Решение Федеральной антимонопольной службы
от 9 марта 2014 г. N 08/12024/14
Резолютивная часть решения оглашена "09" декабря 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено "09" марта 2014 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <>
рассмотрев в отсутствии представителей АНО "Организационный комитет
XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи" (далее - АНО "Оргкомитет "Сочи 2014"), уведомленных надлежащим образом, при участии представителя ЗАО "Билантлия" (площадь Александра Невского, д. 2, литер А, пом. 19-Н,(часть 2), Санкт-Петербург, 193167) дело N 1-14-251/00-08-13 по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") и пункта 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об Олимпиаде), установила:
В ФАС России поступило обращение Автономной некоммерческой организации "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр, XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи" (далее - АНО "Оргкомитет "Сочи 2014") о недобросовестной конкуренции со стороны ЗАО "Билантлия" (далее - Общество), действующего под брендом "AVIS", выраженной в предложении на территории Российской Федерации, посредством Интернет-сайта www.avis-rentacar.ru, услуг по прокату легковых автомобилей с незаконным использованием олимпийской символики на Интернет-сайте www.avis-rentacar.ru, в частности пяти олимпийских колец и обозначения "SOCHI 2014".
АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона об Олимпиаде обеспечивает во взаимодействии с Олимпийским комитетом России и Паралимпийским комитетом России при организации и проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр защиту олимпийской символики и паралимпийской символики (включая принадлежащие Международному олимпийскому комитету и Международному паралимпийскому комитету исключительные права на объекты интеллектуальной собственности), в том числе в судебном порядке.
Из заявления АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" следует, что ни Международный Олимпийский Комитет, ни АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" не заключали на территории Российской Федерации лицензионных договоров с Обществом на право использования товарных знаков N 353666 и N 316841, а также олимпийской символики (свидетельство N 788585) в отношении рассматриваемой группы товаров.
По мнению АНО "Оргкомитет "Сочи 2014", действия Общества, связанные с оказанием услуг по прокату легковых автомобилей, с размещенным на Интернет-сайте www.avis-rentacar.ru обозначением "SOCHI 2014" и пятью олимпийскими кольцами, являются актом недобросовестной конкуренции.
Общество представило письменные пояснения, суть которых сводится к следующему.
Нарушение, совершенное Обществом, работающим под брендом "AVIS", при размещении на своем Интернет-сайте www.avis-rentacar.ru олимпийской символики, в частности пяти олимпийских колец и обозначения "SOCHI 2014", было допущено по халатности сотрудников (работников) Общества. Общество ни в коем случае не хотело создать ложное впечатление о причастности компании к Олимпийским играм в 2014 году в городе Сочи. Нарушение антимонопольного законодательства Общество устранило добровольно.
Таким образом, по мнению Общества, рассмотрение дела N 1-14-251/00-08-13 Комиссии ФАС необходимо прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела N 1-14-251/00-08-13 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев все приложенные к материалам дела доказательства, установила следующие обстоятельства.
АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона об Олимпиаде обеспечивает во взаимодействии с Олимпийским комитетом России и Паралимпийским комитетом России при организации и проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр защиту олимпийской символики и паралимпийской символики (включая принадлежащие Международному олимпийскому комитету и Международному паралимпийскому комитету исключительные права на объекты интеллектуальной собственности), в том числе в судебном порядке.
Обозначение пять олимпийских колец является охраняемым товарным знаком по свидетельству о международной регистрации N788585, зарегистрированного, в том числе для товаров с 1 по 45 класса МКТУ, принадлежит Международному Олимпийскому Комитету (далее - МОК), правовая охрана которого распространяется на территорию Российской Федерации.
Словесное обозначение "SOCHI 2014" также является зарегистрированным на территории Российской Федерации товарным знаком, правообладателем которого в отношении товаров и услуг с 1 по 45 класс МКТУ на основании свидетельства на товарный знак N 353666 является АНО "Оргкомитет Сочи 2014".
Комбинированное обозначение, представляемое собой изображение белой пятиконечной звезды на фоне ломанного многоугольника синего цвета, полосы с двумя изгибами красного цвета в сочетании со словесным обозначением является "SOCHI 2014", является зарегистрированным на территории Российской Федерации товарным знаком, правообладателем которого в отношении товаров и услуг с 1 по 45 класс МКТУ на основании свидетельства на товарный знак N 316841 является АНО "Оргкомитет Сочи 2014".
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона об Олимпиаде изображение пяти олимпийских колец как олимпийский символ, а также обозначение "SOCHI 2014" являются олимпийской символикой.
Общество зарегистрировано 18.05.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу.
Общество является официальным лицензиатом европейского подразделения AVIS - Компании "AVIS Europe Plc". В настоящее время "AVIS Russia" предоставляет транспортные услуги по прокату легковых автомобилей.
Как следует из письменных пояснений директора Общества - А.К. Карреньо Торреса, а также было подтверждено представителем Общества в ходе рассмотрения дела, Интернет-сайт www.avis-rentacar.ru является корпоративной страницей Общества ("AVIS Russia").
На основании сублицензионного договора от 19.10.2010 N РД 0071416 Общество под брендом "AVIS", посредством Интернет-сайта www.avis-rentacar.ru, предлагает на территории Российской Федерации услуги по прокату легковых автомобилей с размещением на указанном Интернет-сайте обозначения "SOCHI 2014" и пятью олимпийскими кольцами, что подтверждается распечаткой Интернет-сайта www.avis-rentacar.ru из Интернет-архива www.archive.org.
Как следует из письменных пояснений заместителя директора Общества - А.А. Чистовича, словесное обозначение "SOCHI 2014" с пятью олимпийскими кольцами на корпоративном Интернет-сайте Общества использовалось только в период с апреля по май 2013 года, после проведения расследования внутри Общества, нарушение антимонопольного законодательства было устранено путем удаления логотипа Олимпийских игр - изображения олимпийского символа, словесного изображения "SOCHI 2014" со всех страниц корпоративного Интернет-сайта Общества www.avis-rentacar.ru.
Однако, как установлено Комиссией ФАС России, словесное обозначение "SOCHI 2014" с пятью олимпийскими кольцами использовалось Обществом, на своем корпоративном Интернет-сайте www.avis-rentacar.ru на дату 17.12.2012, что подтверждается распечаткой из Интернет-архива www.archive.org.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Закона об Олимпиаде признается недобросовестной конкуренцией и влечет наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с продажей, обменом или иным введением в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Если олимпийская символика зарегистрирована в качестве товарного знака, то определение факта незаконности ее использования осуществляется путем применения критериев сходства обозначения до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком или тождества обозначения товарному знаку, установленных, в том числе пунктом 3 статьи 1484 ГК РФ и пунктом 1 статьи 1515 ГК РФ, а также пунктом 14.4.2 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных приказом Роспатента от 05.03.2003 г. N 32.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" действия по введению в гражданский оборот товара с незаконным использованием олимпийской и/или паралимпийской символикой подлежат квалификации как акт недобросовестной конкуренции и в том случае, если данные действия не приводят и не могут привести к последствиям, упомянутым в пункте 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции".
Таким образом, ВАС РФ указал, что в данном случае для признания действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции, необходимо установить лишь сам факт незаконности использования хозяйствующим субъектом олимпийской и/или паралимпийкой символики при введении гражданский оборот товара или путем предоставления услуги, как одного из признаков недобросовестной конкуренции, независимо от того, привели или могли ли привести данные действия к получению преимуществ в предпринимательской деятельности, а также к причинению убытков конкуренту или нанесению вреда его деловой репутации, то есть без учета других ее признаков.
Согласно Регламенту о регистрации доменных имен в сети Интернет, администратор домена несет ответственность за выбор доменного имени, возможное нарушение прав на торговую марку, равно как и за конфликтные ситуации, возникающие при использовании доменного имени. Администратор (владелец) домена второго уровня самостоятельно определяет принципы администрирования делегированной ему зоны, величину и порядок оплаты работ по регистрации доменов в администрированной зоне.
Учитывая, что ни АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" ни Международный Олимпийский Комитет, не заключали на территории Российской Федерации с Обществом лицензионных договоров на право использования указанных товарных знаков и олимпийской символики в отношении рассматриваемой группы товаров (предоставление услуг), все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции", присутствуют в действиях Общества.
Действия Общества, выраженные в предложении на территории Российской Федерации, под брендом "AVIS", посредством Интернет-сайта www.avis-rentacar.ru, услуг по прокату легковых автомобилей направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности перед хозяйствующими субъектами-конкурентами, не использующими незаконно олимпийскую символику, являющуюся чужой интеллектуальной собственностью, при реализации данного рода товаров (предоставление услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 7 Закона об Олимпиаде и спользование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров) и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.
Действия Общества противоречат законодательству Российской Федерации, а именно пункту 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 7 Закона об Олимпиаде и могут причинить убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам, поскольку могут повлечь перераспределение спроса на товарном рынке за счет возникновения у потребителей впечатления о причастности Общества к партнерам и спонсорам Олимпийских игр.
Руководствуясь статьями 7 и 8 Закона об Олимпиаде, пунктом 3 статьи 1484, статьей 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4, пунктом 4 части 1 статьи 14, статьей 23, частями 1 и 2 статьи 41, частью 2 статьи 45, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона "О защите конкуренции", Комиссия ФАС России решила:
1. Признать действия ЗАО "Билантлия" на товарном рынке услуг по бронированию автомобилей на территории Российской Федерации, связанные с незаконным использованием товарного знака по свидетельству о международной регистрации N 788585 и товарных знаков по свидетельствам NN 353666, 316841 при предоставлении услуг по прокату легковых автомобилей на территории Российской Федерации актом недобросовестной конкуренции, противоречащим пункту 4 части 1 части статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которым не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с продажей, обменом и иным введением в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.
2. Прекратить дело N 1-14-251/00-08-13 в связи с добровольным устранением нарушения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 марта 2014 г. N 08/12024/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016