адаптацию, подготовку к запуску, проведение испытаний на орбите, сдачу в эксплуатацию и поддержку на орбите в течение срока активного существования космического аппарата "Экспресс-АМУ2" (извещение 31300610418) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева" (далее - Заявитель) б/н, б/д
(вх. от 13.02.2014 N 14780-Ф/14) на действия ФГУП "Космическая связь" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на проектирование, разработку, изготовление, поставку, адаптацию, подготовку к запуску, проведение испытаний на орбите, сдачу в эксплуатацию и поддержку на орбите в течение срока активного существования космического аппарата "Экспресс-АМУ2" (извещение 31300610418) (далее - Конкурс).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГУП "Космическая связь", утвержденным приказом ГП КС от 22.07.2013 N 205 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
15.10.2013 на официальном сайте размещено извещение о проведении Конкурса (далее - Извещение) и Конкурсная документация (далее - Документация).
По мнению Заявителя, Заказчиком при проведении Конкурса допущены следующие нарушения:
1. Нарушен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе при оценке заявки победителя Конкурса;
2. Документация не содержит порядок определения цены договора и порядок проведения расчетов, что не позволяет сделать вывод о лучшем предложении об исполнении договора по критерию "Цена Договора".
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с Извещением, дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе 11:00 14.01.2014.
Согласно Извещению, Документации начальная (максимальная) договора составляет 5 800 000 000 рублей.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 14.01.2014 на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупок, в том числе от Заявителя.
Согласно протоколу проведения отбора заявок на участие в Конкурсе от 21.01.2014 к участию в Конкурсе допущено 3 участника, подавших заявки на участие в Конкурсе, в том числе Заявитель.
В соответствии с протоколом о результатах Конкурса от 31.01.2014 победителем Конкурса признано Акционерное общество упрощенного типа с единственным участником ASTRIUM SAS (далее - Победитель), с предложением о цене договора 4 825 000 000 рублей, Заявитель занял второе место.
1. По мнению Заявителя, при оценке заявок на участие в Конкурсе, Заказчик неправомерно присвоил заявке Победителя Конкурса по показателю "Включение штрафных санкций в отношении Участника за нарушение сроков выполнения этапов Работ по изготовлению КА" критерия "Качество Работ и квалификация Участника Конкурса" 4 балла. Вместе с тем, согласно установленному Документацией порядку оценки заявок на участие в Конкурсе заявке Победителя по указанному критерию должно быть присвоено 0 баллов.
Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представили документы и пояснили следующее.
Пунктом 7.8.9.1 Положения о закупке установлено, что "оценка осуществляется в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в конкурсной документации".
В соответствии с пунктом 7.8.9.2 Положения о закупке "в составе конкурсной документации должны быть указаны как критерии оценки и сопоставления заявок, так и их веса, а также порядок оценки и сопоставления заявок в соответствии с указанными критериями".
Пунктом 2.22.3 Документации установлен перечень критериев оценки заявок на участие в Конкурсе, в том числе "Качество Работ и квалификация Участника Конкурса" (значимость 30%).
При этом в соответствии с Таблицей 2 пункта 2.23.2 Документации одним из показателей критерия "Качество Работ и квалификация Участника Конкурса" является "Включение штрафных санкций в отношении Участника за нарушение сроков выполнения этапов Работ по изготовлению КА". Максимальный балл - "20" присваивается в случае указания участником в заявке "25 % от стоимости этапа", максимальный балл - "10" присваивается в случае указания участником в заявке "20 % от стоимости этапа".
Пунктом 2.23.2.4 "Оценка включения штрафных санкций в отношении Участника за нарушение сроков выполнения этапов Работ по изготовлению КА" установлено: "Оценка Участника Конкурса производится на основании предоставленных Участником данных о размере штрафных санкций в отношении этого Участника за нарушение сроков выполнения этапов Работ по изготовлению космического аппарата "Экспресс-АМУ2". Каждой заявке выставляется значение от 0 до 20 баллов. Если Участник Конкурса указал в своей заявке, что готов принять на себя штрафные санкции в размере 25% от стоимости этапа Работ по изготовлению КА, то ему присуждается максимальное количество баллов (20 баллов) по данному показателю. Если Участник Конкурса указал в своей заявке, что готов принять на себя штрафные санкции в размере 20% от стоимости этапа Работ по изготовлению КА, то ему присуждается 10 баллов по данному показателю. Если же Участник Конкурса указал в своей заявке, что готов принять на себя штрафные санкции менее чем 20% от стоимости этапа Работ по изготовлению КА, либо вообще не указал информацию по штрафным санкциям за нарушение сроков выполнения этапов Работ, то ему присуждается 0 баллов по данному показателю".
Представители Заказчика на заседании пояснили, что Заказчик при оценке и сопоставлении заявок на участие в Конкурсе руководствовался порядком оценки, установленным в Документации, при этом Победителем в заявке на участие в Конкурсе указана информация по штрафным санкциям за нарушение сроков выполнения работ, а именно: "25% от стоимости работ по изготовлению космического аппарата", что является одним из этапов выполнения работ, кроме того Победитель предлагает компенсацию убытков в размере 0,2% за день просроченного этапа.
Представители Заказчика пояснили, что поскольку в заявке Победителя указана информация по штрафным санкциям за нарушение сроков выполнения работ, а также предложение о компенсации за нарушения сроков выполнения работ по этапам Заказчик не вправе присуждать заявке Победителя 0 баллов по указанному показателю. Таким образом, Заказчик при оценке указанного показателя присвоил заявке Победителя 4 балла.
Учитывая изложенное, довод Заявителя о нарушении порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе при оценке заявки Победителя Конкурса не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Документация не содержит порядок определения цены договора и порядок проведения расчетов, что не позволяет сделать вывод о лучшем предложении об исполнении договора по критерию "Цена Договора", поскольку в заявках на участие в Конкурсе цена договора может быть указана, как в рублях, так и евро, долларах и иной валюте.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и пояснили следующее.
Согласно пункту 2.9 "Сведения о валюте Договора" Документации
"_валютой формирования цены Договора является рубль Российской Федерации".
При этом пунктом 2.10 "Порядок применения официального курса иностранной валюты" Документации установлено, что "_все расчеты по Договору осуществляются в рублях Российской Федерации, если победителем конкурса будет иностранная компания, расчеты по договору будут производиться в иностранной валюте, исходя из цены договора, рассчитанной по курсу ЦБ РФ на дату подписания заявки участником конкурса".
Комиссия ФАС России, изучив заявку Победителя на участие в Конкурсе представленную на заседании представителями Заказчика установила, что Победителем в заявке на участие в Конкурсе указана цена - 4 825 000 000,00 российских рублей. При этом, Победителем в заявке на участие в Конкурсе указано, что при оплате "_российские рубли будут конвертированы в евро, в соответствии с курсом обмена евро в рубль Центрального Банка Российской Федерации на дату подписания заявки". Датой подписания заявки является 12.11.2013.
Учитывая изложенное довод Заявителя о том, что Документация не содержит порядок определения цены договора и порядок проведения расчетов является несостоятельным.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева" б/н, б/д (вх. от 13.02.2014 N 14780-Ф/14), на действия ФГУП "Космическая связь" при проведении открытого конкурса на право заключения Договора на проектирование, разработку, изготовление, поставку, адаптацию, подготовку к запуску, проведение испытаний на орбите, сдачу в эксплуатацию и поддержку на орбите в течение срока активного существования космического аппарата "Экспресс-АМУ2" (извещение 31300610418) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 февраля 2014 г. N 223Ф3-19/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016